Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Марксистская диалектика, считает Альтюсер,отличается от гегелевской самой своей структурой, и прежде всего иным пониманиемцелостности и ее внутренних связей. Общество — это изначально сложное«структурированное» целое, которое может развиваться лишь в результатевзаимодействия всех его сфер. Экономика, детерминирующая (определяющая) вконечном счете другие сферы общества, сама ими «сверхдетерминируется».
Толькопри условии такой «сверхдетерминации», прежде всего со стороны политики иидеологии, может разрешиться основное экономическое противоречие. Однопротиворечие, как бы оно ни было важно, не может быть движущей силой развития.Оно лишь самовоспроизводится. Движущая сила — это комплекс противоречий сменяющимися внутренними связями (наложение, сгущение, смещение и т. д.).По мнению Альтюсера, увлечение эмпирией наносит современной науке непоправимыйвред.
Он выдвинул концепцию научного познания как синтетической переработкипрежнего знания, как перехода от «плохих» абстракций к «хорошим» (в этом онопирался на французских историков науки и эпистемологов — А. Койре, Г. Башляра).Следуя этой установке в своей двухтомной работе «Читать «Капитал» (1965),Альтюсер истолковал научную революцию Маркса как переход от одноплоскостнойэмпирической проблематики преднаучного знания к многоуровневой,структурированной проблематике подлинной науки.
Он предложил «антигегельянскую»интерпретацию «Капитала» Маркса, по-своему решая вопрос о роли философии вмарксизме и научном познании в целом.Помимо двух основных течений в западном марксизме выделяются крупныеисследователи проблем «третьего мира» (развивающихся стран) и капитализма какмировой системы (С. Амин, А. Г. Франк, И. Валлерстейн); представителикритической социологии; защитники марксистского феминизма; сторонникимарксистски ориентированного экологизма и др.183Марксистская философия эволюционировала в своем развитии.
Но в XX в. ее задачивышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссиипролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистическогобудущего. Сегодня она не отождествляется более с продуктом официозногофилософского творчества политических партий и движений, а является результатомсвободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющихглавные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, какобъективность и закономерность развития действительности, возможность ихрационального познания и использования в процессе сознательной деятельности,диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющейроли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления,представление о социальной роли и функциях философии.Раздел IIЗападная философия в XX столетииГлава 1.
Общие черты и особенностиЗападная философия XX в. существенно отличается от предшествующей. Главное инаиболее общее ее отличие связано с тем, что на рубеже XIX и XX вв. совершилсяпереход от традиционной классической философии к неклассической. Этот переход вомногом был обусловлен тем, что в указанный период вся западная культурапереживала глубокие изменения, которые по-особому ярко проявились в науке.В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая,неклассическая наука, которая существенно отличается от классической.
В ней уженет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятиеистинности все больше уступает место понятию валидности (обоснованности),которое опирается на внутренний, формально-логический критерий. Сходную судьбуразделяют такие понятия классической науки, как причинность и детерминизм,уступая место вероятности и индетерминизму- Все более значимыми в познаниистановятся теории и модели, построенные математическим способом самим познающимученым.
Перефразируя известное выражение Пифагора, можно сказать, что весь мирвсе больше сводится к числу. Основными методологическими принципами в наукестановятся принципы релятивизма и плюрализма, в силу которых складываетсяплюрализм общих картин мира.Меняется социальная роль науки. Классическая наука превращается в технонауку.Наука все больше становится инструментальной и прагматичной; основными ее целямитеперь являются не столько знания и истина, сколько прямое участие впреобразовании и эксплуатации природы, в повышении эффективности экономическогопроизводства. Наука становится непосредственной производительной силой.185Не менее важные изменения происходят в искусстве.
Здесь в конце XIX в. возникаетмодернизм, к которому в начале XX в. присоединяется авангард. Эти направлениярадикально отличаются от предшествующего классического искусства. В нихпроисходит резкое смещение акцента с объекта на субъект, с объективности иправдивости на субъективные ощущения и представления. Принцип «неверностипредмету» становится одним из главных принципов эстетики модернизма и авангарда,принципом сознательной деформации, искажения и разложения предмета, принципомотказа от предмета, предметности и фигуративности. Особое внимание такжеуделяется эксперименту, поиску новых выразительных средств, технических ихудожественных приемов, что в авангарде превращается в настоящую страсть кэксперименту, в погоню за новизной.Важные изменения происходят в религии, особенно в ее социальном положении,которое все более ухудшается.
Можно сказать, что первая половина XX в. сталасамой безрелигиозной в истории Запада. Во второй половине XX в., в связи свозникновением постмодернизма, положение религии несколько улучшается, ноостается весьма сложным.Сходные процессы и изменения происходят в философии. Вслед за наукой онастановится неклассической.
В ней возникают новые течения, которые характерны дляскладывающейся культурной ситуации. Весьма примечательным в этом планепредставляется появление в начале XX в. американского прагматизма, ставшегофилософией и идеологией современного делового человека. Не менее примечательными характерным явлением стало возникновение в последней четверти XX в.постмодернистской философии как отражения новых тенденций в западной культуре.В целом в течение XX в.
философия приобретает многие специфические черты иособенности, наиболее важные и существенные из которых можно свести к трем:новые отношения с наукой; тенденция к преодолению метафизики; лингвистическийповорот.Отношения философии с наукой вообще и с естествознанием в особенности всегдаимели важное и во многом определяющее значение.
В течение долгой истории этиотношения претерпели глубокую эволюцию. До эпохи Нового времени наука186существовала и развивалась внутри философии, а обе они находились в тесномединстве с религией и искусством. С наступлением Нового времени ситуация резкоменяется. Наука четко обособляется от религии и искусства и начинаетсуществовать в чистом виде. В ней формируются ученые современного типа. Если ещев XVI в. они были редкостью (Н. Коперник), то в XVII в. их ряды с ускорениеммножатся.
Не случайно это столетие стало веком первой научной революции.Ситуация с философией выглядела более сложной. Она также обособлялась от религиии искусства, хотя в меньшей степени, чем наука. Даже у Дж. Бруно философия всееще переплетается с религией, поэзией и мистикой.Что касается отношений философии с наукой, то они остаются очень тесными, носущественно меняются.
Раньше типичной была фигура философа, который наряду ссобственно философскими изысканиями занимался и научными исследованиями,рассматривая их в качестве второстепенных и прикладных. Теперь наука по своейзначимости уравнивается с философией. Более того, некоторые философы начинаютвоспринимать науку как образец или модель для построения своих сочинений.
Вкачестве примера можно указать на Б. Спинозу, назвавшего свой основной трудвесьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В данном трудеэтические положения действительно излагаются и доказываются в формегеометрических теорем.Именно эта тенденция, в соответствии с которой философия все больше опирается нанауку или же соотносит себя с ней, а роль, влияние и престиж науки все болееусиливаются, характеризует всю последующую эволюцию отношений между философией инаукой. Растущий авторитет науки привел к тому, что уже в XVIII в. возниклипервые формы сциентизма, который абсолютизировал и обожествлял роль и значениенауки, фактически ставил ее на место, которое раньше занимала религия.В XIX в. указанная тенденция усиливается, чему способствовал бурный ростпроизводства, служивший мощным стимулом для развития науки.
Под растущим еевлиянием все больше ослабляются позиции религии, ускоряется и углубляетсяпроцесс секуляризации общества. Рядом с наукой неуютно чувствует себя не толькорелигия, но и искусство. Своеобразие складывающейся ситуации выразил Ф. Ницше:«У нас остается искусство, чтобы не умереть от науки». Положение философии всеболее усложняется.187В первой половине XX в. роль и влияние науки достигают своего апогея.
Ее властьи авторитет становятся безраздельными. В данных обстоятельствах своеобразиебольшинства философских течений в значительной мере обусловливается характеромих отношения к науке.По числу философских школ и течений XX век значительно превосходитпредшествующее столетие, хотя некоторые из них — неокантианство,неогегельянство, философия жизни, персонализм — возникли еще в XIX в. В XX в. кним добавились прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика,франкфуртская школа, аналитическая философия, неопозитивизм, философия науки,структурализм, постмодернизм.














