Диссертация (1173788), страница 58
Текст из файла (страница 58)
Поддерживать государственное обвинение в ходе судебного производства– обязанность прокурора, поэтому решение прокурора о недопустимостинаправления уголовного дела в суд, выраженное в возвращении дела следователюдля производства дополнительного следствия, не должно быть оспоримым. Всвязи с этим предлагаем исключить ч.ч. 4 и 5 из ст. 221 УПК РФ.4.Прокурор,предварительногоустановивследствияналичиеилиоснованийдознания,недляприостановленияобладаетполномочиемприостановить производство по уголовному делу.
Наделение прокурора даннымполномочием стало бы дополнительной гарантией законности при производствепо делу и эффективной мерой реагирования на нарушение закона следователемили дознавателем в случае, если ими не было принято соответствующее решение.248Предлагаем дополнить ч.
2 ст. 37 УПК РФ пунктом 12.1 следующего содержания:«приостанавливать производство по уголовному делу».5.Вцеляхсовершенствованияпрактическойдеятельностипоосуществлению прокурорского надзора за принятием решения о привлечениилица в качестве обвиняемого предлагается закрепить в ведомственныхнормативныхактахвозможностьсогласованияспрокуроромпроектапостановления о привлечении в качестве обвиняемого.6.Тенденцияксокращениюколичествавозвращенныхпрокурорууголовных дел в порядке ст.
237 УПК РФ, возможно, свидетельствует обэффективности надзора прокурора за возбуждением и расследованием уголовныхдел. Однако практически неизменным остается процентное соотношениевозвращенных прокурору уголовных дел, расследование которых производилосьв разных формах предварительного расследования и с разными возможностямиреагирования прокурора на выявленные нарушения. В последние годы прокурорубыло возвращено судом в порядке ст. 237 УПК РФ в среднем 3 из 4 уголовныхдела, производство по которым осуществлялось в форме предварительногоследствия, и только 1 уголовное дело – в форме дознания.
Данный анализпозволяетутверждать,чтопосколькупрокуроримеетширокийобъемполномочий текущего надзора за дознанием, то соответственно качество надзораза расследованием в этой форме выше, чем качество расследования в формепредварительного следствия.Вместе с тем, прокурорам рекомендуется соблюдать сроки принятиярешений по уголовным делам, поступившим с итоговым процессуальным актом вдосудебном производстве (ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 226.8); во избежаниенарушенияустановленногоуголовно-процессуальногосрокавыполнятьтребования ч.
1.1 ст. 221 УПК РФ о возбуждении перед вышестоящимпрокурором ходатайства о продлении срока рассмотрения уголовного дела,поступившего от следователя с обвинительным заключением, до 30 суток.249ЗАКЛЮЧЕНИЕI. Исследование ретроспективы развития института надзора прокурора завозбуждением и расследованием уголовных дел позволяет выявить основныезакономерности его существования с момента формирования до настоящеговремени, определить аномалии547 в его развитии и предположить дальнейшийпуть становления процессуальной деятельности прокурора в досудебномпроизводстве.Институт надзора прокурора за возбуждением и расследованием уголовныхделпрошелдлинныйисторическийпуть,обусловленныйразвитиемотечественного уголовно-процессуального права в досоветский, советский ипостсоветскийпериоды,чтообъясняетсяпринятиемосновополагающихисточников уголовно-процессуального права: УУС 1864 года, УПК РСФСР 1922,1923 и 1960 годов, УПК РФ 2001 года.
Ретроспектива развития института надзорапрокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел (с 1864 года понастоящее время) свидетельствует о том, что полномочия прокурора по надзоруза следствием и дознанием в истории России до 2007 года никогда не былиобусловленыформойрасследования(дознаниеилиследствие),апредоставляемый прокурору объем полномочий всегда позволял не тольковыявлять, но и устранять нарушения закона, допущенные как дознавателями, таки следователями.Внесенные в УПК РФ в 2007 году изменения привели к дифференциациинадзора прокурора в зависимости от формы расследования и к дефицитуполномочий прокурора для осуществления надзора за законностью возбужденияуголовных дел и предварительного следствия, что можно назвать аномалией вразвитии данного института.Аномалия – «отклонение от нормы, общей закономерности; неправильность».
(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. С. 25.)547250Логика развития института надзора прокурора за возбуждением ирасследованием уголовных дел направлена на сохранение единства надзорапрокурора для всех форм предварительного расследования и на предоставлениепрокурору эффективных надзорных полномочий, позволяющих не тольковыявлять, но и устранять нарушения закона, а также предупреждать их.В конце 2010 года были внесены изменения в УПК РФ, которые вернулипрокуратуре часть утраченных надзорных полномочий, но они не решилисложившиеся проблемы надзора прокурора за досудебным производством.Дальнейший путь развития института надзора прокурора за возбуждением ирасследованием уголовных дел видится в единстве надзорных полномочийпрокурора в отношении органов дознания и органов предварительного следствияпосредствомрасширенияобъемаполномочийпрокуроравотношениипроизводства органов предварительного следствия.II.
Отсутствие в Конституции РФ прямого указания на главную функциюпрокуратуры, противоречия в понимании правовой природы деятельностипрокурора в досудебном производстве, усугубленные непоследовательнымиизменениями УПК РФ, приводят не только к научным дискуссиям, но инеблагоприятно влияют на правотворчество и правоприменение в уголовномсудопроизводстве.В целях устранения противоречий в определении основного направлениядеятельности прокурора в досудебном производстве и постижения ролипрокурора в уголовном судопроизводстве выведена юридическая конструкция(определено понятие) «надзор прокурора за возбуждением и расследованиемуголовных дел».Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел – этоуголовно-процессуальная деятельность прокурора в досудебном производстве,заключающаяся в обеспечении исполнения законов органами предварительногорасследования,направленнаянадостижениеназначенияуголовногосудопроизводства и осуществляемая в защиту публичного интереса пообеспечению законности в сфере уголовного судопроизводства.251Публичныйинтереспообеспечениюзаконностивдосудебномпроизводстве, носителем которого является прокурор, заключается: в уголовноправовом смысле – в защите от совершенного преступления путем участия вуголовном преследовании; в уголовно-процессуальном смысле – в обеспеченииисполнениязаконоворганамипредварительногорасследованияпутемосуществления надзора.Деятельность прокурора по обеспечению исполнения законов (уголовного иуголовно-процессуального) носит постоянный характер и включает надзор запроцессуальнойдеятельностьюоргановрасследованияиуголовноепреследование, составляющим элементом которого является осуществляемоепрокурором процессуальное руководство предварительным расследованием.Участие прокурора в уголовном преследовании проявляется в надзоре заисполнением уголовного закона (поскольку в основе уголовного преследования –стремление установить наличие состава преступления, то есть установитьнарушение уголовного закона конкретным лицом), а также в процессуальнойдеятельности, осуществляемой в целях раскрытия преступлений (в частности,заключениедосудебногосоглашенияосотрудничестве)иобеспеченияправильного применения уголовного закона (принятие прокурором решения поуголовному делу с постановлением о направлении его в суд для примененияпринудительных мер медицинского характера и т.д.).Осуществляемоепроцессуальноепрокуроромруководствоврамкахпредварительнымуголовногопреследованиярасследованием–этодеятельность прокурора по направлению процессуальной деятельности органовпредварительногорасследования(путемдачиуказанийонаправлениирасследования, производстве процессуальных действий; передачи уголовногодела или материалов проверки сообщения о преступлении от одного органапредварительного расследования другому и т.д.).Изопределенияпредметанадзорапрокуроразавозбуждениемирасследованием уголовных дел (ст.
29 Закона «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 37УПК РФ) следует, что он не может различаться в зависимости от формы252предварительного расследования. Надзор прокурора должен быть един и дляорганов предварительного следствия, и для органов дознания, а полномочияпрокуроранедолжныдифференцироватьсявзависимостиотформыпредварительного расследования.III. В целях раскрытия содержания надзора прокурора за возбуждением ирасследованием уголовных дел и для соотношения объема полномочий прокурорав отношении производства органов предварительного следствия и органовдознания представлена классификация полномочий прокурора в досудебномпроизводстве по следующим группам:1.
Полномочия прокурора по надзору за возбуждением и расследованиемуголовных дел органами предварительного следствия, включающие полномочияпо надзору и полномочия по уголовному преследованию.2. Полномочия прокурора по надзору за возбуждением и расследованиемуголовных дел органами дознания, включающие полномочия по надзору иполномочия по уголовному преследованию.IV. Исследование зарубежного законодательства показало, что длябольшинства государств-участников СНГ, как и для России, характерноосуществлениепрокуроромнадзораиуголовногопреследования.ВАзербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова,Украине,Грузии,Германиидеятельностьпрокуроразаключаетсявпроцессуальном руководстве расследованием уголовного дела.Анализ уголовно-процессуального законодательства зарубежных стран(государств-участниковСНГ:АзербайджанскаяРеспублика,РеспубликаАрмения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика,Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, РеспубликаУзбекистан, Украина – а также Грузии, Федеративной Республики Германии,Французской Республики и Соединенных Штатов Америки) свидетельствует отом, что ни в одной из стран объем полномочий прокурора не обусловлен формойрасследования, позволяет не только выявлять, но и устранять нарушения закона,допущенные органом расследования.253Заслуживаютвниманияследующиеособенностирегулированияполномочий прокурора:– наделение прокурора полномочием возбуждать уголовные дела, в томчисле одновременно с отменой постановления органа расследования об отказе ввозбуждении уголовного дела;– выделение надзора прокурора за законностью возбуждения уголовногодела в самостоятельную статью уголовно-процессуального закона;– отсутствие у прокурора ограничений в праве ознакомления с материаламиуголовного дела;– в ходе расследования наделение прокурора полномочиями: продлеватьсрокирасследованияуголовногодела;даватьуказанияонаправлениирасследования, производстве процессуальных действий; обращаться в суд сходатайствами или давать согласие органу расследования на возбуждение передсудом ходатайств об избрании, о продлении, об отмене или изменении мерыпресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также опроизводстве процессуальных действий, которые ограничивают конституционныеправа и свободы человека и гражданина; разрешать самоотводы и отводыдолжностных лиц органов расследования; отстранять должностное лицо органарасследования от дальнейшего производства расследования по уголовному делу,еслиимдопущенонарушениетребованийзакона;прекращатьилиприостанавливать производство по уголовному делу; возобновлять прекращенноеили приостановленное производство по уголовному делу;– наделение прокурора широким кругом полномочий при поступлении кнему уголовного дела с итоговым процессуальным актом в досудебномпроизводстве, включая полномочие при утверждении итогового процессуальногорешенияисключитьизнегоотдельныепунктыобвинениялибопереквалифицировать обвинение на менее тяжкое.V.















