Диссертация (1173788), страница 19
Текст из файла (страница 19)
510 УУС). Прокурор обладалполномочием требовать дополнения предварительного следствия, даже еслисудебный следователь признал следствие оконченным, то есть прокурор могнаправить дело на доследование (ст.ст. 286, 512 УУС). Решение о предании судупрокурор излагал в форме обвинительного акта (ст. 519 УУС). При этом судебнаяпалата могла приступить к рассмотрению обвинительного акта или представленияо прекращении или приостановлении уголовного преследования не иначе как пописьменному предложению прокурора (ст. 529 УУС).В общем, по УУС полномочия прокурора по надзору за следствием идознанием не были обусловлены формой расследования. Кроме того, прокурор ипри производстве дознания, и при производстве следствия был наделен80полномочиями, позволявшими влиять на ход расследования213, то естьосуществлял уголовное преследование.Имеющие основополагающее значение для УУС Основные положенияуголовного судопроизводства от 29 сентября 1862 года 214 (ст.ст.
3 и 4)провозглашали отделение власти обвинительной от власти судебной, при этомвласть обвинительная, то есть обнаружение преступлений и преследованиевиновных, принадлежала прокурорам. Данное предписание нашло свое отражениев нормах УУС, которые предусматривали реализацию прокурором функцииуголовного преследования, в том числе, посредством возбуждения уголовных дел(ст. 311 УУС) и обязанности по составлению обвинительного акта (ст.ст. 510, 519и 520 УУС).Таким образом, УУС усилил прокурорский надзор за дознанием ипредварительным следствием и наделил прокурора функцией уголовногопреследования 215.
Необходимость уголовного преследования как составляющейнадзорной деятельности («наблюдения») прокурора прекрасно обосновал в своевремя известный дореволюционный юрист Н.В. Муравьев: «… являясьобвинителем,прокуроркакорганправительстваобязанпреследоватьпреступления в общественных интересах; но будучи в то же время блюстителемзакона, он ведет это преследование, во имя закона, исключительно для раскрытияистины, и притом так, что до суда на нем лежит беспристрастное участие впредварительном исследовании, а на суде, где прокурор уже действует в качестве«… прокурорский надзор, при предварительном следствии, сверх прав, предоставленных каждой из сторон,пользуется совершенно особыми правами, ставящими его властью контролирующею и руководящею судебнымследователем».
(Буцковский Н. О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительнойвласти от судебной [Электронный ресурс] / СПб., 1867. С. 22. URL: http://jurytrial.ru/media/files/library/file36.pdf(дата обращения: 01.09.2015).)214Основные положения преобразования судебной части в России от 29 сентября 1862 года.
Часть вторая.Уголовное судопроизводство. М.: Типографiя В. Готье, 1863. С. 32.215Среди дореволюционных юристов также существовала точка зрения о главенстве уголовного преследования вдеятельности прокурора. В частности, А.А. Квачевский в уголовном преследовании различал следующие части:«1) возбуждение уголовного дела требованием производства следствия; 2) наблюдение за производствомследствия; 3) предание обвиняемого суду, то есть предъявление обвинения против известного лица в суд; 4)состязание обвинителя с обвиняемым в судебном следствии и участие в постановлении приговора заявлениемпредложений о виновности подсудимого и мере взыскания с него; 5) обжалование судебных приговоров и частныхопределений суда; 6) надзор за исполнением приговора».
(Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании ипредварительном исследовании преступлений по Судебным уставам 1864 года: теоретическое и практическоеруководство [Электронный ресурс] / СПб.: Типографiя Ф.С. Сущинскаго, 1866. С. 133. URL:http://jurytrial.ru/media/files/library/file614.pdf (дата обращения: 15.07.2015).)21381настоящего обвинителя, права его уравновешиваются правами подсудимого, хотяи здесь прокурору воспрещается всякая односторонность и всякое увлечение впользу обвинения» 216.
Не утратила актуальности и позиция Н.В. Муравьева, что«… уголовная деятельность прокурорского надзора основана: а) на соединениизадач обвинительной с законоохранительной; б) на обязанности беспристрастия;в) на преобладании начала следственного с многими, впрочем, проявлениямисостязательного начала; г) на господстве общественного или публичного начала визвестном, впрочем, соотношении с частными элементами процесса, и наконец д)на применении начала закономерности, смягченном его уместностью илицелесообразностью» 217.Итак, на концептуальном уровне надзор прокурора за возбуждением ирасследованием уголовных дел возник с принятием УУС, который фактическипревратил прокурора в руководителя предварительным расследованием218 иобусловилдеятельностьпрокуроравдосудебномпроизводствекакосуществление надзора, составляющим элементом которого является такоенаправление прокурорской деятельности как уголовное преследование219.Советский период.
После Октябрьской революции деятельность прокурорав уголовном судопроизводстве была упразднена. Декретом о суде № 1 от 24ноября 1917 года220 изменился порядок возбуждения и расследования уголовныхМуравьев Н.В. Общие основания прокурорской деятельности по уголовным делам // Дореволюционные юристыо прокуратуре (сборник статей) / Научный редактор, составитель С.М. Казанцев.
С. 107.217Там же.218Как поясняет М.А. Чельцов-Бебутов, «следователь по Судебным уставам никак не мог стать беспристрастным ине зависимым от прокурора судьей». Несмотря на то, что «в дисциплинарном отношении следователь былподчинен надзору только со стороны суда и считался на правах члена суда несменяемым, на деле он превратился влегко сменяемого, подчиненного надзору прокуратуры чиновника», фактически следователь был превращен «впослушное орудие в руках прокуратуры». (Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовно-процессуальногоправа. Т. 1. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазныхгосударствах.
М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С. 783-784.)Кроме того, С.М. Казанцев указывает на то, что «зависимость следователей от прокуроров закрепляласьтакже в некоторых статьях Учреждения судебных установлений. Так, в соответствии со ст. 213 следователиназначались на должности по представлениям прокуроров окружных судов; представления прокурора нередкобыло достаточно для перевода следователя из одного округа в другой». (Казанцев С.М. Прокуратура Российскойимперии: историко-правовое исследование: автореф.
дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Казанцев СергейМихайлович. СПб., 2003. С. 27.)219«По содержанию, деятельность прокуратуры распадается на законоохранительную и обвинительную.Прокуратура имеет главным назначением своим охранять правительственный интерес применения законов,точного и согласного с разумом их». (Фойницкий И.Я.
Курсъ уголовнаго судопроизводства. Т. I. 3-е изд.,пересмотр. и доп. СПб.: Сенатская типографiя, 1902. С. 480.)220Декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде» // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.21682дел, при котором прокурору не отводилась какая-либо роль, поскольку самапрокуратура ликвидировалась. Таким образом, в течение почти пяти лет в системегосударственных органов прокуратура вообще не существовала, соответственно,надзор в досудебном производстве тоже не осуществляла 221.28 мая 1922 года III сессия Всероссийского центрального исполнительногокомитета утвердила Положение о прокурорском надзоре. В соответствии сПоложением были определеныфункциипрокуратуры, в том числе инепосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов идознания в области раскрытия преступлений 222.Более детально роль прокурора при возбуждении и расследованииуголовных дел была определена Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР1922 года223.
По мнению О.В. Химичевой, УПК РСФСР 1922 г. в основномвоспринял концептуальные идеи разработчиков УУС, учтя при этом некоторыенедостатки дореволюционного процесса 224.Согласно УПК РСФСР 1922 г. общий надзор за производством дознанияпринадлежалпрокуратуре,котораяимела правознакомитьсясовсемиматериалами дознания в любой момент и по любому делу, давать указанияорганам дознания о производстве процессуальных действий. Жалобы на действияорганов дознания также приносились прокурору и разрешались им (ст.
109 УПКРСФСР 1922 г.). Прокурором осуществлялся надзор и за производствомпредварительного следствия. Прокурор был вправе знакомиться с актамипредварительного следствия и давать обязательные для исполнения указанияследователю о направлении и дополнении следствия (ст. 121 УПК РСФСР 1922г.).Прокурорконтролировалвозбуждениеуголовныхделорганамипредварительного расследования (ст.ст. 101 и 112 УПК РСФСР 1922 г.). КромеНадзор прокурора осуществляли иные государственные и негосударственные органы и даже отдельныеграждане («правозаступники»), функцию уголовного преследования могли осуществлять «все неопороченныеграждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». (Подробнее об этом см.: История прокуратурыРоссии.
Историко-правовой анализ: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности«Юриспруденция» / А.Г. Звягинцев и др.; под ред. А.Г. Звягинцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 114-120.)222Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник. С. 28.223Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный Постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 года «ОбУголовно-процессуальном кодексе» // СУ РСФСР. 1922. № 20-21. Ст. 230. Далее – УПК РСФСР 1922 г.224Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадияхуголовного судопроизводства: монография.
С. 12.22183того, прокуратура обязана была возбуждать уголовное преследование передсудебнымииследственнымиорганамиповсякому совершившемусяиподлежащему наказанию преступлению (ст. 9 УПК РСФСР 1922 г.), поводом квозбуждению уголовного дела являлось предложение прокурора (ст. 96 УПКРСФСР 1922 г.). Прокурор мог отказать в производстве дознания илипредварительногоследствия,усмотревиззаявленияилисообщенияопреступлении отсутствие в деле признаков преступления (ст. 100 УПК РСФСР1922 г.). Об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражуследователь сообщал прокурору (ст.















