Диссертация (1173802), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Древнерусское право и русское право периода феодальнойраздробленности (VII-XVвв.).112В правовых системах указанного периода наблюдается формированиясистемы беспрепятственного пользования улиц и дорог, хотя отдельногорегулирования использования земель и объектов, расположенных на них, несуществовало.Специфика древнерусского права состояла в том, что практическойнеобходимости противодействовать огораживанию, а равно как закреплятьопределенныеземлииучасткиземель,объектытранспортнойинфраструктуры в категории публичных вещей, отсутствовала. Напротив,присутствовала необходимость возлагать на пользователей публичных земельповинности по их содержанию, по меньшей мере, частичному, что нашловыражениевправовомрегулированиифинансовыхмеханизмовзарождающегося института земель общего пользования.А.П.
Ушакова выделяет два направления правового регулированияиспользования улиц и дорог: «во-первых, постепенная отмена платы за проездчерез мосты и другие подобные объекты. Во-вторых, установлениефинансовых и организационных механизмов обустройства и содержания улици дорог – без них они были слабо пригодны для использования»168.Безусловно,обауказанныхмеханизманаправленынаснятиепрепятствий в использовании улиц и дорог.
Так, снятие многочисленныхпошлин и налогов («мыт») за проезд, действительно позволяло обеспечить кним доступ широкого круга лиц.Если же дороги находились в публичной собственности, то в силуданного обстоятельства безоговорочно обеспечивался публичный интерес состороны суверена.Основным принципом использования дорог, расположенных внегородов, вплоть до XV-XVII вв. оставалась платность.
Соответствующая платавзималась, прежде всего, за проезд переправ и мостов, реже, - за проезд по168Ушакова А.П. Указ. соч. С. 63.113отдельным дорогам. По М.Ф. Владимирскому-Буданову, такая платаименовалась «мостовщина, мыта или перевоз»169.Возможности взимать плату за проезд изначально соответствовалаобязанность, возлагаемого на владельца участков, по которым просолилидороги или были проложены мосты, поддерживать их исправное состояние, атакже обеспечивать общественное пользование (пусть даже на возмезднойоснове), включая возможность использования близлежащих к дороге земельдля корма скота.Зачатки правового регулирования отдельных аспектов содержания ииспользования земель общего пользования находим уже в «Уставе омостовых» (о замещении Великого Новгорода), приписываемом к РусскойПравде (ст.
134 в пространной редакции).«Замощение производится окрестным населением, но под руководствомкняжеских «мостников» и «осменников»»170.Как отмечает историк и археолог Д.Алексеев, «этот документ первойтрети XI века касается мощения улиц в Великом Новгороде. Одной из проблемгорода была грязь, затоплявшая улицы и дворы.
Если мощение дворов былоличным делом дворовладельцев, то замостка «ничейных» улиц представляласобой проблему, тем более что процесс мощения был достаточно трудоемким– сначала укладывались горбыли, и только на них стелили доски. В «Уставе омостех» говорится о натуральной повинности по устройству мостовых,которую несли новгородцы, и о ее замене «поплатой», то есть денежнойподатью. Каждые 20–25 лет новгородские мостовые обновлялись. При этомстарая мостовая не заменялась, а поверх нее накладывались новая. Археологинаходят в Новгороде целые пласты мостовых, которые служат для нихотличным ориентиром для датировки древностей»171.169Владимирский-Буданов М.Ф.
Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территориябудущего», 2005. – С.108.170Там же. – С.105.171Алексеев Д. Мостовые старого Петербурга//Бизнес сегодня. 2008. №8. С23.114Как известно, для содержания дорог в Древней Руси, и в дальнейшем,вплоть до XV-XVII вв., использовались повинности местного населения,которые могли отбываться как в натуральной, так и в денежной форме.II.Становлениеправовогорегулированиясодержания,благоустройства и использования дорог в русском праве XV-XVII вв.Как отмечает А.П.
Ушакова, законодательство XV-XVII вв. «былонацеленонаобеспечениеразличнымиметодамибеспрепятственногоиспользования улиц и дорог»172.Важнойхарактеристикойрассматриваемогопериодавыступаетпостепенная отмена специальной платы за пользование мостами, переправамии дорогами, расположенными вне городов. Данный процесс прошел двестадии, - ограничение порядка взимания такой платы и полная отмена.Так, в главе Соборного уложения 1649г. «О мытах, перевозах и мостах»(которую ряд исследователей справедливо считают прообразом современныхтаможенных законов), устанавливался запрет на взимание соответствующейплаты, за исключением случаев, когда такая плата была установлена ранее. Отуплаты соответствующих платежей, при этом, освобождался достаточноширокий круг субъектов.Полная отмена пошлин с мостов и перевозов отмечается в 1753г.
(спринятием Манифеста «Об уничтожении внутренних таможенных имелочных сборов», связанного с таможенными реформами П.И. Шувалова).Примечательно, что постепенная отмена платности пользованиямостами и перевозами не повлияла на обязанности владельцев участков, покоторым проходили дороги, поддерживать за свой счет их состояние, а такжеобеспечивать свободный проход по ним, - данное правило сохранялось вроссийском праве вплоть до революций 1917г. и установления советскогогосударства.В указанный период наблюдается постепенное разделение правовогорегулирования приобретения, содержания и благоустройства городских дорог172Ушакова А.П.
Указ. соч. С. 63.115и улиц, от аналогичных аспектов правового регулирования использованиядорог не города.М.Ф. Васильевский-Буданов подчеркивал, что «каждый посад составлялобщину на тех же основаниях, что и сельские волости, т.е. на общинномземлевладении, круговой уплате податей и отправлении повинностей и навыборном управлении. Город Москва, впрочем, не составлял одной общины,делился на сотни (древнейшие общины) и слободы (позднейшие на окраинахгорода)»173.Городская община выступала единым субъектом права, от лицакоторого осуществлялась реализация прав собственности на общинные земли,самостоятельно устанавливая особый режим использования дорог.При этом, можно выделить следующие аспекты использованияобщинных дорог: платность за проезд носила характер торговых пошлин,однако бремя содержания дорог перекладывалось на население городов, в виденатуральных и/или денежных повинностей.
Данный порядок был характерендля содержания любого имущества общины.III. Становление института городских земель, предназначенных дляиспользования неопределенных кругом лиц (XVIII-IX вв.).Какподчеркивалосьранее,развитиеправовогорегулированияпубличного использования и публичного доступа к дорогам и мостам сталопрообразом правового института земель, находящихся в общем пользовании.При этом, в упомянутый период особым режимом были наделеныисключительно соответствующие земли из категории городских земель, аспециальное регулирование, собственно, возникло из ранее упомянутой ветвиправового регулирования пользования городскими дорогами и мостами. Ещераз целесообразно подчеркнуть, что сложившаяся модель состояла впреимущественно бесплатном пользовании городскими дорогами и мостаминеограниченным кругом лиц (единственный вид платы носил характерторгового сбора, а не платы за пользование землей), наряду с возложением на173Владимирский-Буданов М.Ф.
Указ соч. С. 630.116членов общины повинностей по денежному или натуральному содержаниюдорог и мостов.Эволюция правового регулирования использования и содержания улици дорог привела к возникновению на стыке XVIII-IX вв. отдельных нормправа, регулировавших особый статус земель, которые были заняты улицами,дорогами, позднее – скверами и бульварами.
Специального термина для такихземель не существовало, что, по мнению А.П. Ушаковой, связано в известнойстепени с казуистичностью дореволюционного русского права.Следует согласиться с мнением цитируемого автора о том, что «процессстановления в законодательстве особого правового режима городских земель,целииспользованиякоторыхпредполагалиосуществлениеобщегопользования ими, начался в результате внедрения «регулярной планировки»городов и распространения практики принятия обязательных для исполненияпланов городов. Именно на основе идеи о планировании использования земельгородов стали развиваться представления о различном назначении городскихземель, об их разнородном составе»174.Подобные процессы параллельно (хотя и с некоторым опережением повремени)происходиливевропейскихгородахXVIIвека.Моделипланирования городской застройки были замечены Петром I, которыйреализовал принцип генеральной планировки при возведении и развитииСанкт-Петербурга.
В 1699 году Петром I вводится городское самоуправлениево всех городах России.В XVIII веке принцип регулярной планировки начал применяться и вдругих российских городах, в частности, в Москве; его надлежащейреализацииповышенноевниманиеуделялипоколенияроссийскихсамодержцев.Как отмечают А.Р. Аршакян и М.К. Адаменко, «в 1731 году императрицаАнна Иоанновна издает знаменательный Указ «О делании плана городаМосквы», с которого фактически начинается регулярное градостроительство174Ушакова А.П. Указ.
соч. С. 66.117древней столицы»175. В документе говорится: «понеже Москва аккуратногоплана не имеет и дома строят непорядочно, того ради указали мы всей Москве,большим и малым улицам сделать аккуратно план. А покамест оный сделан небудет... вновь никакого деревянного строения никому не делать»176.А.Р. Аршакян и М.К. Адаменко справедливо отмечают, что, врезультате, была заложена традиция городского планирования в нашей стране:«в 1742 году императрица Елизавета Петровна издает Указы «О строении вМоскве домов по плану и о наблюдении, чтобы улицы были шириной восемьсажен, а переулки четыре сажени», а в 1753 году - «О недопущении впредьзастраивать в Москве площади и о сломе находящихся на оных строений». ПриЕкатерине II в 1762 году была утверждена Комиссия для строения СанктПетербурга и Москвы, в 1774 году создан Департамент для составленияобщего плана Москвы, в 1775 году выпущен «Проектированный городуМоскве план»»177.Окончательное закрепление процессов городского планирования науровне закона отмечается в Жалованной грамоте городам 1785г.КакподчеркиваетА.П.Ушакова,«первоначальнымиосновополагающим институтом планирования использования земель городовбыло планирование расположения городских улиц путем установлениякрасных линий.















