Диссертация (1173788), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Основныеположения и результаты диссертационного исследования являлись предметомобсуждениянакафедреуголовно-процессуальногоправаМосковскогогосударственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).Основные теоретические выводы и практические рекомендации изложены в13 научных статьях, 4 из которых опубликованы в рецензируемых научныхизданиях,рекомендованныхВысшейаттестационнойкомиссиейприМинистерстве образования и науки Российской Федерации для опубликованияосновных научных результатов диссертаций.17Теоретические и прикладные положения диссертации докладывались нанаучно-практических конференциях: II Международной научно-практическойконференции«Перспективыразвитияуголовно-процессуальногоправаикриминалистики (посвящается Н.В. Радутной)», г. Москва, РАП, апрель 2012 г.;IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемысовершенствования законодательства и правоприменения», включенной в числомероприятий Года науки Россия – ЕС 2014, ЕврАзНИИПП, г.
Уфа, февраль 2014г.; Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летиюУставауголовногосудопроизводстваРоссийскойимперии,«Уголовноесудопроизводство: история и современность», г. Москва, Университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА), март 2014 г.; Международной научно-практическойконференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора, д.ю.н.,заслуженного деятеля высшей школы Юрия Даниловича Лившица, «Актуальныепроблемы уголовного процесса и криминалистики России и стран СНГ», г.Челябинск, ЮУрГУ, апрель 2014 г.; круглом столе «Актуальные проблемыпредварительного расследования», проводившемся в рамках VI Международнойнаучно-практическойроссийскойправовойконференциисистемывКутафинскиеусловияхчтения«Гармонизациямеждународнойинтеграции»(Московский юридический форум), г.
Москва, Университет имени О.Е. Кутафина(МГЮА), апрель 2014 г.; III Международной научно-практической конференции«Судебно-правовая реформа 1860-х гг. в России и современное уголовнопроцессуальное право» (к 150-летию принятия Судебных Уставов 1864 г.), г.Москва, РАП, апрель 2014 г.; V Республиканской научно-практическойконференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов «Уголовнаяюстиция: законодательство, теория и практика», Республика Беларусь, г. Брест,БрГУ имени А.С.
Пушкина, октябрь 2014 г.; круглом столе «Актуальныепроблемы уголовного процесса», проводившемся в рамках Зимней школымолодых ученых – 2015 «Продвижение юридических школ на российскомнаучном пространстве», г. Москва, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА),февраль2015г.;Всероссийскойнаучно-практическойконференции18«Справедливость и равенство в уголовном судопроизводстве», г. СанктПетербург, СЗФ РГУП, март 2015 г.; круглом столе «Социальные технологии каксредство совершенствования правовых институтов» и научно-практическойконференции «Проблемы уголовно-процессуальной политики», проводившихся врамках VIII Международной научно-практической конференции Кутафинскиечтения «Государственный суверенитет и верховенство права: международное инациональное измерения» (II Московский юридический форум), г.
Москва,УниверситетимениО.Е.Кутафина(МГЮА),апрель2015г.;XXIIМеждународной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых«Ломоносов», г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, апрель 2015 г.РезультатыдиссертационногоисследованиявнедренывработуГенеральной прокуратуры Российской Федерации, в частности, в правовое иметодическоесопровождениедеятельностьюоргановпрокурорскогонадзорапредварительногозапроцессуальнойрасследования;результатыисследования использованы при подготовке информационно-методических ианалитических материалов по проблемам осуществления прокурорского надзора;основные положения диссертации использованы при проведении в 2015 годузанятийспрокурорами,втомчислесослушателямифакультетапрофессиональной переподготовки и повышения квалификации АкадемииГенеральной прокуратуры Российской Федерации.Результаты диссертационного исследования использовались в рамкахпроектной части государственного задания на выполнение НИР Министерстваобразования и науки РФ по проекту № 942 «Социальные технологии в процессесовершенствования правовых институтов современной России».Структура и объем диссертации обусловлены предметом исследования илогикой изложения материала.
Диссертация состоит из введения, трех глав,объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.19ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НАДЗОРА ПРОКУРОРА ЗАВОЗБУЖДЕНИЕМ И РАССЛЕДОВАНИЕМ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ§ 1. Понятие и сущность надзора прокурора за возбуждением ирасследованием уголовных делВ соответствии с Конституцией Российской Федерации 6 (ч.
1 ст. 129)полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РоссийскойФедерации определяются федеральным законом. Федеральный закон от 17 января1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 7 (п. 1 ст. 1)устанавливает, что прокуратура Российской Федерации является единойфедеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имениРоссийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнениемзаконов, действующих на территории Российской Федерации.
ПрокуратураРоссии выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.Таким образом, из приведенной нормы закона следует главное предназначениепрокуратуры Российской Федерации – осуществление надзора за соблюдением иисполнением законов в государстве.Согласно ст. 3 Закона «О прокуратуре РФ» организация и порядокдеятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроровопределяются Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре РФ» и другимифедеральными законами, международными договорами Российской Федерации.Соответственно,вуголовномпроцессеправовойстатуспрокурораКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок,внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.Далее – Конституция РФ.7Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 05.10.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472 (текст ред. от 17.11.1995 г.).
Далее – Закон «Опрокуратуре РФ».620устанавливается первостепенно совокупностью норм Закона «О прокуратуре РФ»и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 8.Так, Закон «О прокуратуре РФ» (п. 2 ст. 1) определяет, что в целяхобеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защитыправ и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересовобщества и государства прокуратура России осуществляет надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,дознание и предварительное следствие.УПК РФ (ч. 1 ст. 37) устанавливает, что прокурор является должностнымлицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ,осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовногосудопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органовдознания и органов предварительного следствия.При этом не является смысловым различие в сформулированном в УПК РФи Законе «О прокуратуре РФ» подходе к определению прокурорского надзора заисполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия.ВданномслучаеследуетсогласитьсясмнениемА.Г.Халиулина:«Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознанияи органов предварительного следствия также является надзором за исполнениемзаконов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляетсяисключительно на основе закона»9.Вместе с тем, видится обоснованной позиция Ш.М.
Абдул-Кадырова, что«закрепленное в ст. 37 УПК РФ понятие «надзор за процессуальнойдеятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» неявляется точным и не отражает сути правоотношений, которые складываются в8Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред.
от 13.07.2015) //Российская газета. 22.12.2001. № 249. Далее – УПК РФ.9Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С.261.21данной сфере. Прокурор ни в какой сфере надзор за деятельностью неосуществляет, а осуществляет надзор за исполнением законов»10.Достаточную неопределенность и даже противоречивость в теорииуголовного процесса и прокурорского надзора создает отсутствие единогоопределения понятия «прокурорский надзор», а также отсутствие единогопредставления о прокурорском надзоре в уголовном судопроизводстве. С точкизрения законодательства этот вопрос до сих пор оставлен без ответа. Вюридическойлитературевстречаютсяразличныедефинициитермина«прокурорский надзор».Понятие «надзор» имеет значение «присмотр», а «надзирать» означает«насматривать, наблюдать, наглядывать» 11.
Кроме того, термин «надзирать»подразумевает собой «наблюдать с целью присмотра, проверки»12.Определяясодержаниепонятия«надзор»,известныйюристдореволюционной России В.К. Случевский писал: «Сущность всякого надзорасостоит в наблюдении, чтобы подчиненные сему надзору места и лица исполнялив точности свои обязанности, не отступая ни в чем от предписаний закона, ввосстановлении нарушенного порядка, а когда нарушение произошло по чьейлибо вине, то и в предании виновных законной ответственности»13.Проблеме понимания правовой природы прокурорского надзора былипосвящены и труды выдающихся ученых-процессуалистов советского периода.Так, определяя назначение прокурорского надзора в целом, как будто продолжаяидею В.К.
Случевского, В.М. Савицкий утверждал: «Сущность всякого надзоразаключается в наблюдении за тем, чтобы поднадзорные органы и лица в точностиисполняли возложенные на них обязанности, соблюдали установленный закономпорядок отправления порученных им функций и чтобы в случае нарушения этогоАбдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законовв досудебном производстве: дис. … канд.















