Диссертация (1173796), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Примером государственной политикиявляется проект «Эмерго», в рамках которого было проведено исследование 74кофешопов в Амстердаме и сделан вывод о том, что сеть кофешопов не тождественна сети организованной наркопреступности, преступники вовлечены в еёорганизацию, но вынуждены конкурировать между собой.3. Анализ отчётов правоохранительных органов о реализации Опиумного закона характеризуется несколькими тенденциями: снижение общего количестванарушений Опиумного закона, снижение доли преступлений, совершаемых поповоду тяжёлых наркотиков, в пользу увеличения доли преступлений, совершаемых по поводу лёгких наркотиков.
При этом зарегистрированных дел по поводутяжёлых наркотиков больше, чем таковых, связанных с лёгкими наркотиками.Чаще всего предметом преступлений, совершаемых по поводу тяжёлых наркотиков, становится кокаин.4. Количество преступлений, связанных с тяжёлыми наркотиками, рассмотренных в прокуратуре, снижается.
Примерно половина преступлений, совершаемых по поводу наркотических средств, совершается по поводу лёгких наркотиков.5. Статистика по полицейским отчётам, равно как и по делам, рассматриваемым в суде, показывает уменьшение количества дел, связанных с тяжёлыминаркотиками, и увеличение количества дел, связанных с лёгкими наркотиками.Прокуратура, наоборот, обрабатывает более высокий процент дел, связанных стяжёлыми наркотиками, и более низкий процент дел, связанных с лёгкиминаркотиками. Существуют разные типы решений, которые могут быть приняты впрокуратуре, в том числе предложение по урегулированию и постановление онаказании.
Наблюдается тенденция по снижению количества дел, переданныхсуд, и по увеличению дел, заканчивающихся постановлением о наказании.1786. Суд чаще всего приговаривает виновных к общественным работам330. Общее количество дел по нарушению Опиумного закона снижается, при этом увеличивается количество рассматриваемых дел, связанных с лёгкими наркотиками,и снижается количество рассматриваемых дел по поводу тяжёлых наркотиков.Количество дел о нарушении Опиумного закона в цепи «полиция-прокуратурасуд» в целом снизилось331.
330См.: Laar M. van, Cruts G., Gageldonk A. van, Ooyen-Houben M. van, Croes E., Meijer R. Ketelaars T. TheNetherlands Drug Situation 2011. Report to the EMCDDA by the Reitox National Focal Point. Utrecht: Trimbosinstituut. 2012. C. 139.331См.: Laar M. van, Cruts G., Gageldonk A. van, Ooyen-Houben M. van, Croes E., Meijer R. Ketelaars T. TheNetherlands Drug Situation 2011. Report to the EMCDDA by the Reitox National Focal Point. Utrecht: Trimbosinstituut. 2012. C.
137-139.179§ 4. Нидерландское законодательство о деяниях, аналогичных преступлениям, предусмотренным ст.ст. 230-233 УК РФНидерландская уголовно-правовая доктрина предполагает иную характеристику состава преступления, нежели это устоялось в российской правовойнауке. Вместо подразделения на объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону, используется разделение corpus delicti на actus rea (объективные признаки состава преступления) и mens rea (субъективные признаки составапреступления). Мы, тем не менее, будем пользоваться традиционной для российской уголовно-правовой доктрины терминологией при характеристике составовпреступлений по нидерландскому законодательству.Предметом преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков являются вещества, которые в отечественном законодательстве называются наркотическими средствами и психотропными веществами.
Термин «аналоги наркотических средств и психотропных веществ» в нидерландском законодательстве отсутствует. В ст. 1 Опиумного закона дан отличный от российского понятийныйаппарат. Основными терминами являются «вещество», «препарат» и «средство».«Веществом» называется вещество человеческого, животного, растительногоили химического происхождения, в том числе растения, части животных, микроорганизмов. «Препарат» – твёрдая или жидкая смесь веществ. А «средство» – этообщий термин для веществ и препаратов.
Для сохранения единообразия терминологии в настоящей работе, мы продолжим использовать термины «наркотики»,«наркотические средства» и «психотропные вещества», а термин «вещество» мыадресуем всей совокупности наркотических средств и психотропных веществ,поскольку данные названия устоялись в отечественной академической среде изаконодательстве и поскольку именно российское законодательство надлежитсчитать исходной точкой настоящего исследования.В связи с тем, что исследуемые составы преступлений расположены не вУК Королевства Нидерландов, а в отдельном законе, определить объект пре-180ступления и его места в системе объектов преступлений, предусмотренных нидерландским законодательством, несколько затруднительно.
По нашему мнению,к нидерландскому праву не применима четырёхуровневая система представления объекта преступления как общего, родового, видового и непосредственного.Система объектов преступлений, предусмотренных Опиумным законом, можетбыть представлена следующим образом. Общий объект – совокупность всех общественных отношений, предусмотренных и охраняемых государственной волей,посягать на которые запрещено под угрозой уголовной ответственности. Родовой объект – совокупность общественных отношений, урегулированных Опиумным законом, в которые входят общественные отношения по легальному производству, хранению, распространению наркотических средств и психотропныхвеществ, включая лицензирование такой деятельности.
Непосредственные объекты будут составов преступлений будут рассмотрены при характеристике отдельных преступлений.Субъект большинства деяний общий, определение ему дано в ст. 65 УККоролевства Нидерландов: это физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.Другие объективные и субъективные признаки составов преступлений мы рассмотрим ниже.Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществили их аналоговНи Опиумный закон, ни Уголовный кодекс Королевства Нидерландов непредусматривают деяния, аналогичного предусмотренному ст. 230 УК РФ.
Приэтом в ст. 3b Опиумного закона содержится норма, частично пересекающийся пообъёму с нормой, закреплённой в ст. 230 УК РФ, – это запрет на рекламу кофешопов. Так, ч. 1 ст. 3b Опиумного закона гласит, что любая публикация, очевидно направленная на продажу, доставку или распространение наркотическихсредств или психотропных веществ, указанных в ст.ст. 2 и 3 Опиумного закона,запрещена. Исключение из этого правила содержится в ч. 2 ст. 3b Опиумного181закона: запрет не распространяется на публикации, осуществлённые в медицинских или научных целях.В Ноте о наркотической политике выделяются два положения, относящихся к реализации ст. 3b Опиумного закона.
Во-первых, нежелательно, чтобы лица,не потребляющие наркотики, непреднамеренно сталкивались с рекламой наркотических средств или психотропных веществ. Прежде всего, запрет направлен налиц, распространяющих информацию о продаже наркотиков в местах отдыха,например, вечерних клубах. Во-вторых, наркотическая политика наделяет первостепенной важностью меры по предупреждению распространения потребления наркотиков, a fortiori в случае, когда речь идёт о предотвращении рекламирования наркотических средств среди таких уязвимых групп граждан как подростки и молодёжь. Нота о наркотической политике принимает во внимание значение международного облика государства, поэтому запрет обращён также нарекламу наркотических средств и психотропных веществ среди туристов.Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления – совокупность общественных отношений по предупреждению распространения потребления наркотиков, по осуществлению легального превентивного информирования об опасности наркотиков, по функционированию кофешопов в пределахустановленных для них правил.Пункт 3.2.2 Инструкции по Опиумному закону от 20.12.2011 г.
(далее –Инструкция по Опиумному закону)332 даёт легальное толкование ст. 3b Опиумного закона. В частности, описываются возможные способы выполнения объективной стороны состава преступления: распространение информации о ценах иточках приобретения наркотических средств. Информирование может происходить через СМИ (телевидение, радио, газеты, Интернет-СМИ) или с использованием рекламных методов (наружная реклама, рекламные объявления, рекламные182листовки, журналы, бумажные туристические гиды), или на мероприятиях. Стоит заметить, что в Королевстве Нидерландов действует институт Тримбос – институт душевного здоровья и зависимостей, – который занимается научной деятельностью по изучению воздействия наркотических средств и психотропныхвеществ.
Институт Тримбос регулярно публикует открытые отчёты по наркотической ситуации в Королевстве Нидерландов, в которых описываются характеристики наркотических средств, способы их потребления, их воздействие на человека и другие данные, в том числе «рыночная стоимость». Деятельность института Тримбос следует расценивать как научно-просветительскую, это государственный институт и публикуемые им отчёты являются следствием заботыгосударства о здоровье населения. Полноценное освещение любых вопросов,связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ,обеспечивает осведомлённость населения об опасности этих веществ, т.е.
является превентивной мерой по отношению к распространению наркозависимости.В качестве незаконной деятельности нидерландское право расценивает распространение лицом информации о стоимости одной таблетки экстази в вечернемклубе во время концерта, но не отчётную деятельность научного заведения. Пороссийскому же законодательству публикация подобной документации институтом Тримбос скорее всего подпадала бы либо под ст.















