Диссертация (1173796), страница 39
Текст из файла (страница 39)
6.13 КоАП РФ, либо под ст.230 УК РФ, поскольку в его отчётах публикуется информация о том, каким способом потребляются наркотические средства, что квалифицируется как пропаганда наркотиков. На наш взгляд, в этом аспекте нидерландский законодательпоступает правильно: надлежит уделять внимание не только преследованию ужесовершённых преступлений, но и предотвращению новых.Иным способом совершения преступления, предусмотренного ст. 3b Опиумного закона, является распространение недостоверной медицинской или науч-332Aanwijzing Opiumwet.
Registratienummer: 2012A021 [Электронный ресурс] // Staatscourant. nr. 26938.2012. Режим доступа: http://www.om.nl/organisatie/beleidsregels/overzicht/drugs/@160000/aanwijzing-opiumwet/183ной информации при условии, что удастся доказать, что такая публикация очевидно направлена на возбуждение желания потребить наркотические средстваили психотропные вещества. Ещё одним специфическим вариантом нарушенияст.
3b Опиумного закона является нарушение специальных правил, регулирующих деятельность кофешопов, расположенных, в частности, в Директиве поопиумному закону. Эти правила ограничивают возможности кофешопов по рекламированию: допустимо только простое указание на расположение заведения.Распространение каких-либо особенных указательных знаков или плакатов наокнах, информирующих о скидках, специальных предложениях, недопустимо.Согласно научным взглядам333, статья предусматривает запрет на использование любой формы рекламы наркотических средств и психотропных веществ,упомянутых в Списках I и II Опиумного закона. Дело в том, что реклама можетстимулировать, мотивировать людей потреблять наркотические средства и психотропные вещества.
Принятие запрета обосновано желанием ограничить опасность этого воздействия. При этом распространение информации с медицинскими или научными целями не воспрещается, хотя в то же время отмечается334, чтоэтим исключением не стоит злоупотреблять.Под распространением информации понимается такое действие по передаче данных, результатом которых является получение другим лицом каких-либознаний335. Для этого могут использоваться различные средства передачи информации, в частности сеть Интернет. Примерами сообщений, нарушающих запрет,могут быть явно направленные на продажу или поставку веществ, перечисленных в Списках I или II Опиумного закона, послания, которые при этом распространяются публично или открыто выставляются, например, на переносных(дата обращения: 20.04.2014 г.).333См.: Rendering J.A.
Commentaar op Opiumwet. 2013.334См.: Rendering J.A. Указ. соч.335См.: Rendering J.A. Указ. соч.184стендах 336 . Учёные называют следующие варианты выполнения объективнойстороны деяния: распространение информации о ценах за дозу определённоговещества с указанием места продажи; распространение ложной информации подвидом медицинской или научной, которая при этом чётко направлена на продажу или поставку веществ из Списков I или II Опиумного закона; реклама кофешопов за исключением знаков на стене здания, где находится кофешоп, или плакатов в витринах кофешопов337. Не может восприниматься как реклама в смыслест.
3b Опиумного закона размещение на картах города информации о расположении кофешопа, его названии, если только при этом не используют изображения, ассоциирующиеся с наркотиками338. С. был осуждён судом Амстердама засовершение следующего деяния. Он распространял карты города с отметкой орасположении кофешопа, которая сопровождалась подписью «Победитель кубкаканнабиса 2000». По мнению суда, это может быть воспринято как расхваливание достоинств продаваемых лёгких наркотиков339.В судебных материалах приводятся и иные варианты совершения объективной стороны деяния.
Размещение на веб-сайтах «меню» и цен на лёгкиенаркотики, доступные в кофешопе, следует рассматривать как рекламированиепо смыслу ст. 3b Опиумного закона. Исходя из того, что информация, размещённая в сети Интернет, доступна широкому кругу, факт её размещения можнотрактовать как призыв к потреблению наркотических средств340.Решением Верховного суда Королевства Нидерландов от 19.06.2001 г.
поделу № 02864/00341 установлено, что нельзя рассматривать в качестве рекламирования кофешопа выпуск 60 фирменных зажигалок с изображением логотипана них. Такое деяние не подпадает под определение «распространения», по-336См.: Rendering J.A. Указ. соч.См.: Rendering J.A. Указ. соч.338Gerechtshof Amsterdam 15 september 2010, NJFS 2010, 308, LJN BN7280.339Hof Amsterdam. ECLI:NL:GHAMS:2010:BN7285.340HR 25 mei 2004, JOL 2004, 273, NbSr 2004, 238, LJN AO6423.341HR 19 juni 2001, nr. 02864/00.337185скольку логотип не несёт в себе призыва к потреблению наркотических средств,не содержит информации о ценах на лёгкие наркотики.Под рассматриваемый нидерландский запрет не подпадают некоторыепредусмотренные российским законодателем способы совершения склонения кпотреблению наркотических средств и психотропных веществ.
Объективнаясторона состава преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ, может бытьвыполнена такими действиями, как ненасильственное убеждение, склонение кпотреблению под угрозой насилия, склонение к потреблению путём обмана, т.е.без ведома потерпевшего, например, подмешивание наркотического средстваили психотропного вещества в еду или питьё. Насильственное склонение лица кпотреблению наркотического средства и склонение путём обмана охватываютсясоставами преступлений, предусматривающих ответственность за причинениевреда здоровью и нарушение личной свободы, которые расположены в гл. XVIIIи гл.
XXI УК Королевства Нидерландов. Склонение, не являющееся рекламой,не адресованное широкому кругу лиц, по нидерландскому законодательствуостаётся ненаказуемым, и в этом, на наш взгляд, усматривается недочёт нидерландского законодателя.Объективная сторона данного состава преступления представляет собойдействия по рекламированию торговой деятельности кофешопа, деятельности подоставке или распространению наркотиков.
Рекламирование может заключатьсяв распространении информации посредством телевидения, радиовещания, печатных публикаций, сети Интернет или иным способом массового распространения данных. Рекламное послание должно быть нацелено на возбуждение желания потребить наркотики, оно может содержать информацию о привлекательности эффекта, оказываемого веществом на организм человека, о его преимуществах перед другими веществами или способами времяпрепровождения, в томчисле легальными, о цене за дозу вещества, о специальных акциях, действующихпри покупке. Кроме того, реклама кофешопов может выражаться в распространении информации о продающихся в нём сортов каннабиса, ценах на них, скид-186ках и промо-акциях также подпадает объективной стороной данного состава.Эти деяния сравнимы по смыслу с тем, что в российской уголовно-правовойдоктрине называют склонением путём рассказывания о преимуществах наркотического средства, о его положительных свойствах.
Иными словами, объём нидерландского запрета полностью входит в объём российского запрета, при этомотечественная норма шире и включает кроме этого запреты на насильственноесклонение, склонение путём обмана и другими способами.Субъектом данного преступления является физическое лицо, достигшее16-летнего возраста. Законодатель не предъявляет никаких специальных требований к нему, но резонно предположить, что такое лицо может являться владельцем или управляющим кофешопа, либо заниматься деятельностью по производству и распространению наркотических средств.Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 3bОпиумного закона, и размер наказания за его совершение определяется с помощью ст. 10 Опиумного закона: ч. 1 гласит, что лицо, действующее вопреки запрету, установленному ч. 1 ст. 3b Опиумного закона, должно быть наказано лишением свободы на срок до 6 месяцев или штрафом четвёртой категории. В ч.
2ст. 10 Опиумного закона установлено, что лицо, сознательно нарушающее запрет,установленный ч. 1 ст. 3b Опиумного закона, должно быть наказано лишениемсвободы на срок до четырёх лет, либо штрафом пятой категории. Иными словами, Опиумный закон установил две различные санкции за нарушение запрета,причём в первом случае говорится просто о нарушении, а во втором – о «сознательном» нарушении. Согласно комментарию к ст.
3b Опиумного закона 342 ,Опиумный закон различает умышленные и непредумышленные деяния. Приэтом умышленное деяние влечёт за собой уголовную ответственность, а неумышленное – административную. Например, владелец кофешопа, не предполагая, что такое действие вызовет желание потребить лёгкие наркотики, разместил187в окне своего заведения плакат со словами: «Добро пожаловать в наш кофешоп!Лучший ассортимент специально для вас».
Более строгая ответственность заумышленное совершение рассматриваемого преступления предусмотрена в ч. 2ст. 10 Опиумного закона, когда лицо осознавало общественную опасность своихдействий и желало их совершить.В формулировке статьи нет указания на необходимость наступления общественно опасных последствий для квалификации этого преступления, поэтомусостав можно охарактеризовать как формальный. Иными словами, для квалификации действий лица по ст. 3b Опиумного закона достаточно совершения имдействий, входящих в объективную сторону состава преступления.Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсорыКультивирование – первая стадия в цепочке, формирующей незаконныйоборот наркотических средств и психотропных веществ343.
В ст. 2 Опиумногозакона предусмотрена ответственность за ввоз на территорию Королевства Нидерландов или вывоз за его пределы (п. a), выращивание, подготовку, обработку,переработку, продажу, доставку, поставку и транспортировку (п. b), хранение (п.c), изготовление (п. d) тяжёлых наркотиков, перечисленных в Списке I Опиумного закона. Статья 3 Опиумного закона вводит запрет на совершение тех же действий, но в отношении лёгких наркотиков из Списка II Опиумного закона. Нидерландский законодатель сформулировал два схожих состава преступления смножественными альтернативными вариантами совершения объективной стороны состава преступления, характеризующихся одинаковыми описаниями деяний,которые совершаются по поводу разных предметов.В рамках настоящего исследования мы можем рассмотреть только частьсоставов преступлений, предусмотренных ст.ст.
2-3 Опиумного закона, – те, в342343См.: Rendering J.A. Commentaar op Opiumwet. 2013См.: Blom, T. Opiumwetgeving en drugsbeleid. Deventer: a Wolters Kluwer business. 2008. C. 127.188которых объективная сторона состава преступления выражается в совершениидействий по выращиванию растений, содержащих наркотики, перечисленныелибо в Списке I, либо в Списке II Опиумного закона. Первоначально ст. 2 Опиумного закона не включала такой вариант совершения объективной стороны состава преступления как «выращивание», на тот период преступным было толькокультивирование растений, содержащих в себе вещества из Списка II.















