Диссертация (1174271), страница 13
Текст из файла (страница 13)
В 44,7% случаев (17 женщин) обострений хроническогопроцесса выявлено не было.2. Анализ репродуктивной функции спустя 1 – 3 года после лечения (рис.4.7А) показал, что маточная беременность наступила у 67,6% (25) пациенток Iгруппы, в то время как во II группе этот показатель составил лишь 47,4% (18). В Iгруппе маточная беременность закончилась своевременными родами у 21женщины, преждевременные роды наступили у 2.
У 2 пациенток произошлапотеря беременности в 1-м триместре (рис. 4.7 Б).76Во II группе исходом маточной беременности стали своевременные роды у14, преждевременные роды у 1, самопроизвольный аборт произошел у 3 из 18наблюдаемых женщин. Трубная беременность наступила у 3 больных как в I, так иII группах. Девять пациенток I группы (24,3%) и 17 из II группы (44,7%)продолжали жаловаться на отсутствие беременности (рис.4.7 А).АБРисунок 4.7 Оценка репродуктивной функции (А) и исход маточнойбеременности (Б) у пациенток I и II групп после проведенного леченияКак видно из рис. 4.7 (А), наиболее часто лечение приводит к маточнойбеременности как в первой, так и во второй группе (χ2=27,8; р=0,00001). Стоиттакже указать, что у женщин, получавших «Суперлимф» (χ2=4,6; р=0,03)достоверно отсутствуют случаи рецидивов.Разработанная методика и оценка отдалѐнных результатов леченияпозволила сделать заключение об эффективности сочетания хирургическойкоррекции с топической иммунотерапией у пациенток с трубно-перитонеальнымбесплодием, вызванным гнойно-воспалительными заболеваниями придатковматки.Комплексное лечение женщин с трубно-перитонеальным бесплодием,являющимся осложнением гнойно-воспалительных заболеваний придатков матки,приводит к снижению частоты обострений хронического процесса и, какследствие, повышению репродуктивной функции и рождению здорового ребенка.77Следовательно, больным, страдающим трубно-перитонеальным бесплодием,помимо хирургического лечения целесообразно проводить иммунотерапию, и вчастности препаратом «Суперлимф».78ЗАКЛЮЧЕНИЕИнфекционно - воспалительные заболевания половых органов в настоящеевремя занимают одно из первостепенных мест среди всей гинекологическойпатологии (60,0 – 65,0%).
Прогрессивный рост заболеваемости, с одной стороны,связан с инфекциями, передаваемыми половым путѐм, но с другой - может бытьобусловлен несвоевременной диагностикой и лечением [7, 172, 186, 187, 208, 219].Данное состояние вопроса вызывает беспокойство не только акушеров гинекологов,ноитакихспециалистов,какнеонатологов,педиатров,инфекционистов и др.Подавляющеебольшинствоженщин,страдающихгенитальнымиинфекциями, - женщины репродуктивного возраста (от 18 до 25 лет), а 75,0% - этонерожавшие женщины с сальпингоофоритом [85].Большая распространѐнность воспалительных заболеваний органов малоготаза и частое развитие осложнений приводит к выраженному нарушениюрепродуктивного здоровья пациенток.Следствием перенесенных ВЗОМТ являются около 30,0% всех случаевбесплодия, до 50% эктопических беременностей и большое количество проблем ссиндромом тазовой боли [109, 216].
Женщины могут переносить ВЗОМТнесколько раз в течение жизни. Но с увеличением количества эпизодов растѐтчастотаразвитиятрубногобесплодияивнематочнойбеременности.Следовательно, в основе успешной борьбы с ВЗОМТ лежат своевременнаядиагностика и ранняя адекватная терапия.К ВЗОМТ относятся тубоовариальный абсцесс и пельвиоперитонит как поотдельности, так и в сочетании.
То, что подразумевают под «хроническими»сальпингитами, как правило, является последствием перенесѐнного остроговоспалительного процесса в виде спаек, образования рубцов и непроходимостиматочных труб [109].Эндохирургические и микрохирургические оперативные вмешательствапозволяют восстанавливать анатомическую структуру маточных труб, но не всегдаэто приводит к восстановлению их функциональных свойств [38, 41, 60, 144]. У79некоторых женщин вновь отмечается рецидивирование спаечного процесса.Данное обстоятельство, по-видимому, может зависеть от состоянияиммунологической реактивности организма, которое оказывает значительноевлияние на течение и исход воспалительного процесса, а также на репаративнуюрегенерацию в придатках матки.Воспалительные заболевания органов малого таза являются полиэтиологи ческим заболеванием и основная роль принадлежит гонококковой и хламидийнойинфекции [115, 119, 152, 182, 196, 203,205].В лечении заболеваний органов малого таза применяют современныеантибактериальные препараты, фармакологическое действие которых направленона элиминацию широкого спектра микроорганизмов, включая гонококки и др.
[45,109, 122, 123, 154]. Но введение в схемы лечения только этиотропной терапии непозволяет достичь полного выздоровления даже при наличии острого процесса.Это может быть объяснено, прежде всего, тем, что микроорганизмы обладаютзащитными механизмами от иммунной системы хозяина.В связи с этим целью работы было изучение системы врождѐнногоиммунитета у женщин как с острым, так и хроническим воспалением органовмалого таза.Для оценки врождѐнного иммунитета слизистой цервикального канала,маточных труб у женщин с острым и хроническим воспалением органов малоготаза нами применѐн аналитический поход, включающий определение экспрессиигенов:1)рецепторовTLR2,распознающихширокийспектрпатогеновбактериальной природы;2) эффекторных молекул, включая противомикробные пептиды (β-дефенсинHBD1).Для оценки врождѐнного иммунитета на системном уровне было проведеноизучение активности противомикробных пептидов α-дефенсин HNP1-3 всыворотке крови больных хроническим сальпингоофоритом.Под нашим наблюдением находилось 183 пациентки, из них 108 поступило80в экстренном порядке в стационар с диагнозом «острый сальпингоофорит».
Всемпациенткам по различным показаниям была произведена диагностическаялапароскопия, подтвердившая диагноз.Для выявления и уточнения этиологии патологического процесса былопроведено бактериологическое исследование содержимого маточных труб вовремя лапароскопии.
Среди возбудителей воспалительного процесса быливыявлены: S.epidermalis – в 5 наблюдениях (4,6%), S.аureus – в 3 (2,8%), E. сoli – в2 (1,9%), Microccocus luteus выявлен в 2 –х случаях (1,9%). Ни в одномнаблюдении не удалось выявить роста гонококков. При исследовании того жематериала методом ПЦР было установлено, что возбудителем ОВЗПМ вподавляющем проценте наблюдений является Neisseria gonorrhoeae (89,8% - 97больных).
Намного режеудалось выявить Chlamydia trachomatis (8,3% - 9больных) и Mycobacterium tuberculosis (1,9% - 2 пациентки). Антигены такихмикроорганизмов, как Mycoplasma hominis, Ureaplasma urealyticum, Herpessimplex, Trichomonas vaginalis, не определялись. Нами отмечена крайне низкаякорреляция между результатами, полученными при исследовании материала изматочных труб и цервикального канала, поскольку в цервикальном каналегонококки методом ПЦР удалось обнаружить только у 6 больных, что составляетвсего 5,6%,. тогда как в маточных трубах – 90,0%.Из 108 пациенток было отобрано 97 с ОВЗПМ гонорейной этиологии.Таким образом, можно говорить о преобладании гонорейной инфекции вструктуре больных с острым аднекситом. Возраст обследованных колебался от 17до 59 лет, при этом каждая вторая была отнесена к возрастной группе от 17 до 25лет.При лапароскопии у этих пациенток установлены следующие изменения вмалом тазу:двусторонний острый гнойныйсальпингит у 73 (75,2%),пиосальпинкс у 20 (20,6%), абсцесс малого таза у 4 (4,2%) пациенток.
У 56,0%острый воспалительный процесс осложнялся пельвиоперитонитом.Анализируяданныеанамнеза,клиники,мыотметилиследующее:современное течение восходящей гонореи не имеет описанных ранее характерных81признаков. Ни в одном наблюдении воспалительный процесс в придатках маткине возник после внутриматочного вмешательства.У 2 больных аднексит возник в постменопаузе. В то же время выявленасвязь заболевания со сменой полового партнера или началом половой жизни,когда, возможно, и произошла передача гонококковой инфекции.Мы наблюдали кровяные выделения из половых путей, описываемые влитературе как один из типичных признаков для гонореи верхних отделовполовых путей, только у 2 (2,1%) больных. Гнойные выделения из цервикальногоканала не вытекали в виде ленты, а имели характер обычных гнойных илислизисто-гнойных.Лейкоцитозвпериферическойкровиотмеченуподавляющегобольшинства.
Однако в начале заболевания выявлена и повышенная СОЭ (у63,0% больных), которая, по данным литературы, должна увеличиваться по мерестихания воспалительного процесса. В то же время к моменту выписки изстационара число пациенток с увеличенной СОЭ снижалось до 52,2%.Как и раньше, мы фиксировали такие признаки течения восходящейгонореи, как двустороннее поражение придатков матки, быстрый эффект отпроводимой терапии, благоприятное течение воспалительного процесса.Останавливаясьотдельнонадиагностическойценностимикробиологических методов обследования при воспалении придатков матки, мыдолжны отметить, что для установления истинного возбудителя заболеваниянедостаточно ни посева содержимого малого таза на искусственные питательныесреды, ни обследования флоры из цервикального канала, и только метод ПЦРпозволяет установить этиологическую природу воспалительного процесса впридатках матки.Следует особо подчеркнуть, что при отсутствии результатов исследованияотделяемого маточных труб на гонококки методом ПЦР создаѐтся ложноепредставление о микробиологической структуре причин острого аднексита иможет приводить к ошибкам в ведении пациенток с данным заболеванием.Заслуживает отдельного внимания тот факт, что выявление дополнительных82возбудителей (стафилококков, кишечной палочки) на фоне гонорейной инфекции,по всей видимости, приводит к более деструктивному поражению придатковматки (пиосальпинксы, абсцессы).На течение, характер и распространѐнность острого гнойного воспаленияпридатков матки может влиять факт иммунной защиты на локальном уровне.Слизистые оболочки в женском генитальном тракте являются сложнойбиосистемой, которая обеспечивает барьер от внешних агентов и участвует вреакциях врожденного и адаптивного иммунного ответа.















