Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 50
Текст из файла (страница 50)
Реальность,начиная с нашего Эго, постепенно распространяется сперва на все объекты,представляющие интерес для нашего Эго, а затем и на объекты, постоянно с нимисвязанные... Это наши жизненные отношения... Таким образом, мы приходим кважному выводу о том, что наша собственная реальность — это чувство нашейсобственной жизни, которым мы обладаем в любой момент, является первичным изпервичных нашей веры.215Это так же верно, как верно то, что я существую, — такова наша высшая гарантиябытия всех остальных вещей... Мир живых реальностей, в противоположностьнереальностям, таким образом, укоренен в Эго, рассматриваемом как активный иэмоциональный термин».Приведенное положение представляет собою неплохую иллюстрацию философскойпозиции Джеймса и прагматизма в целом: здесь очевиден отказ отпротивопоставления чувственно-эмоционального и рационального, «субъектоцентризм»с акцентом на практическую жизнь и волевое начало, характерные для целого букетаразмежевавшихся друг с другом направлений постклассической европейскойфилософии.
Можно лишний раз убедиться в том, насколько последовательно Джеймскак сторонник философии прагматизма выражал в своих сочинениях мировосприятиеамериканской нации, находившейся в процессе становления из разнородных элементови предпочитавшей синтез размежеванию. Под этим углом зрения можно ясно понять,почему Джеймс сравнивал философию прагматизма с коридором в гостинице, которыйпредназначен для того, чтобы им пользовались обитатели всех номеров, и дажеопределял прагматизм как метод улаживания философских споров.3. Инструментализм Дж.
ДьюиТретьим виднейшим теоретиком прагматизма был американский мыслитель Джон Дьюи(1859—1952), философ (его вариант прагматизма обрел собственное имя —инструментализм), социолог и психолог, правовед и педагог. Его педагогическаяконцепция получила распространение не только в Америке, но также впослеоктябрьской России и в Китае. Программа инструментализма была провозглашенаим даже несколько раньше выхода в свет книги Джеймса «Прагматизм» — и в той жеформе: в 1903 г. вышли в свет «Лекции по логической теории». В них логикатрактовалась Дьюи как универсальный метод решения жизненных задач.Наиболее полно эта концепция представлена в его «Очерках по экспериментальнойлогике» (1916).
Здесь он весьма негативно оценил быстро распространившееся слегкой руки Джеймса представление о прагматизме как идеологии практицизма. Онназывает легендой мнение о том, что прагматизм рассматривает познание какпростое средство достижения практических целей216или удовлетворения практических потребностей. Да и само слово «практический»,считает Дьюи, означает лишь правило, которое состоит в требовании искатьокончательные значения и последние оправдания всякой мысли, всякогорефлексивного рассуждения в его следствиях.
Прагматизм ничего не говорит оприроде этих следствий, которые могут быть эстетическими или этическими,политическими или религиозными — какими угодно. Дьюи подчеркивает, что познаниене занимается трансцендентным; познавательная активность нацелена на«урегулирование ситуации», в какой бы сфере деятельности она ни возникала: «Мыне знаем ни источника, ни природы, ни средства лечения малярии, пока не можемвоспроизвести или вылечить малярию; ценность и касательно воспроизведения, икасательно устранения зависит от характеристик малярии в отношении с другимивещами. И дело так же обстоит применительно к математическому знанию или кзнанию из областей политики или искусства.
Относящиеся к ним объекты не познаны,если они не сделаны в ходе процесса экспериментального мышления. Их полезность,когда они сделаны, есть все го, что относительно них, каковы бы они ни были,опыт способен в последующем определить от бесконечности до нуля».Для «экспериментальной логики» Дьюи весьма важным является понятие исследования.Исследование — это сам целостный опыт, рассматриваемый под специфическим угломзрения. Человеческая жизнь складывается из множества ситуаций. Любой конкретныйобъект, любой процесс — непременно органическая часть ситуации. Изолированныйобъект просто невозможен, хотя бы потому, что его изоляция от других — эторезультат активной процедуры нейтрализации тех связей, в контексте которых онсуществует изначально. Частный объект, прямо или косвенно, никогда не интересуетчеловека «сам по себе»: он становится предметом познания, будучи включен в связьс познающим субъектом и в контексте познавательной ситуации, которая предстаеткак проблематическая.Познание поэтому начинается со вступления в неопределенную ситуацию.
Онапорождает сомнения и вопросы, поэтому ее можно назвать проблематической. Правда,проблематизадия — это уже не сама ситуация, а ее антиципация, т. е. начало ееосвоения. Первый шаг решения — вычленение в неопределенной ситуации остальныхэлементов. Так, звук сирены во время киносеанса создает для человека беспокоящуюего неопределенную си217туацию. Первое, что делает человек в такой ситуации, — он оглядывает зал,обращая внимание на расположение кресел, запасных и основных выходов, особеннона нестабильный элемент ситуации — поведение людей.
Осознание этих моментовпозволяет ему сформулировать проблему: какой путь спасения наиболее адекватенситуации. Все наблюдаемые моменты превращаются сознанием в компоненты проблемы,анализ которых способен привести к практически ценному решению. В образованиипроблем по поводу неопределенных ситуаций и в их решении как раз и состоитназначение мышления. В ходе операций мышления с факторами, составляющимипроблему, рождаются идеи. Чем больше элементов проблемы освещены, тем болееясными могут стать понятия, касающиеся решения проблемы: ясные идеи превращаютсяв программу практического действия.Конечно, самые светлые идеи — это только предвосхищение того, что можетпроизойти; они обозначают возможности.
Но они функциональны, поскольку способныстать средствами преодоления проблематической ситуации, и операциональны, таккак превращаются в планы действий и в программы получения новых фактов.Таковы базовые, принципиальные положения прагматизма в целом — не толькоинструментализма Дьюи — о познании и его назначении. Отсюда следуют достаточнорадикальные перемены в смыслах традиционных философских понятий. В их числе«реальность» и «истина», представляющие собою главные структурные элементытрадиционной философии.Глава 4.
Неопозитивизм1. Общая характеристикаПримерно в то же время, когда работы Ч. Пирса привлекли внимание широкого кругафилософов и логиков и стали достаточно активно публиковаться, в «Берлинскомобществе эмпирической философии» близкие идеи развивали X. Райхенбах, К. Г.Гемпель, В. Дубислав и др. В Австрии образовался Венский кружок, в которыйвходили М.
Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгль, К. Гёдель, О. Нейрат, Ф. Вайсман и др.Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице А.Айера. Идеи Венского кружка во многом разделял и218другой английский философ, Г. Райл. В Польше сложилась Львовско-варшавская школалогиков во главе с А. Тарским и К. Айдукевичем. В историю философии направлениеэто вошло под названием неопозитивизм. Неопозитивисты в течение десяти летпровели ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже(1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938).Когда Австрия была присоединена к фашистской Германии, деятельность этихобществ, членами которых были главным образом евреи, стала невозможной.
Ещераньше, в 1936 г., душа Венского кружка М. Шлик был убит помешавшимся нарелигиозной почве студентом, и в 1938 г. Венский кружок распался. Карнап иТарский переехали в США, где постепенно сложилось сильное позитивистскоетечение, частично сомкнувшееся с прагматизмом.Неопозитивизм больше, чем любое другое учение, был связан с наукой, прежде всегос математикой и теоретической физикой, что и обусловило как его огромное влияниена интеллектуальную жизнь Запада на протяжении практически всего XX в,, так иего проблематику.
В ходе бурного, буквально взрывообразного развития наукипроизошел радикальный и универсальный переворот в научной картине мира. Апоскольку социальный престиж науки тогда был чрезвычайно высок, то эти переменысказались и на мировоззрении европейского человека.Особенно грандиозными были изменения в области физики, крупнейшим знаковымсобытием в которой, после проникновения в структуру атома, стало создание А.Эйнштейном в 1905 г. специальной теории относительности.Не менее глубокие перемены были связаны с развитием квантовой физики. Ее базовыйпринцип состоит в том, что энергетический обмен совершается не непрерывно, адискретно, мельчайшими порциями, квантами. У истоков этой теории стоял М.
Планк,который ввел понятие «кванта действия», выраженное в формуле Е=hn. Позднее Н.Бор использовал квантовую теорию для объяснения строения атомов и особенностейспектров излучения различных химических элементов. Л. де Бройль, один изсоздателей квантовой механики, выдвинул идею о волновых свойствах материи, ввелпонятие «волновый пакет» и попытался тем самым объяснить волновые икорпускулярные свойства света, о которых свидетельствовали, казалось бы,противоречившие друг другу серии различных экспе219риментов. Эту двойственность волны и частицы (ее физики распространили настроение всей материи) Бор истолковал как особый феномен, сформулировав принципдополнительности, согласно которому волновое и корпускулярное описание неизбежнои противоречат друг другу, и друг друга дополняют.Весьма важным для развития микрофизики оказался принцип неопределенности,сформулированный В.















