Диссертация (1173778), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Во-первых, несмотря на ихболее чем 65-летнюю давность (Конвенция МОТ № 102 была принята в1681952 г.), первая формулировка, с одной стороны, отражает саму сутьпенсионного страхования, а с другой — не акцентирует внимание на том, чторечь идет лишь о социальном страховании, поскольку «стаж уплатыстраховых взносов» равнозначен «стажу работы по найму».
Можно сделатьвывод, что в первом случае стаж вообще не связан с трудовой деятельностьючеловека, поскольку речь идет лишь о продолжительности уплаты страховыхвзносов. Уплата страховых взносов, не связанная с трудовой деятельностью,может осуществляться добровольно на основе договора о страхованиистарости. Отношения по поводу такого страхования входят в предметрегулирования гражданского права. Поскольку ни в СССР, ни в современнойРоссии обеспечение граждан пенсиями в порядке данного вида страхованияширокого распространения не получило, можно говорить о том, что этамеждународная формулировка стажа для нашей страны не была актуальной.В то же время на современном этапе, когда в законодательстве Россиипоявился в качестве самостоятельного такой вид обеспечения, какнакопительныепенсии,даннаяформулировкастажастановитсявостребованной.Вторая часть рассматриваемой формулировки касается стажа «работыпо найму», указанного в Конвенции МОТ № 102 как равнозначного «стажууплаты страховых взносов».
Поскольку обязательное социальное страхованиевозникло в XIX в. первоначально именно как особая организационно-правоваяформа социального обеспечения работающих по найму, то очевидно, что под«стажем работы по найму» понимается период, в течение которого наемныйработник подлежал обязательному социальному страхованию. Для правовойоценки данного явления используется такой универсальный термин, кактрудовой стаж (с 2015 г. в России — «страховой стаж»).
Причем, если связатьтрансформацию указанного термина с историческим аспектом развития самойпенсионной системы (как в советский, так и в постсоветский периоды), томожно с уверенностью утверждать, что она была обусловлена сущностнымичертами самой системы. В свою очередь, сущностные признаки системы169связаны с тем, как именно государство ее позиционировало: только каксистему государственного пенсионного обеспечения или же, как две разные,относительно самостоятельные подсистемы — страхового пенсионногообеспечения и государственного пенсионного обеспечения.В системе страхового пенсионного обеспечения, сформированной наоснове принципов обязательного социального страхования, «стаж» какэлемент механизма правового регулирования отношений по пенсионномуобеспечению трансформировался уже в «страховой стаж» и его содержаниестало ассоциироваться с понятием «продолжительность работы по найму».Однако в дальнейшем, по мере развития системы обязательного социальногострахования в целом и пенсионного страхования в частности, данная системараспространилась, помимо работающих по найму, и на другие категориитрудящихся либо в силу закона, либо в силу добровольного вхождения в нее.Например, обязательное пенсионное страхование в России распространяетсяна лиц, трудовая деятельность которых осуществляется на основаниигражданско-правовых договоров242, а некоторым предоставлено праводобровольно включиться в систему обязательного пенсионного страхования,зарегистрировавшись в качестве страхователей.В связи с этим понятие страхового стажа стало охватывать:а) собственно трудовую деятельность по найму, поскольку по закону каждыйработодатель, использующий труд наемного работника, юридически обязанвносить за него страховые взносы в ПФР, и б) периоды уплаты страховыхвзносов в ПФР тех лиц, которые, не будучи наемными работниками,добровольноприсоединилиськсистемеобязательногопенсионногострахования и уплачивали взносы самостоятельно.
Другими словами, вюридическом составе, влекущем возникновение правоотношения в связи спредоставлением лицу страховой пенсии, необходимо различать два разныхюридических факта, которые должны быть соответствующим образомСтатья 420 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред.от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.242170доказаны: в одном случае — факт работы по найму в течение определенногопериода, а в другом случае — продолжительность уплаты страховых платежейв ПФР в течение определенного периода. Это соответствует условию, котороезакреплено в ст. 29 Конвенции МОТ № 102, о чем говорилось выше.Следовательно, неуплата (или неполная уплата) работодателем страховыхвзносов за наемного работника никак не должна отражаться на его праве наполучение страховой пенсии, поскольку сам факт работы по найму, в периодкоторой он в силу закона подлежит обязательному пенсионному страхованию,является основанием для включения такой работы в его стаж.По этому основанию Конституционным Судом РФ были признаны несоответствующими Конституции РФ п.
1 ст. 1 и п. 2 ст. 13 Федеральногозакона «О трудовых пенсиях в РФ» в части определения понятия страховогостажа как суммарной продолжительности периодов работы и (или) инойдеятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы вПФР243. При этом, подчеркивая важность принципа гарантированностигосударствомприобретенныхвсистемеобязательногопенсионногострахования пенсионных прав граждан, Конституционный Суд четкосформулировал свою правовую позицию по данному вопросу: «При неуплатеили ненадлежащей уплате страхователями (работодателями) страховыхвзносов в Пенсионный фонд РФ право застрахованных лиц, работающих потрудовому договору, на получение трудовой пенсии должно обеспечиватьсягосударством в порядке исполнения за страхователя обязанности поперечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу техПостановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу опроверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учетастраховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросамиВерховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда РеспубликиБашкортостан и жалобами граждан А.
В. Докукина, А. С. Муратова и Т. В. Шестаковой» //Российская газета. № 150. 13.07.2007.243171застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия за счет средствфедерального бюджета».К сожалению, при проведении с 1 января 2015 г. очередной пенсионнойреформы данная позиция Конституционного Суда не была учтена и ст. 11Федерального закона «О страховых пенсиях» сохранила определениестрахового стажа, признанное Конституционным Судом не соответствующимКонституции РФ.Очевидно, что в случае ратификации Россией Конвенции МОТ № 102законодателю необходимо будет привести определение стажа в соответствиесо ст.
29 Конвенции, уточнив, в каких случаях стажем признаются периодысамой работы по найму, а в каких — периоды фактической уплаты страховыхвзносов. Такая конкретизация необходима для однозначного понимания того,что государственной гарантией права на страховое пенсионное обеспечениенаемных работников является именно юридическая обязанность каждогострахователя (работодателя) согласно закону уплачивать за них страховыеплатежи в соответствующий внебюджетный централизованный источникфинансирования выплаты таких пенсий.
Невыполнение страхователямиданной обязанности, независимо от его причины, не может лишить лиц,застрахованных в силу закона, указанного права, что и констатируется вприведенном выше постановлении Конституционного Суда РФ.Определение стажа, о котором идет речь в ст. 29 Конвенции МОТ № 102(пп. «а» п. 1), как минимального международного стандарта достаточнолаконично и не дает оснований для его расширительного толкования путемвключения в стаж, помимо периодов работы по найму и периодов уплатывзносов, каких-либо иных периодов. Однако это не означает, чтонациональным законодательством его содержание не может быть расширеноза счет включения в стаж тех или иных периодов, которые государство сочтетсоциально важными для формирования будущих пенсионных прав граждан.Пенсионные системы выполняют не только обеспечительную функцию.Государство, используя их в качестве одного из очень важных инструментов172реализации своей социальной политики, стимулирует соответствующееповедение населения в процессе решения многих экономических, социальных,демографических и других проблем.















