Диссертация (1173796), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Обеспечивается конспирация, предпринимаются меры к тому, чтобы о происходящем в помещении не было известно соседям и случайным прохожим. Подыскиваются клиенты, может быть даженалажена связь со специальным вербовщиком. Может быть найден канал связи споставщиком прекурсоров или наркотиков145. Действиями по организации притона следует считать любые действия, результатом которых является превращение выбранного места в притон, пригодный для использования с соответствующими целями одним или более лицами146.Организация притона считается оконченной независимо от того, был ли онфактически посещён хотя бы одним человеком хотя бы один раз.
Содержаниеэтого преступления заключается в том, чтобы притон организовать, привести егов готовность к эксплуатации, но фактическое его использование с целью потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов необязательно. Если действия, направленные на создание притона, не были доведены доконца, а были пресечены сотрудниками правоохранительных органов или прерваны по другим причинам, не охваченным волей виновного, то эти действияследует квалифицировать как приготовление или покушение на совершения деяния, предусмотренного ст.
232 УК РФ, в зависимости от обстоятельств дела и всоответствии со ст. 30 УК РФ.144См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова.М.: Юристъ. 1999. С. 283.145См.: Романова Л.И. Наркотики: преступления, ответственность: Монография // Владивосток: Изд-воДальневост. ун-та, 2000.
С. 220.146См.: Осипов Г.Л. Указ. соч. С. 289.107Альтернативным вариантом выполнения объективной стороны деяния,предусмотренного ст. 232 УК РФ, является содержание притона для потреблениянаркотиков. Это умышленные действия лица по использованию помещения, отведённого и (или) приспособленного для потребления наркотических средствили психотропных веществ, по оплате расходов, связанных с существованиемпритона после его организации либо с эксплуатацией помещения (внесениеарендной платы, регулирование посещаемости, обеспечение охраны и т.п.), какэто разъяснено п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебнойпрактике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами,психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
Действия посодержанию притона должны быть систематическими, притон предоставлен неоднократно как минимум одному лицу. Как подчёркивает Л.И. Романова147, содержание является логическим продолжением организации притона, под «содержанием притона» следует понимать действия по поддержанию в нём порядка,пополнению запаса наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов,прекурсоров, по обеспечению исправности оборудования и приспособлений,применяемых при изготовлении наркотиков и их потреблении. Мы согласны смнением о том, что содержанием притона следует считать любые действия,направленные на обеспечение его функционирования с теми же целями, радикоторых он был создан148.
Деяние надлежит считать оконченным либо после посещения притона одним лицом два и более раз, либо после посещения притонадвумя и более лицами.Третий альтернативный вариант совершения объективной стороны деяниявозвращён в диспозицию статьи, как говорилось выше, Федеральным Законом от28.12.2013 г. № 381-ФЗ «О внесении изменений в ст. 232 УК РФ»149. Он формулируется как систематическое предоставлении помещений для потребления147148См.: Романова Л.И. Указ. соч. С.
220.См.: Осипов Г.Л. Указ. соч. С. 289.108наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. На наш взгляд,законодатель не привнёс этим изменением в уголовно-правовую норму ничегонового. Согласно научной доктрине, систематическое предоставление помещения для потребления наркотиков, уже охватывается понятием «содержание притона», как мы указали выше. Если толковать текст статьи буквально, то получается, что, по мнению законодателя, возможно систематическое потреблениенаркотических средств в помещениях, не являющихся одновременно притонами.Научная доктрина достаточно подробно разработала понятие «притон», сформулировав для него функциональный, территориальный, временной и целевой признаки, и существующее определение является гораздо более широким, нежели«помещения, предоставляемые для потребления наркотиков».
Так, например,притоном может быть не только помещение, жилое или нежилое, но и специально оборудованный и ограждённый забором от чужих глаз участок на открытомвоздухе. При этом систематическим предоставлением помещения, по появившемуся примечанию к ст. 232 УК РФ, является совершение этого действия два иболее раз. Наша позиция может быть проиллюстрирована материалами практики.Так, в 2014 г., т.е. после внесения этого дополнения в диспозицию ст. 232 УК РФ,Фокинский районный суд г. Брянска вынес обвинительный приговор по делу №1-179/2014150, в котором действия виновного квалифицируются по ч.
1 ст. 232УК РФ как содержание притона для потребления наркотических средств, поскольку Ш. систематически предоставлял помещения для потребления наркотических средств, получая за это вознаграждение. В частности, при описаниисовершённого деяния суд использует такую формулировку: Ш., заведомо зная,что пришедшие к нему лица будут изготавливать и потреблять наркотическиесредства, предоставил помещение своей квартиры этим лицам для изготовления149РГ. № 295. 30.12.2013.Приговор № 1-179/2014 Фокинского районного суда г. Брянска [Электронный ресурс] // Режимдоступа: https://rospravosudie.com/court-fokinskij-rajonnyj-sud-g-bryanska-bryanskaya-oblast-s/act-456840976/ (датаобращения: 22.08.2014 г.).150109и потребления наркотического средства.
Указанные лица воспользовались отведенным им помещением, предметами быта, необходимыми химическими веществами и таблетками лекарственного препарата. Они, совместно с Ш., изготовили наркотическое средство, а затем потребили его путём внутривенных инъекций. Ш. в качестве вознаграждения за предоставление помещения для изготовления и потребления наркотического средства получил от указанных вышеграждан часть наркотического средства, которое впоследствии потребил, сделавсебе внутривенную инъекцию. Аналогичные действия совершались Ш.
неоднократно, регулярно.Словосочетание «систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», используемое в формулировке объективной стороны деяния, предусмотренногост. 232 УК РФ, надлежит рассматривать как один из вариантов реализации квалифицирующего признака «содержание притона», но не как самостоятельныйквалифицирующий признак, несмотря на то, что законодатель использовал союз«или», указывающий на перечисление равноправных элементов предложения.Заместитель начальника Каменского межрайонного отдела УправленияФСКН России по Пензенской области А.Н.
Сусликов151 отмечает в своём исследовании, что на практике не встречается квалификация деяния как организацияпритона в отрыве от квалификации деяния и как содержания притона. Из этогоА.Н. Сусликов делает вывод, что действия по организации притона не являютсяпреступными сами по себе, и de facto до момента начала функционированияпритона в действиях лица состава преступления нет. По его мнению, «термин«организация» становится лишь дополнением к термину «содержание», а привлечение лица только за организацию притона становится невозможным»152. Сэтой позицией можно поспорить. На наш взгляд, de jure ситуация предполагается151См.: Сусликов А.Н. Характеристика преступлений, связанных с содержанием притона для потреблениянаркотических средств и психотропных веществ // Уголовный процесс.
2008. № 5. С. 13.110иной, и по мнению законодателя, организация притона сама по себе безусловнопреступна. Внесением в формулировку статьи этого признака объективной стороны деяния законодатель преследовал следующую цель. Возможны такие ситуации, в которых один человек организует притон, подбирает сотрудников, договаривается о поставках наркотических средств и психотропных веществ, послечего предоставляет его содержание другому лицу.
Если бы этот признак отсутствовал в формулировке статьи, то такое лицо могло бы быть привлечено к ответственности только как соучастник. Настоящая формулировка закона даётвозможность привлечь такое лицо как исполнителя преступления.На практике встречаются и такие случаи, когда судья не включает в обвинение квалифицирующий признак «организация притона», ограничиваясь другим признаком – «содержание притона», хотя лицо в действиях лица содержатсяоба признака.
Так, судья Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода поделу № 1-30/2014153 вынес обвинительный приговор, в котором установил следующее. Т. содержал притон для систематического тайного потребления наркотических средств наркозависимыми лицами, что выражалось в том, что Т., вопервых, неоднократно за определённую плату предоставлял помещения квартиры для осуществления указанных действий, во-вторых, он оборудовал эти помещения для потребления в них наркотических средств, снабдил предметами,приспособленными для приготовления к употреблению и употребления наркотических средств, в-третьих, обеспечивал необходимые меры конспирации.Кроме того, из обвинительного приговора следует, что Т.
также осуществил поиск клиентуры для посещения его притона. Оборудование помещения, первоначальное обеспечение мер конспирации, поиск клиентуры, на наш взгляд, надлежит квалифицировать как организацию притонов, а действия по поддержанию152Сусликов А.Н. Указ. соч. С.















