Диссертация (1174270), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Таким образом, у пациентов с БП, у которых течениезаболевания отягощено поведенческими расстройствами, чаще выявляютсянарушения сна в виде трудностей при засыпании, фрагментации сна и снижениеэффективности сна. Полученные результаты согласуются с литературнымиданными, описывающими повышенную частоту данных нарушений у пациентов сБП и с ИКР [191; 233].Проявления симптомов БП во сне у представителей обеих групп порезультатам исследования статистически достоверно не различаются (p>0,05), чтоможно объяснить правильно подобранной противопаркинсонической терапией у165рассматриваемых больных и наличие БП у всех исследуемых в стадиикомпенсации.Расстройства сна по шкале PDSS-2 положительно коррелируют с высокимуровнем достоверности с уровнем депрессии по ГШД (r=0,6, p<0,01),двигательными расстройствами по шкале UPDRS (r=0,413, p<0,01), с РПБДГ поданным RBDSQ (r=0,474, p<0,01), с уровнем тревожности по шкале Спилбергера(РТ: r=0,399, p<0,01 и ЛТ:r=0,414, p<0,01); с нарушениями качества жизнипациентов с БП согласно PDQ-39 (r=0,619, p<0,01).В нашем исследовании СБН клинически выявлялся у 14 (28,6%) пациентовосновной группы, и у 10 (27,8%) больных из группы контроля.
Достоверной связимежду наличием клинических проявлений СБН и развитием ИКР выявлено небыло (p>0,05). Наши результаты согласуются с исследованиями, использующимив качестве метода подтверждения СБН полисомнографию (в большинстве из нихдостоверных данных о наличии взаимосвязи СБН и ИКР получено не было) [57;69; 223]. Однако в последнем исследовании, проведенном Marques A. и соавт.
в2018 году с использованием диагностических критериев СБН, были выявленыдостоверные данные о взаимосвязи СБН с поведенческими расстройствами [177].Причиной таких расхождений результатов, возможно, является тот факт, чтоMarques A. и соавт. помимо диагностических критериев использовали иполисомнографию, имея несколько инструментов для выявления данногорасстройства у пациентов с БП и повышая, таким образом, чувствительность испецифичность методики выявления СБН.СБН наиболее часто наблюдается у лиц, страдающих чрезмернымсовершением покупок (у 45,5% с данным ИКР).
На втором месте по количествупациентов с данным синдромом по результатам нашего исследования находятсябольные БП и патологическим перееданием (41%). Далее в порядке убыванияследуюттакиетипыИКРкакпатологическаяигромания(25%),пандинг/хоббизм/пандинг+хоббизм (22,2%) и гиперсексуальность (20%).В крос-секционном исследовании Marques A. и соавт. также определяласьвзаимосвязь между СБН у пациентов с БП и развитием определенных166поведенческих расстройств. Исследователи наблюдали 30 пациентов с БП и сСБН и 50 пациентов с БП без СБН.
Выявлено, что у лиц, страдающих СБН, чащевстречались симптомы ИКР (50% vs 26%, p=0,03), и наиболее выявляемым типомповеденческого расстройства среди данных больных являлось патологическоепереедание. При этом существеннойразницы в дозах дофаминергическихпрепаратов у исследуемых пациентов не было [177]. Таким образом, некоторымиавторами предполагается, что СБН является независимым фактором рискаразвития ИКР у пациентов с БП [107; 177].Высокая частота выявляемости депрессии у пациентов с БП, страдающихИКР, на которые указывают большинство авторов, занимающихся изучениемданного вопроса, может объяснять наличие таких сопутствующих симптомов, какрасстройства сна, апатия и усталость [49; 68; 130; 136; 203; 269].Анализируя показатели депрессии у пациентов обеих групп, нами такжебыло продемонстрировано статистически достоверное увеличение выявляемостиданного расстройства у пациентов с ИКР (p<0,05).
Значения депрессивногосиндрома оказались достоверно выше у женщин с ИКР, по сравнению сженщинами без ИКР (p<0,05), в отличие от мужчин (p>0,05). Это может бытьсвязано с тем, что представительницы женского пола больше поддаютсядепрессии в популяции в целом.При этом у лиц, страдающих патологическим перееданием, выявленыдостоверно значимые различия по уровню депрессии по сравнению с контрольнойгруппы (p<0,05). Таким образом, можно предположить, что коморбидностьдепрессивного синдрома и патологического переедания является наиболеесильной по сравнению с другими поведенческими расстройствами.Уровень депрессии по ГШД положительно коррелировал со степеньюдвигательных нарушений у пациентов с БП по шкале UPDRS часть 3 (r=0,371,p<0,01), с уровнем качества жизни больных по PDQ-39 (r=0,608, p<0,01),выраженностью тревожных расстройств по шкале Спилбергера (как с РТ, так и сЛТ: r=0,515, p<0,01 и r=0,625, p<0,01 соответственно), нарушениями сна по шкалеPDSS-2 (r=0,6, p<0,01), средним показателям LEDD (r=0,346, p<0,01).
С167продолжительностью обучения пациентов с БП получена отрицательнаякорреляция (r=-,252, p<0,05).При оценке уровня тревожности у пациентов обеих групп выявлено, чтоколичество больных с низким уровнем тревожности в группе контроля былбо́льший (30,6% vs 24,5%), а с высоким – меньший (8,3% vs 18,4%). Достовернойразницы показателей РТ у лиц основной и контрольной групп получено не было(p>0,05), тем не менее, наблюдается тенденция к усилению РТ у пациентов,страдающих БП и ИКР.Больные БП, течение которых осложнилось ИКР, имеют достовернобо́льший уровень личностной тревожности (p<0,05).Небольшая разница в показателях РТ между пациентами обеих группвозможно объясняется тем, что данный опросник проводился исследователем упациентов при их личной беседе и осмотре одним из последних, в связи с чемнапряжение и беспокойство, вызванное новыми для пациента обстоятельствами,уже уменьшились по интенсивности и изменились с течением времени.
Однако,несмотря на различные проявления данных видов тревожности, корреляциямежду ними сохраняется, что свидетельствует о достоверности и правильностииспользования данных диагностических методов.Внастоящейработевпервыерассматривалисьтипыхарактераитемперамента, определяющих поведение человека в целом, у пациентов с БП и сИКР и пациентов с БП без ИКР, на основании опросника английского психологаГ. Айзенка. Используя систему подшкал данного метода исследования,определялись личностные характеристики больных.По шкале экстраверсии/интроверсии было выявлено, что обе группыбольных согласуются по результатам (p>0,05) и относятся преимущественно ксредним значениям шкалы.
Однако для пациентов с БП, течение которыхосложнилосьИКР,обнаруживаетсянезначительнаятенденциякинтровертированному типу личности. Уровень нейротизма у пациентов с БП,страдающих ИКР, статистически достоверно выше, чем у представителей группыконтроля (p<0,05).168Бо́льшееэмоциональноколичествопациентовнеуравновешенномуосновнойтипугруппыличностейсотносилисьвысокимкуровнемнейротизма и ориентацией на внутренний субъективный мир (45,1% от общегоколичества пациентов данной группы), которому соответствует меланхолик.Далее по частоте встречаемости (31,4%) располагался флегматичный типтемперамента (невысокие показатели нейротизма и интровертированность),сангивнический (16,7%) и холерический (5,6%).Бо́льшую часть пациентов контрольной группы составили флегматики(низкий уровень нейротизма и интроверсия) – 55,6%.Сравнивая больных с разными типами ИКР, нами была замечена тенденцияк тому, что наименишим уровнем экстравертированности страдают пациенты спандингом/хоббизмом/пандинг+хоббизмперееданием,однакоистатистическипациентысдостовернойпатологическимразницысэкстравертированностью у пациентов группы контроля выявлено не было(p>0,05).
Достоверные различия по уровню нейротизма с больными группыконтроля получены для лиц, страдающих чрезмерным совершением покупок,пандингом/хоббизмом/пандинг+хоббизм и патологическим перееданием (p<0,05).По типу темперамента пациенты с патологическим перееданием игиперсексуальностью преимущественно относятся к меланхоликам (59% и 40%соответственно), с пандингом/хоббизмом/пандинг+хоббизм - к флегматикам имеланхоликам (по 37% пациентов), и лишь небольшая часть разделяется междусангвиниками (18,6%) и холериками (7,4%). Чрезмерное совершение покупокнаиболее характерно для пациентов с меланхоличным (46%) и сангвинистическим(36,4%) психотипом.
Среди лиц с патологической игроманией не было выявленони одного человека с типом темперамента, отличающимся низким нейротизмом иэкстравертированностью. Большинство представителей данного типа ИКРсоставили флегматки (50%) и далее в равных соотношениях меланхолики ихолерики (по 25%).Выявлена отрицательная корреляция уровня экстраверсии по шкалеАйзенка с уровнем депрессии по ГШД (r=-0,228, p<0,05), с первой частью шкалы169UPDRS (r=-0,230, p<0,05), и с уровнем тревожности по шкале тревогиСпилбергера (r=-0,329, p<0,01), что указывает на то, что пациенты, отличающиесяинтровертированным типом личности в большей степени подвержены чувствутревоги, депрессии и нарушениям настроения и мотивации.Нейротизм отрицательно коррелировал с продолжительностью обучения(r=-0,219, p<0,05), а положительно - с первой частью шкалы UPDRS (r=0,306,p<0,01), результатами шкалы качества жизни пациентов с БП PDQ-39 (r=0,384,p<0,01), уровнем депрессии по ГШД (r=0,557, p<0,01), уровнем тревоги по шкалеСпилбергера (r=0,346, p<0,01 и r=0,516, p<0,01 соответственно для РТ и ЛТ),нарушениями двигательной сферы по шкале UPDRS (r=0,477, p<0,01), и уровнемимпульсивности по шкале Баррата (r=0,419, p<0,05).
Исходя из данныхкорреляционного анализа, эмоционально неустойчивые пациенты, как правило,имеют меньшую продолжительность обучения, чаще страдают депрессивнымсиндромом и повышенным уровнем тревожности, более импульсивны и поданнымнашегоисследованияимеютболеевыраженныедвигательныерасстройства БП.Рассмаривая отдельно уровень импульсивности у исследуемых с помощьюшкалы импульсивности Баррата, получено, что у пациентов основной группызначения данного показателя достоверно выше, чем у больных БП без ИКР(p<0,05).















