Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Он доказывает, что различиесубъекта и объекта, идеального и реального существует только «в явлении», вединичном, тогда как «в себе» они тождественны. Шеллинг говорил, что «Изложение»открывает ряд публикаций по «идеальной философии». Но он пытался переработать всвете новой концепции и свои натурфилософские идеи, и философию искусства.Учение об Абсолюте получает развитие в диалоге «Бруно» (1802), двух частях«Дальнейшего изложения моей философской системы» (1802), «Философии и религии»(1804) и «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы».
Этоттрактат, вышедший в 1809 г. в качестве первого тома его «Философских сочинений»,стал последней значительной128работой, опубликованной самим Шеллингом, хотя вплоть до самой смерти в 1854 г.философ продолжал писательскую и лекционную деятельность. Особый резонанс имелиего берлинские лекции 40-х тт. На этих лекциях присутствовало немало людей,которым суждено было оказать большое влияние на последующую мысль, — Ф. Энгельс,С.
Кьеркегор, М. А. Бакунин и др. После смерти Шеллинга сын философа опубликовалСобрание сочинений своего отца в 14 т.Студенческие работы Шеллинга посвящены толкованию мифов, прежде всегобиблейских. В конце жизни он заявил, что в этом и состоит подлинная «позитивнаяфилософия». Но большую часть своей философской деятельности он посвятил попыткамрациональной реконструкции сущего. Воодушевившись поначалу идеями Фихте, вскореон осознал необходимость их радикальной трансформации.
Фихте говорил о том, чточеловеческое Я (в его сверхиндивидуальном аспекте) полагает не-Я, или природу,но не уточнял механизмы этого полага-ния. Судя по фихтевским иллюстрациям,создавалось впечатление, что природа для него — большой кусок железа или лавы ичто ее значение ограничивается поставкой материала для деятельности субъекта.Шеллинг не мог примириться с такой трактовкой и решил дополнить наукоучение,или, как он стал называть его, «трансцендентальную философию», натурфилософскойчастью. Позже он выделил «натурфилософию» в особую дисциплину, с которой онпредлагал начинать построение научной метафизики.Идея Шеллинга состояла в том, что если идти от Я, как это делал Фихте, то,рассуждая о природе, придется словно пятиться назад.
Более логично начать сприроды, дедуцировать ее свойства и лишь затем перейти к анализу человеческогосознания. Но чтобы эффективно реконструировать природные механизмы, надоположить в основание правильное понятие природы. Ее нельзя трактовать какпростую сумму материальных объектов. Природа есть «тождество продукта ипродуктивности» [1], объекта и субъекта. Важно только помнить, подчеркивалШеллинг, что речь идет об абсолютном субъекте. Этот субъект стремится к тому,чтобы стать объектом для самого себя, увидеть себя в своей абсолютности. Носразу это невозможно.
Чтобы осознать себя, он должен обратить свою деятельность,допус1 Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987—1989. Т. 1. С. 193.129тить самоограничение. Результатом оказывается то, что он постигает себя не вкачестве бесконечного субъекта, а как нечто конечное, как объект, первоматерию.Иными словами, подвергая себя самоограничению, абсолютный субъект превращается внечто иное. Но он не может остановиться на этом и противопоставляет себя материиуже в качестве субъекта.
Однако первый образ субъекта как такового — светоказывается неадекватным и отбрасывается, перемещаясь в мир объективности. Такпроисходит дедукция природных сил. Соединение материи и света порождаетдинамический процесс, моментами которого оказывается магнетизм, электричество ихимизм. Первоматерия становится веществом. Субъект же обнаруживает себя какжизнь. Но и этот образ впоследствии объективируется.Исчерпав природные формы, абсолютный субъект постигает себя вквазипсихологических категориях как познание и свободную волю.
Свободаоказывается самым адекватным рефлективным образом Абсолюта. Однако, пока ейпротивостоит мир необходимости, подлинной абсолютности не достигается. Абсолюткак таковой должен быть понят как тождество свободы и необходимости,сознательного и бессознательного. Но такое самопостижение Абсолюта возможно лишькак итог нерефлективного интеллектуального созерцания.Отказавшись от Я как исходного пункта философии, Шеллинг утратил возможностьапеллировать к самодостоверности исходных посылок. Его рассуждения приобреликвазигипотетический характер и потребовали от него поисков внешнихподтверждений. Таким подтверждением является, по мнению Шеллинга, искусство.Художественное творчество гениев воплощает в себе единство сознательного ибессознательного, и созданные ими шедевры представляют собой объективноеподкрепление тезиса о возможности интеллектуального созерцания тождествасознательного и бессознательного в Абсолюте.Тема Абсолюта со временем все больше занимала Шеллинга.
В ее трактовке онориентировался скорее на мистическую традицию, чем на стереотипы школьнойфилософии. Говоря об Абсолюте, или Боге, как тождестве, он в то же времяпоказывал его внутреннюю дифференцированность. В Боге, доказывал Шеллинг, надоразличать основу его существования и самого существующего Бога. Темная основаБога находится в нем самом, но не совпадает с самим Богом. Эта раздвоенностьпроходит через все бытие.
Сам мир и человек возникают как побочный продуктбожественного самосозидания, словно искра, проскакивающая между двумя полюсамиАбсолюта.130Это обстоятельство объясняет уникальное место человека в мире. Человек являетсяобразом Бога, но, в отличие от Бога, лишен гармонии светлого и темного начала иобречен на то, чтобы постоянно выбирать между добром и злом.
Правильный выбор, сточки зрения Шеллинга, состоит в том, чтобы человек не мнил себя самостоятельнойединицей сущего. Претензии на самодостаточность смещают человека на перифериюбытия, тогда как на деле он должен стремиться к слиянию с подлинным центроммироздания — Богом.В ранних натурфилософских и теологических теориях Шеллинга заметен некийэволюционистский момент. Учение о стремящемся к адекватному самопостижениюабсолютном субъекте можно истолковать как теорию саморазвивающегося Бога. СамШеллинг счел ее крайне экстравагантной и позже отказался от нее. Он сталговорить, что все эти рассуждения есть не более чем логическая реконструкция, неимеющая отношения к реальному бытию.
Последнее должно постигаться не вотрицательной, а в положительной, «позитивной» философии. Она имеет эмпирическийхарактер, но нацелена не на объекты обыденного опыта, а опять-таки набожественное Бытие, познаваемое при посредстве мифов и Откровения.Теологические устремления Шеллинга были подхвачены его знаменитым последователем— Гегелем. Но если Шеллинг тяготел к теософии (хотя на словах отмежевывался отнее), то Гегель хотел ухватить природу Абсолюта чистым мышлением,дисциплинированным так называемым спекулятивным методом. Отличие гегелевскойпозиции от установок Шеллинга сводится к тому, что последний в той или инойстепени сохранял верность критической философии Канта, запрещавшей говорить обезграничных возможностях человеческого разума в познании, тем более в познанииАбсолюта. Гегель же сделал Абсолют прозрачным для разума.4.
Абсолютный идеализм ГегеляГеорг Вильгельм Фридрих Гегель был сыном финансового чиновника. Он родился в1770 г., получил образование в штутгартской гимназии и Тюбингенскомтеологическом институте, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на негобольшое влияние, хоть и был младше на пять лет.
В студенчестве Гегель восхищалсяВеликой французской революцией 1789 г. (впоследствии он изменил свое мнение оней).131В 1793 г. Гегель завершил образование в институте, после чего работал домашнимучителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создал так называемыетеологические работы, опубликованные лишь в XX в., — «Народную религию ихристианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии». С 1801 г.преподавал в Йенском университете; сотрудничал с Шеллингом в издании«Критического философского журнала» и написал работу «Различие между системамифилософии Фихте и Шеллинга». После захвата Йены наполеоновскими войскамифилософ, чудом спасший рукопись своей «Феноменологии духа» (1807), работалредактором «Бамбергской газеты», а затем директором гимназии в Нюрнберге.
В этотпериод Гегель публикует «Науку логики» (1812—1816). В 1816 г. возвращается куниверситетской деятельности. В 1817 г. он издает учебник «Очерк энциклопедиифилософских наук», а затем обосновывается в Берлине.В Берлине Гегель становится «официальным философом», хотя и не во всем разделяетполитику прусских властей, публикует «Философию права» (1820), ведет активнуюлекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ.
Унего появляется множество учеников. После смерти Гегеля от холеры в 1831 г. онииздают его лекции по истории философии, философии истории, философии религии ифилософии искусства.Созданная еще в Йене «Феноменология духа» обращает на себя внимание не толькозавершением фазы шеллинговского влияния на Гегеля, но и мощной разработкой темыисторичности человеческого духа, идущего к свободе и абсолютному знанию черезпротиворечия и самопреодоление. Продолжением этой работы стала «Наука логики»(«большая Логика»), Позже Гегель отказался от субъективистскогофеноменологического введения в свою систему, посредством которого, постепенноснимая различия субъекта и объекта в сознании, он доказывал тождество бытия имышления (предполагающееся в «Науке логики»). В трех частях «Очерка энциклопедиифилософских наук» он подробно излагает свою систему: начиная с науки логики(соответствующий трактат называют «Малой логикой»), он продолжает философиейприроды и завершает систему философией духа.132«Логика» Гегеля имеет мало общего с традиционной логикой.















