Диссертация (1173798), страница 23
Текст из файла (страница 23)
УПК РФ 2001 г.: достижение, лакуны, коллизии; возможные путизаполнения и разрешения последних: Учебное пособие. - Воронеж: ВГУ, 2002. - С. 35-36.122связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами илипрекурсорами» от 12 декабря2002 г.№5, гдеуказывалось,что«добровольная сдача наркотических или психотропных веществ означаетвыдачу лицом этих средств или веществ представителям власти при реальнойвозможности распорядиться ими иным способом». В частности, какдобровольную сдачу наркотических средств или психотропных веществследовало считать выдачу лицами по предложению следователя передначалом производства в помещении выемки или обыска.Очень неудачная формулировка, где одно положение исключалодругое. Перед началом обыска лицу, у которого он производился, послепредъявления соответствующего постановления разъяснялась возможностьдобровольной выдачи отыскиваемого, а также предметов, запрещенных вобороте.
Из этого следовало, что лицо, добровольно выдавшее наркотическиесредства, освобождалось от уголовной ответственности в силу указанногопостановления и примечания к ст. 200 УК РТ.На практике при задержании лица складывались ситуации, когда у негоне было реальной возможности дальнейшего хранения наркотическихсредств, например, в ходе личного досмотра в милиции, однако вопрос ожелании-нежелании выдать запрещенные к обороту предметы сотрудникмилиции или следователь обязаны были задать в присутствии понятых итолько в случае получения отрицательного ответа изъятое в ходе досмотранаркотическое средство могло быть положено в основу доказательственнойбазы по уголовному делу.В связи с этим, учитывая возникшее разногласие, законодателем былапринята новая редакция закона, где в примечании к ст. 200 УК РТ говорится,что «не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств,психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществпри задержании лица, а также при производстве следственных действий по123ихобнаружениюиизъятию1.Такимобразом,длительноевремясуществовавшее абсурдное положение теперь изменилось и нашло своеадекватное закрепление в законе.Чтобы обеспечить нормальные условия для поиска и пресечения возможности уничтожить имеющиеся доказательства, обыскиваемый и другиенаходящиеся с ним лица должны находиться в одной комнате, имзапрещается общаться между собой, звонить по телефону, покидатьобыскиваемое помещение до конца обыска.
Еслиследователь имеетобоснованные предположения, что то или иное лицо, находящееся на местеобыска, скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение длярасследуемого уголовного дела, оно должно быть подвергнуто личномуобыску.При проведении поиска следователь не должен упускать из вида различного рода негативные следы, свидетельствующие о возможности нахождения в том или ином месте замаскированного тайника. Как показывает следственная практика, между родом деятельности, профессией обыскиваемоголица, его склонностями, увлечениями и способами сокрытия разыскиваемыхпредметов и документов, выбором мест для устройства тайников прослеживается определенная и устойчивая связь.В отдельных случаях на направление поисков может указыватьповедение обыскиваемого или членов его семьи.
На места сокрытия искомыхпредметов могут указывать непроизвольные реакции обыскиваемого на теили иные действия следователя. Изменение тембра голоса, цвета лица,дрожание рук и другие невербальные реакции, свидетельствующие онервном напряжении и возникающие при осуществлении поисков вопределенном направлении либо обследовании конкретных объектов, служатсвоеобразными сигналами, свидетельствующими о близости следователя ктайнику. Надо отметить, что довольно часто обыскиваемые скрывают1Уголовный кодекс Республики Таджикистан: (по сост. на 21 мая 1998 года.).
– Душанбе,2014.124вещественные доказательства в грязном белье, постели ребенка, тяжелобольного человека, предметах культа и т.п.После непосредственного проведения обыска наступает этап фиксацииего результатов. Основные правила этого действия регламентированыуголовно-процессуальнымзаконом.Протоколобыска–объективноеотражение всего происходившего в процессе его проведения, что, однако, невсегда принимается во внимание. Характерным примером может служитьпрактика оформления протокола обыска, ограничивающаяся лишь перечнемнайденного.А.Р. Ратинов справедливо писал, что нередко следственные работникисводят протокол к обычному перечню изъятого, не указывая, где и как всеэто хранилось и каким образом было обнаружено 1.
И, напротив, еслирезультат обыска отрицательный, ни в одном протоколе не указываютсяпроводившиеся поисковые мероприятия, будто их и не было. Все эти фактыпротиворечат требованиям ст. 190 и 192 УПК Республики Таджикистан, носуды в своей практике это игнорируют.Здесь же заметим, что положения ст. 192 УПК РТ имеют важноетактическое значение. «В протоколе должно быть указано, в каком месте ипри каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы илиценности, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно...».Личный обыск. При наличии оснований, предусмотренных статьей190, и с соблюдением требований частей 5-7 статьи 192 УПК РТ, прокурор,дознаватель, следователь вправе произвести личный обыск в целяхобнаружения и изъятия предметов и документов, находящихся на теле, водежде и имеющихся при задержанном вещах.
Личный обыск может бытьпроизведенбезвынесенияспециальногопостановления,еслионпроизводится при задержании лица или заключении его под стражу, а такжепри наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в1Ратинов А.Р. Обыск и выемка. М., 1961. С. 198.125помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает присебе документы или предметы, могущие иметь значение для уголовного дела.Личный обыск производится только лицом одного пола с обыскиваемым и сучастием понятых и специалистов того же пола.При расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотомнаркотических средств, хороший результат дает личный обыск, проведенныйсразу после задержания наркопреступника.
В ходе его проведения могутобнаружиться предметы и другие вещи, которые впоследствии станутвещественными доказательствами или предметами, подтверждающимипричастность задержанных лиц к совершению незаконного оборотанаркотических средств.При обнаружении каких-либо предметов, связь которых с событиемпреступления очевидна или возможна, следует получить у подозреваемогосоответствующие пояснения, которые целесообразно отразить в протоколеличного обыска.В момент, когда производится личный обыск подозреваемого, невсегда бывает известно, какие именно вещества или предметы могутнаходиться в той или иной связи с событием преступления и иметьотношение к делу. Поэтому в протоколе личного обыска рекомендуетсятщательно фиксировать все, что будет найдено у задержанного.Как свидетельствует следственная и оперативно-розыскная практикапри задержаниилица,подозреваемого в совершениипреступления,связанного с незаконным оборотом наркотиков, чаще всего местамисокрытия наркотиков на человеке являются:1)в одежде: лацканы пальто, пиджака, куртки, плаща; карманы сдвойным дном; дополнительно подшитые под подкладкой потайныекарманы; манжеты, воротники, ленты на тульях шляп; гульфики брюк,плавки, корсеты; у военнослужащих в кокарде, нарукавных нашивках,портфелях и погонах; ремни, оборудованные с внутренней стороныспециальным разрезом или молнией, пряжки ремня; бюстгальтеры и126специально прикрепляемые клейкой лентой под женской грудью пояса; узлыгалстуков или косынок; мужские подтяжки, мужские, женские перчатки.2)в иных личных вещах: в подкладках сумочек, чемоданов,кошельков; в косметических наборах; в тюбиках из-под губной помады,кремов, в мыле; в женских гигиенических пакетах и тампонах; в детскихвещах; в зажигалках и пачках из-под сигарет; в упаковках из-под лекарств; вбутылках, ингаляторах, термосах, железных банках или пакетах с табаком, вмундштукекурительной трубки, игральных картах; в полых пуговицах;перьевых ручках, зернах четок, заколках для волос, галстучных булавках,брошах, запонках, браслетах, брелоках, медальонах, кольцах; футлярах дляочков и контактных линз; слуховых аппаратах, протезах, в полости корпусатрости, костылей или ручки зонта; внутренних и нижних частях корпусовчасов; отсеках для элементов питания видео-, аудио-, радиоаппаратуры;различного рода повязках, в том числе и гипсовых;3)нателеивегополостях:междупальцаминогподлейкопластырем, прикладываемым к ступне; в волосах, уложенных вспециальную прическу, шиньоне, парике; в предварительно привязываемых кзубу и заглатываемых контейнерах; во рту, носу, ушах и др 1.Отдельногоподозреваемого,вниманиятаккакзаслуживаетвсилуподготовкаегокдопросувозможногоособогопсихофизиологического состояния может потребоваться предварительноеосвидетельствование медицинским работником.Допрос подозреваемых.
При согласии подозреваемого дать показанияон должен быть предупрежден о том, что его показания могут бытьиспользованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе ипри его последующем отказе от этих показаний.1Бирюков П.Н., Пидусов Е.А.
Расследование незаконного оборота наркотических средстви психотропных веществ: правовые и криминалистические аспекты: Учебное пособие. –Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. С. 34-35.127Допрос подозреваемого при расследовании уголовных дел, связанных снезаконным оборотом наркотиков, имеет свои особенности. В частности,рекомендуется обязательная проверка потребителей наркотиков перед ихучастием в следственных действиях с помощью медицинского работника напредмет нахождения их в состоянии наркотического опьянения. Такая меранеобходима для пресечения попыток в последующем изменить своипоказания, ссылаясь на такое состояние.Еслиподозреваемыйнаходитсявнаркотическомопьянениинедопустимо проводить его допрос.















