Диссертация (1173788), страница 43
Текст из файла (страница 43)
№ 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами430182Федерацииявляютсясоставнойчастьюееправовойсистемы.Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международногодоговора. Также согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 17) в Российской Федерациипризнаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии снастоящей Конституцией. УПК РФ (ч 3 ст. 1), руководствуясь конституционнымиположениями, определяет общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры Российской Федерации как составную частьзаконодательстваРоссийскойФедерации,регулирующегоуголовноесудопроизводство.В международных актах закреплено право на свободу и личнуюнеприкосновенность (ст.ст. 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека435, ст.
9Международного пакта о гражданских и политических правах 436, ст. 5Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 437). Вчастности, Всеобщая декларация прав человека (ст. 9) провозглашает, что никтоне может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.Однако право на свободу и личную неприкосновенность не абсолютно:Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.
9) и Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) предусматриваютвозможностьограничениясвободы.Вуказанныхмеждународныхактахустановлено, что «случаи задержания и заключения под сражу лица должны бытьстрого регламентированы законом, а определять возможность примененияправоограничений в области свободы и личной неприкосновенности в каждомконкретном случае должен независимый и компетентный суд» 438.общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоровРоссийской Федерации».)435Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета.05.04.1995. № 67.436Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.
// Бюллетень Верховного Суда РФ.1994. № 12.437Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.; с изм. от 13.05.2004 г.)// Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.438Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. С. 79.183Предусмотренное международными нормами право на свободу и личнуюнеприкосновенность нашло отражение в ч.
1 ст. 22 Конституции РФ. Также вКонституции РФ (ч. 2 ст. 22) определено, что арест, заключение под стражу исодержание под стражей допускаются только по судебному решению. Досудебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более48 часов.Международными правовыми актами охраняется право на невмешательствов личную и семейную жизнь (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод). В соответствии с п. 2 ст. 8Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «недопускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществлениеэтого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотренозаконом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальнойбезопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны,в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья илинравственности или защиты прав и свобод других лиц».
Из данного положенияследует, что вмешательство государственных органов в личную и семейнуюжизнь возможно только в случае особой необходимости и в предусмотренномзаконом порядке.Право на невмешательство в личную и семейную жизнь установлено вКонституции РФ (ч. 1 ст. 23), согласно которой каждый имеет право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своейчести и доброго имени. В ч.
2 ст. 23 Конституции РФ определено право каждогона тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений, и ограничение этого права допускается только на основаниисудебного решения. Ст. 25 Конституции РФ закрепляет неприкосновенностьжилища, при этом никто не вправе проникать в жилище против волипроживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральнымзаконом, или на основании судебного решения.184Особое значение имеет судебная защита прав и свобод, гарантированнаякаждому Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46). В соответствии с ч. 2 ст. 46 КонституцииРФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностныхлиц могут быть обжалованы в суд.Провозглашенные международными актами, Конституцией РФ гарантииприограниченииправ насвободу иличнуюнеприкосновенность,наневмешательство в личную и семейную жизнь нашли свое отражение в УПК РФ(в частности, ч.
2 ст. 29). Так, только суд в ходе досудебного производстваправомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключенияпод стражу, домашнего ареста, залога (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), о продлениисрока содержания под стражей или срока домашнего ареста (п. 2 ч.
2 ст. 29 УПКРФ), о производстве обыска и (или) выемки в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) идругие. УПК РФ (ч. 3 ст. 29, ст.ст. 125, 125.1) предусматривает реализациюконституционного права на судебную защиту в досудебном производстве, аименно обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц,осуществляющих уголовное судопроизводство, в судебном порядке. Указаннаядеятельность суда охватывается понятием судебного контроля439 в досудебномпроизводстве.Н.А.
Колоколов определяет судебный контроль на предварительном расследовании как «судебный порядокзащиты прав и законных интересов граждан, который возможен в любом случае, какие бы органы государства ихне нарушали». (Колоколов Н.А. Судебный контроль в стадии предварительного расследования: учебное пособиедля студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция».
М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иправо, 2004. С. 50.)Х.М. Лукожев обоснованно полагает, что судебный контроль – «специфическая уголовно-процессуальнаядеятельность, направленная на обеспечение соблюдения в уголовном судопроизводстве конституционных прав исвобод участников, недопущения их нарушения, восстановления незаконного и (или) необоснованно нарушенныхконституционных прав, позволяющая своевременно выявить и устранить следственные ошибки».
(Гарантии правучастников уголовного судопроизводства: проблемы и возможные пути их решения: монография / под общ. инауч. ред. проф. В.А. Семенцова. С. 115.)Для нас наиболее близка дефиниция Л.А. Воскобитовой, в соответствии с которой судебный контроль –«это комплекс особых правомочий суда, которые занимают в современном правосудии обособленное место иимеют целью контроль и сдерживание органов государства, ведущих процесс, для защиты конституционных прави свобод граждан и обеспечения верховенства права». (Воскобитова Л.А.
Механизм реализации судебной властипосредством уголовного судопроизводства: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.09 / Воскобитова Лидия Алексеевна. М.,2004. С. 175.)439185Вуголовно-процессуальнойнаукепредставленыразличныемненияотносительно сущности судебного контроля440, а также классификаций формреализациисудебногоконтролявдосудебномпроизводстве 441.Однаконесомненной является цель осуществления судебного контроля: «Целью (той илииной формы) судебного контроля является судебная защита прав, свобод изаконных интересов личности, государства и общества; обеспечение законности иправопорядка в стране» 442.Как представляется, «на досудебном этапе уголовного судопроизводствадеятельность органов предварительного расследования, как известно, связана сограничением конституционных прав и свобод личности; и применениепринудительного воздействия со стороны государства является скорее правилом,440Одни ученые рассматривают судебный контроль в качестве самостоятельной, особой (процессуальной) формыосуществления правосудия в сфере уголовного судопроизводства.
(См.: Ковтун Н.Н. Судебный контроль зазаконностью и обоснованностью действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовноесудопроизводство России (глава 16 УПК РФ): учебно-практическое пособие / Н.Н. Ковтун, Р.В. Ярцев. 2-е изд.,дополненное и измененное. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2008. С. 5.)Другие – как самостоятельное направление реализации судебной власти, отличное от правосудия поуголовным делам. (См.: Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора надосудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография. С. 27.) А также как самостоятельную функциюсуда в современном процессе.
(См.: Азаров В.А., Таричко И.Ю. Функция судебного контроля в истории, теории ипрактике уголовного процесса России: монография. С. 147; Уголовно-процессуальное право РоссийскойФедерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. С. 103; Химичева О.В. Указ. соч. С. 27.)441См., например: Азаров В.А., Таричко И.Ю. Указ. соч. С. 159; Гарантии прав участников уголовногосудопроизводства: проблемы и возможные пути их решения: монография / под общ.
и науч. ред. проф. В.А.Семенцова. С. 107; Ковтун Н.Н. Указ. соч. С. 8-9.На наш взгляд, наиболее удачно сформулирована следующая классификация (Ковтун Н.Н. Указ. соч. С. 913.):1. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения,ограничивающих конституционные права участников уголовного судопроизводства (является предварительной(превентивной) формой контроля).2.
Судебный контроль за законностью и обоснованностью производства следственных действий,ограничивающих конституционные права и свободы личности (включает в себя как предварительную, так и(возможную) последующую проверку судом законности и обоснованности производства следственных действий).3. Судебный контроль за законностью и обоснованностью действий и решений публичныхпроцессуальных органов, ограничивающих право граждан на доступ к правосудию или иным образомограничивающих их конституционные права, (ст. 125 УПК РФ) – последующая форма контроля.4.















