Диссертация (1173790), страница 26
Текст из файла (страница 26)
ст. 312 НК РФ установленыспециальные правила применения принципа «сквозного налогообложения»при выплате российской организацией дивидендов в пользу иностранного119лица, смысл которых заключается в следующем.Иностраннаякомпания,получившаядивидендыотроссийскойорганизации, может добровольно или на основании запроса российскогоналогового агента признать отсутствие у нее статуса «beneficial owner»дивидендов, и, кроме того, указать на лицо, которого она признает таковым.Если названный непосредственным получателем дивидендов «beneficialowner» дохода прямо и (или) косвенно участвует в российской организации,выплатившей дивиденды, и является резидентом договаривающегосягосударства, то положения налогового соглашения применяются к этому лицу.Например,российскаяорганизациявыплатиладивидендыкипрскойкомпании, а она свою очередь выплатила дивиденды своему единственномуакционеру – киприоту.
В таком случае по-прежнему российская организацияудерживает налог у источника с дивидендов в размере 5% или 10 % по п. 2 ст.10 налогового соглашения между РФ и Кипром, так как право на применениесоглашения возникает у последующего лица акционера кипрской компании,тоже являющегося резидентом Кипра.В том случае, когда «beneficial owner» дивидендов, в рассматриваемойнами ситуации единственным акционером кипрской компании, являетсяналоговый резидент РФ (физическое или юридическое лицо), то наступаютнижеприведенные налоговые последствия:(a) - с дивидендов, непосредственно выплачиваемых иностранной (внашем примере - кипрской) компании, налог у источника по ставке 15 %,установленной пп. 3 п.
3 ст. 284 НК РФ, российским налоговым агентом неудерживается на основании пп. 1 п. 4 ст. 7 НК РФ;(b) - при этом российский налоговый агент на основании п. 1.1. ст. 312НК РФ должен удержать налог с дивидендов, «beneficial owner» которыхпризнается резидент РФ, по налоговым ставкам 13 % или 0 % для российскихорганизаций согласно пп. 1, пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ и 13 % - для физическихлиц - резидентов РФ по п. 1 ст. 224 НК РФ. При этом для целей применения120нулевой ставки по пп. 1 п.
3 ст. 284 НК РФ российская организация - «beneficialowner» дивидендов должна отвечать следующим специальным условиям:- ее доля косвенного участия в уставном капитале российскойорганизации, распределяющей дивиденды, приравнивающаяся к прямомуучастию, должна быть не менее 50 %;- она должна получить не менее 50 % от суммы выплаченныхдивидендов.В последующем дивиденды российских физических и юридических лиц,полученные от иностранной организации, фактическим источником выплатыкоторых являются российские организации и на которые российскиерезиденты имеет фактическое право и с которых удержан НДФЛ или налог наприбыль организаций с учетом положений ст. 312 НК РФ, не подлежатповторному налогообложению согласно п.
58 ст. 217 НК РФ и пп. 50 п. 1 ст.251 НК РФ. При этом освобождение от налогообложения применяется толькопри наличии документов, подтверждающих удержание налога налоговымагентом и наличие у налогоплательщика - российского резидента статуса«beneficial owner» дивидендов. Данный вывод подтверждается также письмомМинфина РФ от 16.08.2016 г. № 03-08-05/47852.Для применения описанного принципа сквозного налогообложенияроссийский налоговый агент, распределяющий дивиденды, согласно п. 1.2. ст.312 НК РФ должен запросить у иностранной кондуитной компании и«beneficial owner» дохода, а последние обязаны предоставить следующиедокументы:1) письменное подтверждение отсутствия у иностранной (в нашемпримере - кипрской) компании фактического права на полученные дивидендыи отказа от применения к ней налогового соглашения между РФ и Кипром;2) информацию о лице, которое иностранная организация, получившаядоход в виде дивидендов, признает «beneficial owner» дохода (поприведенномупримеру–кипрскаякомпаниядолжнапредставить121информацию о своем акционере – российском резиденте), включающую всебя:(a) - указание доли и документального подтверждения порядка прямогоучастия в этой иностранной, то есть то, что российское лицо прямо участвуетна 100 % в кипрской компании - непосредственном получателе дохода отисточников в РФ;(b) - указание доли и документальное подтверждение косвенного порядкаучастия в российской организации, распределившей дивиденды.
В нашемпримере, поскольку кипрская компания является единственным участникомроссийской организации, то российский резидент – единственный акционеркипрской компании имеет 100 % долю косвенного участия в российскойорганизации;(c) - подтверждение государства налогового резидента лица, то есть того,что в рассматриваемой нами ситуации «beneficial owner» дивидендов являетсярезидентом РФ.Подчеркиваем, что мы специально акцентируем внимание на том, что в п.1.2. ст.
312 НК РФ говорится о предоставлении подтверждения прямогоучастия «beneficial owner» дохода в иностранной компании, получившейдивиденды от источников в РФ. Это положение принципиально важно дляправильного применения «принципа сквозного налогообложения», онодоказывает следующие значимые выводы:1) российский резидент может быть признан «beneficial owner»дивидендов, выплачиваемых российской компанией, только при его прямомучастиивиностраннойкомпании-резидентедоговаривающегосягосударства и косвенном участии через эту компанию в российскойорганизации;2) в случае, если российский резидент является участником любойофшорной компании, а та в свою очередь единственным акционероминостранной компании - непосредственного получателя дивидендов, тороссийское лицо не может быть признано «beneficial owner дивидендов в122порядке п.
1.1. и п. 1.2. ст. 312 НК РФ, так как оно уже будет иметь виностранной компании - резиденте договаривающегося государства непрямую, а косвенную долю участия. В таком случае «beneficial owner»дивидендов должна признаваться офшорная компания – прямой акционеркипрской компании. В связи с этим российская компания, выплачивающаядивиденды, должна удержать при выплате дивидендов не НДФЛ по ставке 13% или налог на прибыль организации с дивидендов по ставке 0 %, а налог уисточника с дивидендов, выплачиваемых иностранной компании, по ставке 15%, установленной пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ.В свою очередь Минфин РФ в своем письме от 14.06.2016 г.
№ 03-0805/34379 излагает иной подход к толкованию порядка применения принципа«сквозного налогообложения», закрепленного в ст. 312 НК РФ. По егомнению, российский налоговый агент при выплате дивидендов иностраннойкомпании - резиденту договаривающегося государства может удержать свыплачиваемых дивидендов не налог у источника, а НДФЛ по ставке 13 % илиналог на прибыль организаций с дивидендов по ставке 13 % или 0 %, если«beneficial owner» дивидендов является российский резидент, косвенноучаствующий в российской организации, выплачивающей доход, даже приналичии в цепочке участия организаций – резидентов государств, включенныхв Перечень офшорных зон, утвержденных Приказом Минфина РФ от13.11.2007 г. № 181. 222 Аналогичный вывод вытекает из другого письмаМинфина РФ от 09.06.2016 г.
№ 03-08-05/33806. Иными словами, российскийрезидент может быть признан «beneficial owner» дивидендов даже в том, когдаонкосвенноучаствуетвиностраннойорганизации-резидентедоговаривающегося государства, через офшорную компанию. То есть,косвенное участие российского резидента в российской организации,распределяющей дивиденды, через кипрскую и любую офшорную компании,222Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007 «Об утверждении Перечня государств итерриторий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) непредусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведениифинансовых операций (офшорные зоны)».123приравниваются к прямому участию российского резидента в российскойорганизации.Такоетолкованиеприводиткследующимналоговымпоследствиям: кипрская и офшорная компании не воспринимаются какналогоплательщики, налог у источника с дивидендов не взимается вообще, аудерживается НДФЛ или налог на прибыль организаций с дивидендов, какбудто бы дивиденды выплачивались российскому резиденту напрямую.Аналогичного подхода к толкованию придерживаются и некоторыероссийские специалисты в области международного налогообложения, вчастности, В.А.















