Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 78
Текст из файла (страница 78)
Рорти определяет ее как способность человека к«переописыванию» своего положения или всей своей жизни в целом. Ирония позволяетиндивиду обновлять исповедуемые ценности и свою идентичность, как бы занововоссоздавать себя. Благодаря иронии человек символически становится причинойсамого себя. Хотя все индивиды потенциально обладают способностью к иронии,далеко не все выражают эту способность с равной силой и оригинальностью.
Поэтомуподлинная ирония — удел немногих — творческого меньшинства, которое составляетавангард человеческой расы. Именно представители этого меньшинства создают новые«переописывания», новые слова и новые словари.В отличие от иронии, которая выражает индивидуальную способность, солидарностьявляется важной характеристикой культуры и общества в целом. Ее формирование вгораздо большей степени зависит от воспитания и развития чувств, чем отсостояния разума или рассудка.
Она покоится на всеобщем уважении прав человека,на торжестве таких ценностей, как равенство, достоинство и братство, которыезависят от доброй воли людей. Рорти выступает за то, чтобы солидарностьохватывала все более многочисленные и различные группы людей. Для этого онадолжна быть множественной, гибкой и открытой. Рорти также считает, чтофилософская объективность должна уступить место солидарности, посколькуистинность знания не определяется его соответствием внеязыковой реальности, онаявляется выражением интерсубъективного согласия, солидарности исследователей.339Хотя ирония и солидарность существенно различаются, между ними есть точкисоприкосновения. Будучи индивидуальной, ирония не ограничивается одной толькочастной сферой, ибо она часто выражается в письменных публикациях, имеющихобщественный характер. Являясь свободным творчеством, она не только не зависитот солидарности, но может становиться разрушительной для нее, когда солидарностьвыступает как принуждение.
В то же время, если солидарность стремится полностьюоградить себя от критической и творческой иронии, она может быстро становитьсяодномерной и тоталитарной. Поэтому, как отмечает Рорти, установление гармониимежду практикой иронии и практикой солидарности приобретает важное значение.Что касается самой философии, то Рорти выделяет ей весьма скромные место и роль.Он считает, что в течение последних пяти столетий эволюция западной культуры шласначала от религии к философии, а затем от философии к литературе. В XVIII в.пришел конец религии, а к концу XX в.
та же судьба постигла философию. В нашидни, по мнению американского философа, утвердилась «литературная культура»,которая «заменила литературой и религию, и философию». Религия и философия сталимаргинальными.Рорти уточняет и успокаивает: «Нет никакой опасности в том, что философии пришелконец».
Тем не менее общество и культура становятся постфилософскими. Поэтому вновых условиях, как полагает Рорти, философия должна быть другой. Ей предстоит вполной мере признать, что она не наделена какой-либо особой общественнойфункцией или назначением. Философии следует отказаться от попыток оказыватьвлияние на политику.
В ее компетенцию не входит обоснование законов, норм иценностей, как и забота об истине и смысле. От нее требуется признание того, чтосовременное общество не нуждается в каком-либо эссенциализме, фундаментализме иуниверсализме. Философии предстоит стать частным делом человека, подобноживописи или поэзии. Она должна не слишком отличаться от литературы. Философиядолжна выступать как вид описания и повествования, который в той или иной меревыделяется среди других, но вовсе не является высшим.
Философия — это «разговоро культуре» и «в культуре». Ее назначение состоит в том, чтобы поддерживать итворчески обогащать разговор людей между собой.340Следует отметить, что на отношениях Рорти к философии ощутимо сказываетсяпрагматизм. Отсюда его довольно узкий и упрощенный взгляд на место, роль изначение философии в жизни общества и культуры. Думается, что и в современныхусловиях философия сохраняет свое отношение ко всем видам человеческойдеятельности, включая политику, науку, искусство и литературу.
Без философскогоизмерения культура становится поверхностной, упрощенной и обедненной. Оналишается философской проблемности и глубины, адекватного самосознания исамооценки, подлинной интеллектуальности и духовности.Подводя некоторые итоги, можно сказать, что основные черты и особенностипостмодернистской философии сводятся к следующим.Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результателингвистического поворота, осуществленного западной философией в первой половинеXX столетия. Этот поворот с наибольшей силой проявился сначала в неопозитивизме,а затем в герменевтике и структурализме. Поэтому постмодернистская философиясуществует прежде всего в постструктуралистском и герменевтическом вариантах, атакже в неопрагматистском.
Наибольшее влияние она испытывает со стороны Ф.Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципыплюрализма и релятивизма. Согласно этим принципам в реальной действительностипостулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установлениекакой-либо иерархии. Данный подход распространяется на теории, парадигмы,концепции или интерпретации того или иного «порядка». Каждая из них являетсяодной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мереявляются относительными.В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии нерассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либообъединяющим центром.
Мир распадается на множество фрагментов, между которымиотсутствуют устойчивые связи.341Постмодернистская философия отказывается от категории бытия. В прежней философиионо означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысльприобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку,объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматриваетпрежнее понимание знания и познания. Он решительно и обоснованно отвергаетсциентизм, но перекликается с агностицизмом.Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности ипознания, отрицает прежний антропоцентризм и гуманизм.Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также вразработанных на его основе идеалах и ценностях.Постмодернизм в философии сближает ее не с наукой, а с литературой, усиливаеттенденцию к эстетизации философской мысли.В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой,неопределенной и парадоксальной.Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху.
Оннеплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементовпредшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане онвыглядит довольно скромно. Тем не менее некоторые его черты и особенности,видимо, сохранятся в культуре нового столетия.342Раздел IIIИстория русской философииИстория философской мысли в России — органическая часть всемирной историифилософии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемымировой философии являются и ее проблемами.
Однако подход к этим проблемам,способы их усвоения и осмысления глубоко национальны. Правильное представление онациональном своеобразии русской философии может быть получено лишь в результатеглубокого осмысления ее истории, отражающей все ее этапы с начала зарожденияфилософской мысли в Киевской Руси до наших дней.Глава 1. Начало русской философской мыслиРусь включилась в «мировое измерение» философии в конце X в. благодаряприобщению к духовной культуре православной Византии.После крещения Руси в 988 г. на этапе своего становления русская культуравыступает как органическая часть славянской православной культуры, на развитиекоторой большое влияние оказали братья Кирилл и Мефодий, славянскиепросветители, создатели славянской азбуки.
Они перевели с греческого настарославянский язык основные богослужебные книги. Этот язык в X в. становитсякнижным языком славянских народов, поэтому литературные памятники болгарского,сербского, чешского и моравского происхождения воспринимаются на Руси как«свои». Особенно важное стимулирующее воздействие на древнерусскую мысль имелоболгарское влияние X— XIII вв., при посредстве которого в Киевской Руси получилираспространение такие богословские сочинения, как «Шестоднев» Иоанна ЭкзархаБолгарского, «Сборник царя Симеона», известный на Руси как «Изборник Святослава1073 года», и др.343Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, еемировоззренческую основу составлял политеизм (многобожие). По определению Б. А.Рыбакова, славянское язычество — это «часть огромного общечеловеческогокомплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубинтысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий».Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества восходят кдревним индоевропейским источникам.














