Диссертация (1173815), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Таким образом,закон называет две составляющие оценки состояния дорожного движениякакбезопасного:наличиелибоотсутствиедорожно-транспортныхпроисшествий, а также характер и размер наступивших в их результатепоследствий.Сказанное представляется крайне важным для определения основаниякриминализации нарушения правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств.
Общественной опасностью обладает не всякое1Подробнее см.: Босхамджиева Н.А. Общая характеристика безопасности дорожного движения //Административное право и процесс. 2013. № 9.2См.: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» //Российская газета. 1995, 26 декабря.96нарушение, а лишь такое, которое влечет наступление конкретныхпоследствий, которые в уголовном законодательстве определены как тяжкийвред здоровью человека.Кроме того, по данному критерию можно разделить основной идополнительный непосредственные объекты анализируемого преступления,поскольку сами по себе дорожно-транспортные происшествия причиняютвред безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств (именно для охраны данного объекта и была установлена уголовноправовая норма), а наступившие в их результате последствия означаютреальный ущерб таким охраняемым уголовным законом ценностям, какжизнь и здоровье человека.Авторы одного из комментариев к УК РФ полагают, что безопасностьдорожного движения и эксплуатации транспортных средств являетсяединственным объектом преступления, предусмотренного ст.
264 УК РФ1.Согласиться с такой позицией не представляется возможным. Присовершении рассматриваемого преступлениявсегда причиняется вред идругим правоохраняемым интересам (жизни и здоровью человека). Именноэтот вред и выражает реализованную общественную опасность содеянного,обусловливая криминализацию данного деяния. В связи с этим преступление,ответственность за которое предусмотрена в ст. 264 УК РФ, относится кчислу двухобъектных.Еслинарушениеправилдорожногодвиженияиэксплуатациитранспортных средств не привело к авариям, крушениям и т.п. исоответственно не вызывало гибель людей, причинение тяжкого вреда ихздоровью, то поведение лица не рассматривается в качестве преступного.
Аесли, указанные последствия наступили по иным причинам, то деяние неможет квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Следовательно, существуетзависимость1междунепосредственнымобъектомпреступленияиСм.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ.
Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.,1999. С. 445.97наступившими общественно опасными последствиями.При этом обеспечение безопасного функционирования транспорта самопо себе направлено, прежде всего, на предотвращение вреда личности,имуществу и окружающей среде. В самом деле, безопасность движения – этоне самоцель, а условие обеспечения жизни, здоровья, сохранностиматериальных ценностей при эксплуатации транспорта1.Таким образом, основной и дополнительный непосредственные объектыпреступления, ответственность за которое установлена в ст. 264 УК РФ,взаимосвязаны. Любой иной подход приведет либо к преувеличениюзначения охраны нормальной работы транспорта как таковой, либо ксмещению акцентов на другие ценности вплоть до объявления их основнымобъектом данных преступлений.
Второй случай представлен, в частности, втруде М.К. Аниянца, который предлагал отнести транспортные преступленияк деяниям не против общественной безопасности, а против жизни и здоровья,поскольку данные преступления, по его мнению, посягают, в первуюочередь, на личность2.Безусловно, жизнь, здоровье и другие ценности могут повреждаться врезультате совершения автотранспортного преступления. Но они все жевыступают лишь дополнительнымобъектом преступления, не определяя егоправовую природу.
При этом необходимо подчеркнуть, что деление объектовна основной и дополнительный не зависит от их важности.КакобоснованнозаметилИ.В.Экизов,причинениевредадополнительному объекту является количественным и качественнымпоказателем причинения ущерба основному непосредственному объекту.При этом количественный аспект предполагает однородные последствия, а12См.: Курс советского уголовного права.
Т. 5. Л., 1981. С. 72.См.: Аниянц М.К. Преступления против жизни. М., 1964. С. 18.98качественный – разнородные последствияв виде причинения вреда здоровью,смерти человеку либо смерти двум и более лицам1.Таким образом, основанием криминализации деяния, ответственность закотороеустановленавст.264УКРФ,выступаетреализованнаяобщественная опасность деяния. Нарушение правил дорожного движения ибезопасности транспортных средств тогда становится общественно опасным,когда оно несет в себе реализованную общественную опасность, котораявыражается в одновременном причинении вреда двум объектам, основным изкоторых является безопасность дорожного движения, а дополнительным –здоровье человека.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств, по общему правилу, является административным правонарушением,итолькопричинениевредадополнительнымобъектампревращаетсоответствующее деяние в преступление.Криминализациюэксплуатациинарушениятранспортныхправилсредствдорожногоможнопризнатьдвиженияиобоснованной,поскольку в её процессе были соблюдены все принципы криминализации.1.
Принцип достаточной общественной опасности.Оценивая состояние и динамику деяний, посягающих на безопасностьдорожного движения следует заметить, что они обладают значительнойобщественной опасностью и имеют тенденцию к увеличению тяжести ихпоследствий. В настоящее время одной из главных социально-экономическихпроблем современного общества во всем мире признается аварийность наавтомобильном транспорте.
Об этом свидетельствуют и статистическиепоказатели, которые будут приведены ниже.В процесс дорожного движения вовлечено большое количество людей исредств повышенной опасности. Для того что бы сделать его безопасным,государством1установленыспециальныеправила,которыедолжныЭкизов И.В.
Оптимизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение правилбезопасности движения и эксплуатации транспорта // Юрист-Правоведъ. 2010. № 2. С. 50.99неукоснительно соблюдаться его участниками. В случае их нарушения можетбыть причинен достаточно серьезный ущерб в виде тяжкого вреда здоровьюили даже смерти человеку, нередко − нескольких человек. В конечно итоге,именно для того, чтобы предупредить наступление указанных общественноопасных последствий, законодатель и криминализировал рассматриваемыедеяния.2.
Принцип относительной распространённости криминализируемогодеяния.Какужеговориласьранее,деяния,которыепризнаютсяпреступлениями, не могут быть случайными или редкими. Они должны бытьтипичными и повторяющимися.Посягательства на безопасность дорожного движения составляют 75 %всех неосторожных преступлений1. С учётом того, что в общей структурепреступностисовершённыепонеосторожностидеянияежегоднонасчитывают около 12-15 %, можно сделать вывод, что преступления,посягающие на безопасность в анализируемой сфере, – представляютдовольно внушительную цифру – около 11 %.Статистическиеданныесвидетельствуютотом,чтовсфереавтотранспортных преступлений наблюдается неблагоприятная ситуация.Так, в 2004 г.
было зарегистрировано 208 558 дорожно-транспортныхпроисшествий, в 2005 г. – 223 442, в 2006 г. – 229 140, в 2007 г. – 233 809, в2008 г. – 218 322, в 2009 г. – 203 618, в 2010 г. – 199 431, в 2011 г. – 199 868, в2012 г. – 203 597, в 2013 г. – 204 068. В целом не является положительной идинамика числа погибших и раненных в них людей (за эти годысоответственно снизилось с 34 506 до 27 025 и возросло с 251 386 до258 437)2.3. Принцип своевременности криминализации.
В настоящее времябольшое количество людей осуществляют движение на транспортных1См.: Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2010. С. 541.См.: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // ГосавтоинспекцияМВД России <http://www.gibdd.ru/stat/> (дата последнего обращения: 13.04.2014).2100средствах, относящихся к источникам повышенной опасности. Очевидно, чтоиспользованиеиндивидуальныхтранспортныхсредстввоплощаетвизвестном смысле частный правопорядок, поскольку в установленныхпределах каждое лицо, управляющее транспортным средством, вправесамостоятельно определять время, назначения и способы пользованиятаковым.
Вместе с тем, пределы и особенности эксплуатации подобного родаобъектов, а также соответствующие правила безопасности устанавливаютсягосударством,котороестремитьсяобеспечитьсоциальныйинтерес –общественную безопасность.Массовое использование источников повышенной опасности диктуетнеобходимостьнеукоснительногособлюдениясоответствующих4. Принцип целесообразности криминализации.Регулятивная рольспециальных правил.права находит свое проявление в стимулировании должного поведенияучастников дорожного движения путем наложения запретов или ограниченийна совершение нежелательных с точки зрения законодателя деяний иустановления за них юридической ответственности.Задачей законодателя является адекватная реакция на общественноопасное деяние. Бурно развивающееся автомобилестроение порождаетпроблемы организации безопасности движения, борьбы с дорожнотранспортными происшествиями.
По данным Всемирной организацииздравоохранения, в странах с развитым автомобильным движением запоследние пять лет с каждым последующим годом по сравнению спредыдущим число жертв от дорожных происшествий увеличивается на10 %.Попыткиминимизацииколичестваипоследствийдорожно-транспортных происшествий предпринимаются во всех странах мира. Вкачестве государственных мер можно назвать следующие: реконструкцияулиц и дорог, регламентация правил дорожного движения и требования ктехническому состоянию автомобиля, совершенствование методов и системы101регулирования движения, обучение детей правилам дорожного движения,совершенствованиештрафныхсанкций.Безаварийностьдвижениядостигается путем совершенствования законодательства в сфере обеспечениябезопасности дорожного движения.5.
Принцип экономии репрессии обусловливает необходимость отказа отустановления уголовной ответственности в ситуациях, когда цели наказаниямогут быть достигнуты способами, не связанными с таковым. В частности,исключение из закона таких последствий деяния, предусмотренного ст. 264УК РФ, как крупный ущерб и причинение средней тяжести вреда здоровью,свидетельствует о том, что законодатель посчитал их причинение непредставляющим общественную опасность, в связи с чем борьба с такогорода поведением может осуществляться средствами административногоправа.6. Принцип неизбыточности уголовно-правового запрета.
Норма,предусматривающая уголовную ответственность за нарушение лицом,управляющимавтомобилем,трамваемлибодругихмеханическимтранспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств, повлекшее по неосторожности тяжкого вредаздоровью человека, свидетельствует о том, что она служит единственным, вуголовном законе, средством противодействия совершению указанныхобщественно опасных деяний.
Ст. 264 УК РФ содержит те признаки, которыеопределяют общественную опасность соответствующего поведения.Можно сформулировать общий вывод, что при криминализациинарушения правил безопасности дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств, повлекших по неосторожности причинение тяжкоговреда здоровью человека, законодателем были соблюдены все её принципы.Так, указанное деяние обладает достаточной общественной опасностью иявляетсявсвоевременнозначительнойвыявилстепениподобноераспространенным.общественноопасноеЗаконодательповедениеи102предусмотрел в уголовном законе ответственность за его совершение.















