Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 101
Текст из файла (страница 101)
Принцип еепостроения — объяснить все естественными при448чинами в рамках новых предметных областей и новых теоретических. То, чтотеоретически необъяснимо или не попадает в данную предметную область, — простоисключается из научного рассмотрения. Кроме того, научные взгляды и общенаучныеподходы постоянно меняются. Иногда эти изменения настолько быстры, чтозаставляют полностью менять общенаучную картину мира даже на протяжении жизниодного поколения. Строить общее представление о мире и о человеке только наоснове данных науки, по крайней мере, сомнительно. Это можно осуществить лишь наопределенных фундаментальных основаниях, зафиксированных в соответствующихфилософских категориях.Сколь бы далеко онтологическая мысль ни продвинулась со времен Парменида, онавсегда вынуждена была начинать свои построения именно с категории бытия,разворачивая на ее основе всю систему других онтологических понятий и категорий,таких, как «материя», «движение», «развитие», «пространство и время», «причина иследствие», «элемент», «вещь», «свобода» и т.
д.Одной из центральных проблем онтологии является проблема выделения средивозможных видов мирового бытия некоего субстрата конкретных видов бытия, что вфилософии связано с обоснованием категории «субстанция».Проблема субстанции возникает тогда, когда человеческая мысль за всеммногообразием вещей и событий мира стремится обнаружить неизменное и устойчивоеединство, выявить такой глубинный вид бытия, который служит причиной появлениявсех других видов бытия, а сам не имеет иных причин существования, кроме самогосебя.Как уже отмечалось, проблема субстанции занимает особое место в философииАристотеля.
У него же впервые рассматриваются все три основных аспекта категориисубстанции.Исторически первой трактовкой субстанции является ее отождествление ссубстратом, вещественным началом, из которого состоят все вещи. Таковы первые«физические» начала в милетской школе: вода, воздух, огонь. В последующейгреческой традиции субстанция как восприемница идей и как начало, подлежащееоформлению, сопрягается с бескачественной материей. Такое понимание субстанциипри отсутствии самого термина явно прочитывается уже у Платона (идея материикормилицы) и у Аристотеля (первая материя). Наиболее последовательно идеясубстанции как материального субстрата в античной философии представлена вучениях Демокрита и Эпикура.449Вторая трактовка категории субстанции связана с ее интерпретацией какдеятельного духовного первоначала, имеющего причину бытия в себе самом.
Здесьсубстанция — это не пассивный объект воздействия и не субстрат, из которогосостоят все вещи, а сознательное и волевое начало, субъект действия. Такоепонимание можно обнаружить в трактовке души у Платона и Аристотеля, несмотря наизвестные их расхождения во взглядах. Впоследствии такое представление осубстанции станет весьма распространенным в средневековой схоластике и вмонадологии Лейбница, встречается (в том или ином варианте) у Фихте и Шеллинга,В. С. Соловьева и Н. О. Лосского, во французском персонализме.Наконец, можно выделить и третий, в значительной степени интегральный смыслрассматриваемой категории. Субстанция — это порождающая неизменная основа всегоконкретного множества своих модусов (состояний) и условие общения(взаимодействие) последних. Здесь субстанция оказывается в равной мере исубстратной, и деятельной; и объектно-претерпевающей, и субъектновоздействующей.
Она — причина всех вещей и одновременно самой себя. Такоеистолкование категории «субстанция» — достояние преимущественно новоевропейскихпантеистических систем, хотя его зачатки отчетливо просматриваются уже уАнаксимандра с его апейроном и отчасти в пневме стоиков. В наиболеепоследовательном варианте оно представлено в философии Б. Спинозы. «Подсубстанцией, — писал он, — я разумею то, что существует само в себе ипредставляется само через себя, т.
е. то, представление чего не нуждается впредставлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».Противопоставление духа и материи как двух различных субстанций порождаетконцепции соответственно идеалистического или материалистического типа.Концепции материалистического типа разнообразны и в конечном счете обусловленысведением всего многообразия мира к материи, которая, в свою очередь, выступаетлибо:а) как конкретно-чувственное вещество (ранний материализм милетской школы);б) как вещественные образования, не данные в чувственном опыте, однородные,дискретные, далее неделимые (античный атомизм и атомизм Нового времени, теорияэлементарных частиц, кварков и т.
д.);450в) как бесконечно делимое, континуальное (непрерывное) начало в виде илиплатоновской материи-кормилицы, в сущности совпадающей с пространством Космоса,или механического пространства Р. Декарта, или искривляющегося пространствавремени общей теории относительности А.
Эйнштейна, или иных фундаментальныхфизических теорий;г) как особая трактовка материи, представленная в марксистской философии. Здесьона интерпретируется даже не столько как субстанция в собственном смысле слова,сколько как «объективная реальность, которая копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями». Такая объективная реальность включает в себявсе от образований на уровне микромира до процессов, идущих на уровне мегамира.На основе такой, в подлинном смысле слова универсалистской, интерпретацииматерии была выработана достаточно глубокая философская концепция, претендующаяна всеобъемлющее объяснение мира.Общим недостатком материалистического подхода, который ему не удавалосьпреодолеть, является затруднение при объяснении происхождения жизни и сознанияиз неживой и лишенной сознания материи.
Правда, внимательное изучение того жедиалектического материализма показывает, что в нем второе — идеальное — началобытия зачастую все же признавалось. В. И. Ленин, как известно, постулировал всамом фундаменте материи наличие такого ее свойства, как отражение, схожего счеловеческими ощущениями.Среди идеалистических построений можно выделить так называемую объективноидеалистическую трактовку в понимании первооснов бытия. Здесь деятельной итворящей субстанцией мироздания могут служить абсолютная идея (Гегель), мировойразум (Анаксагор, стоики), мировая душа (гностические онтологии), мировая воля(Шопенгауэр), бессознательное (Э. Гарт-ман) и т. д.
В теистических версияхобъективного идеализма началом и концом мира признается божественный абсолют.Сторонникам объективно-идеалистических учений удается создать метафизическиемодели бытия, в которых все выводится из единого начала или системы начал. Яркимпримером этого выступает гегелевское саморазвертывание абсолютной идеи,воплощающейся в тех или иных конкретных реальных проявлениях. Обычно этофилософские системы, охватывающие буквально все, что только может помыслитьчеловеческий разум. Именно в этом заключается своеобразие данного философскогоподхода, позволяющего рассматривать действительность как часть рациональновыстроенной системы.451В субъективном идеализме понятие субстанции как активного начала бытияинтерпретируется с индивидуалистических позиций и приобретает форму солипсизма.Наиболее откровенно и последовательно идеи субъективного идеализма отстаивал Дж.Беркли. Суть его в следующем.Поскольку в этом мире мы можем достоверно говорить только о том, чтопереживается нашими чувствами и сознанием, и нет гарантии, что есть нечто еще,находящееся за пределами сознания, то быть и означает быть воспринимаемым.Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем.
Достоверно существуют лишьразнообразные идеи нашего внутреннего мира. Соответственно конструироватьсложные метафизические системы с использованием таких понятий, как дух илиматерия, абсурдно, так как они не могут быть непосредственно восприняты нами.Здесь человеческое индивидуальное «я» фактически превращается в единственнуюпорождающую субстанцию мироздания, как бы «раздувается» до размеров всейВселенной.3. Определение оснований бытияНаряду с разработкой понятия субстанции, связанной с определением того, какоеначало лежит в основе бытия — материальное или идеальное, имеется и второй пластонтологической проблематики, основанной на выявлении количества субстанций,лежащих в основе бытия.Те философы, которые кладут в основу мира одну субстанцию, одно начало,называются монистами.
Монистическое понимание единства мира в истории философииреализовалось в двух основных направлениях, о которых говорилось выше: видеалистическом и материалистическом монизме.Наиболее последовательным вариантом идеалистического монизма является абсолютныйидеализм Гегеля. Материалистический монизм в своей классической формепредставлен трудами французских материалистов XVIII в., а его наиболее развитойформой считается философия диалектического материализма. Здесь в основу миракладут материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия какпроявление материального единства мира.452Перед идеалистическим монизмом неизбежно возникают трудности в объясненииматериальных структур бытия и их разнообразия, а материалистический монизм неможет последовательно объяснить природу идеальных образований и вынужден приэтом допускать ряд умозрительных оговорок.














