Диссертация (1173790), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Следовательно, во избежании путаницы втерминологии, связанной с неоднозначностью перевода данного термина, далее по тексту,в том числе применительно к России, будет использоваться исходный термин наанглийском – «beneficial owner».7г. и вступили в силу с 1 января 2015 г., а в феврале 2016 г. 6 подверглисьнебольшой корректировке.Данная концепция используется в большинстве налоговых соглашенийвсех государств – членов ОЭСР и ООН, включая Российскую Федерацию,основная часть которых следует Модельной конвенции ОЭСР7и/ илиМодельной конвенции ООН8. Концепция «beneficial owner» дохода действуеткак ограничительное условие при применении пониженных налоговых ставок(или при получении налогового освобождения), установленных статьями 10,11 и 12 налоговых соглашений в отношении пассивных доходов (дивидендов,процентов и роялти), а также в некоторых случаях – в отношении другихдоходов9 , облагаемых в государстве – источнике.
Рассматриваемое условиепредусматривает, что государство – источник дохода не должно отказыватьсяот своего права налогообложения пассивных доходов лишь на том основании,что они были формально получены резидентом другого договаривающегосягосударства. Применительно к России это означает, что иностранное лицо,получившее пассивный доход от источника в России, имеет правопретендовать на обложение его налогом в России по пониженной ставкеналогового соглашения или на освобождение от уплаты налога у источникатолькоприодновременномподтверждениирезидентствавдругомдоговаривающемся государстве и статуса «beneficial owner» в отношенииполученного дохода.В силу важности задачи, на решение которой направлена налоговаяконцепция «beneficial owner» дохода, проблемы ее интерпретации и6Федеральный закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую ивторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесенииизменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в частиналогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходовиностранных организаций)».7Далее по тексту –МК ОЭСР.8Далее по тексту – МК ООН.9Например, термин «beneficial owner» используется в статье 21 «Другие доходы»налоговой конвенции между Россией и Соединенным Королевством Великобритании от15.02.1994.8применения являются одними из самых значимых дискуссионных тем вмировой науке и практике в сфере международного налогообложения.
Этоглавнымобразомобъясняетактуальностьданногодиссертационногоисследования.Несмотря на широту применения концепции «beneficial owner» дохода иее большой удельный вес в международном налогообложении, значениеданного термина не определяется ни в модельных конвенциях (МК ОЭСР иМК ООН), ни в двусторонних налоговых соглашениях. Интерпретация даннойконцепции получает свое основное развитие в рамках периодическиобновляемых Комментариев к МК ОЭСР / МК ООН10, которые выступают вкачестве источника «мягкого права» («soft law») и в силу этого не имеютобязательной юридической силы 11.
Как известно, Российская Федерация досих пор не является членом ОЭСР, при этом процедура вступления России вОЭСР приостановлена 12 марта 2014 г., в результате чего вопрос примененияКомментариев ОЭСР для целей интерпретации концепции «beneficial owner»дохода, закрепленной в налоговых соглашениях России, является еще вбольшей степени дискуссионным.После внесения положений в Налоговый кодекс РФ (далее по текстумогут применяться – Налоговый кодекс РФ или НК РФ), регулирующихконцепцию «beneficial owner» дохода, в России вопросы ее интерпретацииприобретают особую актуальность. Это обусловлено тем, что введенные встатьи 7 и 312 Налогового кодекса РФ положения о налоговой концепции«beneficial owner» дохода касаются не только иностранных получателейдохода от источников в России, претендующих на применение к нимналоговых соглашений, но и резидентов России.
Закрепленный в Налоговомкодексе РФ механизм применения данной концепции основан на такназываемом принципе «сквозного налогообложения» доходов, согласно10Далее – Комментарии ОЭСР.11Демин А. В. Феномен «мягкого права» в регламентации трансграничногоналогообложения // Государство и право. 2013. № 2. С. 64.9которому российские резиденты могут быть признаны «beneficial owner»дохода и обложены налогом по налоговым ставкам Налогового кодекса РФ,еслиполучаютсоответствующийдоходчерезцепочкутранзитныхиностранных компаний. Кроме того, в случае неправомерного неудержанияроссийским налоговым агентом с иностранного лица или удержания с негоналога по пониженной ставке при выплате ему дохода именно с первого будетвзыскан неуплаченный налог в бюджетную систему 12 .
Основываясь наотмеченном, можно говорить о том, что концепция «beneficial owner»становится в руках российских налоговых и судебных органов мощнымрычагом воздействия не только на иностранных лиц, получающих доходы отисточников в России, но и на резидентов России, выступающих как в статусеналогоплательщиков, так и налоговых агентов. Именно законные права иинтересы последних будут существенным образом нарушать ненадлежащееправовое регулирование и неправильная интерпретация концепции «beneficialowner» дохода.
Все изложенное подчеркивает актуальность избранной темыкак в теоретическом, так и практическом отношении.Степеньразработанноститемыисследования.Международнойналоговой концепции «beneficial owner» дохода посвящено большоеколичество документов, научных трудов и публикаций. Особое место здесьзанимают Комментарии к МК ОЭСР и доклады ОЭСР.
За последние годы вмеждународном налоговом праве появился ряд научных трудов (публикаций)зарубежных ученых, имеющих существенное значение для темы:- коллективная монография «Бенефициарная собственность: последниетенденции» («Beneficial ownership: recent trends»), опубликованная в 2013 г.под редакцией ученых Майкла Ланга (Michael Lang), Паскуале Пистоне(Pasquale Pistone), Йозефа Шуха (Josef Schuch), Клауса Сторингера (ClausStaringer) и Альфреда Сторка (Alfred Storck);12Пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах,возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ».10- комментарий Роберта Данона (Robert Danon) к дискуссионному проектуОЭСР «Разъяснение значения термина «beneficial owner» в Модельнойналоговой конвенции ОЭСР», 29 апреля 2011 г.
– 15.07.2011 г.;- монография Люка де Брое (Luc De Broe), «Международное налоговоепланирование и предотвращение злоупотреблений: анализ в контекстевнутригосударственного налогового права, налоговых соглашений и права ЕСв отношении кондуитных и базовых компаний» («International Tax Planning andPrevention of Abuse: A Study Under Domestic Tax Law, Tax Treaties, and EC Lawin Relation to Conduit and Base Companies»), опубликованная в 2008 г.;- публикации Хименеса Адольфо Мартина (Jimenez Adolfo Martin),«Бенефициарная собственность: текущие тенденции» («Beneficial ownership:current trends»), первая и вторая части, опубликованные в 2011 г.Монографии и публикации зарубежных ученых и специалистов,безусловно, формируют комплекс знаний по проблемам применения иинтерпретации концепции «beneficial owner», но никак не касаютсяисследованияспецифики,опытаприменения,проблемправовогорегулирования и выработки критериев определения данной концепции вРоссийской Федерации.В отечественной науке в настоящее время состояние изученностипроблем интерпретации и применения концепции «beneficial owner» доходавряд ли можно назвать вполне удовлетворительным как в доктринальномплане, так и в сфере правоприменительной практики.В российской профессиональной литературе проблемам интерпретации иприменения концепции «beneficial owner» дохода посвящены во основномотдельные публикации в специализированных юридических и бизнесжурналах.
В частности, некоторыми вопросами интерпретации и примененияконцепции «beneficial owner» занимались такие российские специалисты –практики, как Б.Я. Брук, В.А. Гидирим, А.В. Кириллов, И.А. Хаванова. Ноизданные публикации указанных выше авторов на момент написания даннойработы не охватывают всего комплекса проблем интерпретации и применения,11а также не содержат комплексного рассмотрения критериев определенияконцепции «beneficial owner».Имеющиесядиссертационныеработывсферемеждународногоналогообложения (докторская диссертация И.А. Хавановой 13 , кандидатскиедиссертации А.В.
Фокина и Г.В. Кульбы и А.А. Журавлевой 14 касаютсяконцепции «beneficial owner» дохода только в части общей характеристики врамках рассмотрения вопросов налогообложения пассивных доходов,полученных нерезидентами России от ее источников и описания ситуаций«treaty shopping»15.Таким образом, данная диссертационная работа является одним изпервых комплексных специализированных исследований, посвященныхрешению проблем интерпретации и применения налоговой концепции«beneficialowner»доходавРоссийскойФедерациисучетомсформировавшихся подходов к концепции в обновленных КомментарияхОЭСР 2014 г., а также в зарубежной науке и практике.Цель и задачи исследования.
Основной целью диссертационногоисследования является формирование целостной теоретической концепции иобоснованиекритериевправильногопримененияналоговойпротивоуклонительной конструкции «beneficial owner» дохода («лица,имеющего фактическое право на доход») в юрисдикции РоссийскойФедерации.Реализацияданнойцелибудетспособствоватьнепротиворечивому применению статьей 10 («дивиденды»), 11 («проценты»),12 («роялти») налоговых соглашений России, заключенных с иностраннымигосударствами (т.е.
в настоящее время – 83-х таких соглашений), а также13Хаванова И.А. Избежание двойного налогообложения и предотвращение уклонения отналогообложения в условиях взаимодействия национального и международного права: дис.… д-ра юрид.наук, М, 2016.14Журавлева А.А. Направления совершенствования налоговой политики государства всфере налогообложения холдингов: дис… канд.эконом.наук, М, 2014.15Фокин А.В.
Международное налогообложение пассивных доходов (процентов,дивидендов, роялти): американский опыт/ А.В. Фокин - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 216 с.Фокин А.В. Правовое регулирование налогообложения «пассивных» доходов, получаемыхнерезидентами: дис… канд. юрид. наук, М, 2009.12взаимосвязанных положений Налогового Кодекса РФ (в частности, статьи 7,312 и некоторых других положений НК РФ). Достижение обозначенной целинеобходимо осуществлять с учетом комплексного анализа имеющихсяподходов и последних тенденций их развития в Комментариях ОЭСР,зарубежной науке, поскольку развитие внутригосударственной практикирегулирования трансграничных налоговых отношений не может бытьизолированно от мировых трендов (особенно в условиях функционированияглобальной экономической системы).Указанная цель обусловила постановку и разрешение следующих задач:- систематизация зарубежной и российской практики примененияконцепции «beneficial owner» дохода для наиболее точного выявленияпроблем интерпретации, установления юридического значения даннойконцепции, а также различных допустимых критериев определения лица,имеющего «фактическое право» на доход;- отграничение концепции «beneficial owner» дохода от иных смежных(соприкасающихся) и/или созвучных по наименованию концепций, вчастности, концепции «бенефициарного владельца» компании, концепции«экономического содержания» / «economic substance» и т.
п.;- выявление недостатков, противоречий и пробелов в действующихположениях статей 7 и 312 НК РФ, определяющих концепцию «beneficialowner» дохода, разработка поправок в данные статьи Налогового кодекса РФи предложений по совершенствованию статей Типового соглашения обизбежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения отуплаты налогов на доходы и капитал, утвержденного постановлениемПравительства РФ от 24.02.2010 г. № 84, (далее – Типовое соглашение обизбежании двойного налогообложения РФ);- разработка уточненной нормативной дефиниции и более точныхкритериев определения концепции «beneficial owner» дохода для целейправильного применения налоговых соглашений РФ (могут быть учтены, в13частности, в статье 7 НК РФ и статье 3 Типового соглашения об избежаниидвойного налогообложения РФ);- обоснованиепорядкапроведенияфункциональногоанализавотношении иностранного лица, получающего доход от источников в России ипретендующего на применение налогового соглашения РФ, а также правилтолкования принципа «сквозного налогообложения», применяемого в рамкахналоговой концепции «beneficial owner».Объект и предмет диссертационного исследования.















