Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Не случайно — потому что с этих жизненнонепреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.Какая же общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлениюфилософии? В Древней Греции философия формируется тогда, когда смыслчеловеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. И нетолько возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды,как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становитсятрудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценноститеряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше?25Возникновение античной философии приходится на тот период (VI в.
до н. э.),когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают своюнедостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческиезапросы.Древнегреческая религия и мифология — это политеизм, или многобожие; боги —антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром небезгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе; последняя есть слепая игрозная, неотвратимая сила, уклониться от которой не дано никому. Боги неотделены от людей непроходимой пропастью: они, как и люди, обуреваемы страстями,могут быть и доброжелательными, и коварными, враждуют и ссорятся между собой,заключают союзы, влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которыенередко втягивают и людей. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, чтовсякое божество завистливо и непостоянно, стоит на страже общего уровня инизвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем, — идея, глубокоукорененная тогда в сознании.
Боги блюдут справедливость и являются гарантамивсех принятых в обществе установлений. Так, богини мщения Эринии карают заклятвопреступления, за преступления против семьи, за обиду, нанесенную нищим, ит. д.Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную рольсыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX—VII вв. до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение греческих колоний,увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив егов города. В результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земельрасширялся географический горизонт греков, Средиземное море стало известным доГибралтара, куда доплывали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровскоепредставление о мире обнаружило свою неадекватность.
Но самым важным былорасширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомыхгрекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности,условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторыспособствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели ккризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.26К VI в. до н. э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальныхотношений, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждоеиз которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этотуклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение.
В качестве той формызнания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждаяместность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношенияк человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались: это былиприродные боги, олицетворение природно-космических сил. Сознание человека вмифологическую эпоху еще не вполне индивидуализировано; человек мыслит себя нестолько как нечто самостоятельное, сколько как включенный в свое сословие, своюсоциальную общность, затем — в свой народ, свою религию.Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработкиновой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Онапредложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, ачерез собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все наверу, думай сам.
На место обычаев приходило образование, место отца в воспитаниизанимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степениставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и напротяжении нескольких веков — с VII по IV в. до н. э. — наблюдается жестокаясхватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечтоединое.Схватка эта, впрочем, протекала в разных формах. Ее первый этап был изображен вгреческой трагедии. Нравственность, выросшая на почве родовых отношений,вступает в конфликт не просто с частным интересом отдельного лица. Между собойсталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, котораяпредставляет всеобщее начало, но данное в его природной непосредственности, а сдругой — новый, нарождающийся тип всеобщего, по отношению к которому отдельныйрод, семья выступают как нечто частное: это — государство, все граждане которогосоставляют правовое и политическое целое.27Такое столкновение мы видим в трагедиях Еврипида «Ифигения в Авлиде», Эсхила«Агамемнон» и «Эвмениды» (V в.
до н. э.). Микенский царь Агамемнон приносит вжертву богам свою дочь Ифигению ради успеха греческого войска в походе противтроянцев, тем самым подчиняя всеобщим интересам жизнь своего собственного рода.Жена Агамемнона Клитемнестра защищает родовую нравственность и убивает мужа,возвратившегося из похода победителем. Сын Агамемнона и Клитемнестры Орест чтитсвою мать, но по закону он должен защищать права отца. И Орест мстит за смертьотца, совершая убийство матери.Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизнии традиционных ценностей.
С одной стороны, она выступает как критика традиции,углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а сдругой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новоездание, новый тип культуры.2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философииСпецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития,является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Не случайнопервых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителейтак называемой милетской школы (VI в. до н. э.), несколько позднее —пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческогослова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первуюочередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. Адревнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов вней был вопрос о происхождении мира.
Но между мифологией и философией имелосьсущественное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философияспрашивала, из него оно произошло. В «Теогонии» первого известного по именидревнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос;затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породилНочь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищутнекоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это — вода, уАнаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) — огонь. Само жепервоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современнаяфизика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и всенаселяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь — это своегорода метафоры, они имеют и прямое и переносное, символическое значение.28Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всегосущего.
В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии(термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Еецентральный мотив — выяснить, что действительно есть, иными словами, пребываетнеизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим.Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (илипредставляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь(хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самымот образа «порождения».
На место мифологического порождения у философовстановится причина.Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Онирассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное исамотождественное первоначало предстает в различных формах, испытываявсевозможные превращения.
Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласнокоторому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбупротивоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненнаястихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышлениепервых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в немлогическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания,обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующемупонятиями.
Одним из важных этапов такого перехода для греков было учениепифагорейцев (получивших это имя от основателя школы — Пифагора, жившего вовторой половине VI в. до н. э.), которые считали началом всего сущего число, атакже учение элеатов — Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI — начало V в. дон. э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового.29Согласно Пармениду, бытие — это то, что можно познать только разумом, а не спомощью органов чувств; более того, постижимость разумом — важнейшее определениебытия.
Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, — это то,что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее,непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишьмышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то жеесть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говоря, мышление и бытие —это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, анебытия нет.
Слова Парменида означают: есть только невидимый, неосязаемый мир,называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего изтого, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; существуетлишь невидимое, неосязаемое, ибо только оно может быть мыслимо без противоречия.Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческойфилософии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, неможет и существовать.Впервые именно школа элеатов с такой четкостью противопоставила истинное бытиекак нечто умопостигаемое, доступное разуму — чувственному миру, противопоставилазнание — мнению, т.














