Диссертация (1173776), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Типичные модели механизма преступления, связанногос неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнегоВ целях обеспечения качества расследования неисполнения обязанностей повоспитанию несовершеннолетнего необходимо определить типичные моделимеханизмаобозначенногопреступления.Дляпостроениячастнойкриминалистической методики расследования они будут служить эффективнымсредством получения криминалистически значимой информации и являться ееосновой.Основныминструментомпоисково-познавательнойдеятельностидознавателя (следователя) и важнейшей характеристикой его манеры мышления впоследнее время стал метод моделирования при расследовании преступлений.Вместе с тем, упоминание о применении данного метода в следственной практикесодержалось еще в трудах Г.
Гросса, В.И. Громова, И.Н. Якимова, которые в54рекомендациях по расследованию преступлений советовали следователям дляпоиска лиц, совершивших преступление использовать мысленно воссозданнуюкартину произошедшего события, хотя и непосредственно не употребляя в своихрекомендациях таких терминов как «модель» или «моделирование».Активное использование термина «модель» в криминалистике, связывается сработами А.Р.
Ратинова, И.М. Лузгина начала 80-х годов ХХ века. Позже,различные аспекты использования моделирования разрабатывались такимиучеными-криминалистами как Г.А. Густов, В.Я. Колдин, М.Н. Хлынцов,Т.С. Волчецкая, А.М. Кустов и многими другими.В философском значении слово модель (франц. modele, от лат. modulus –мера, образец, норма) понимается как аналог, служащий для хранения инакопления информации (знания) об оригинале, его конструировании илипреобразовании либо управлении оригиналом. С точки зрения гносеологии – это«заместитель» или «представитель» оригинала в практике и познавательнойдеятельности. Следовательно, моделями являются образы, прообразы, образцы –аналоги, замещающие оригинал, которые могут быть представлены мысленно илиматериально, а их изучение позволит получить новую информацию овоспроизводимом объекте.В настоящее время концептуально выделяют материальное и мысленноемоделирование, позволяющее в процессе использования модели воспроизводитьлибо сам объект (явление), либо его отдельные свойства с возможностьюопосредованного получения необходимой информации о нем.Учитываясложнуюприроду мысленногомоделированияизадачипредварительного расследования, мысленная модель объекта (явления, процесса)вызывает интерес в контексте образного информационного представления приопределенном сходстве ее с действительностью.
Следовательно, другой главнойотличительной особенностью мысленной модели можно назвать ее свойствовыступать аналогом тех обстоятельств и связей, которые еще не были познаны иливскрыты.55В связи с этим в качестве объектов моделирования могут выступать: а)конкретное преступление; б) механизм преступления; в) отдельные элементымеханизма преступления (обстановка); г) преступная деятельность субъекта; д)действия и поведение жертвы, а также иных (косвенных) участников преступногособытия; е) механизм следообразования; ж) орудия и средства совершенияпреступления; з) другие объекты, находящиеся во взаимосвязи с исследуемымсобытием и т.д.В ходе производства предварительного расследования моделирование можетиспользоваться для получения новых доказательств или проверки имеющихся,выдвижения и исследования версий, а также в случаях, когда невозможнонепосредственно изучить объект (явление, процесс), связанный с преступнымсобытием.
При этом А.М. Кустов справедливо отмечает, что специфическойособенностьюмоделированияврасследованиипреступленияявляетсявозможность использования модели наряду с оригиналом1.Т.С.Волчецкая,излагаясвоивзглядынаопределениесущностимоделирования, обоснованно отмечает, что не любое мысленное представлениеявляется моделью, а только лишь опосредованное. В свете сказанного, авторпредостерегает от переоценки роли моделирования, т.к.
это всего лишь один изобщенаучных методов познания. Вместе с тем, она также указывает навозможность эффективного использования этого метода при расследованиипреступлений 2.С этих позиций, в контексте рассматриваемого нами противоправногодеяния, моделирование вполне уместно применять в случае полученияинформации о событии преступления – неисполнении обязанностей повоспитанию путем жестокого обращения с несовершеннолетним, поскольку данноеКустов, А.М.
Криминалистика и механизм преступления. Цикл лекций. М.: Изд-воМосковского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.С. 250.2Волчецкая, Т.С. Современные проблемы моделирования в криминалистике иследственной практике: учеб. пособ. Калининград: Калинингр. ун-т., 1997. 95 с.156противоправное деяние как объект познания – это событие прошлого и на моментрасследования оно пресечено либо прекращено.Представляется, что воссоздание и дальнейшее изучение моделей, вопервых, способствует проверке и получению новой криминалистически значимойинформации.Во-вторых,позволяетизучитьиобъяснитьдознавателю(следователю) связи между интересующими фактами и явлениями, механизмомпреступления и наступившими в результате его совершения последствиями.
Втретьих, выявить взаимосвязь и взаимообусловленность между действиямипрямых и косвенных участников преступного события.Таким образом, применение моделирования в криминалистике занимаетважное место в практической деятельности дознавателя (следователя) и находитотражение при расследовании конкретного преступления, объединяя в себеотдельные блоки (процессы), касающиеся:1)поиска и собирания необходимой информации с целью воссоздания иконструирования моделей;2)их непосредственного использования (применения);3)проведения необходимых экспериментов с ними;4)формирования суждений относительно изучаемого реального объекта(оригинала модели);5)получения нового знания.Именно такие вспомогательные системы, именуемые в науке моделями,используются при установлении механизма преступления, в том численеисполнения обязанностей по воспитанию ребенка, которые представляютинтерес для криминалистического анализа преступного события.
Вместе с тем,М.Р. Когаловский, справедливо обращает внимание на то, что помогая воссоздатьабстрактное событие преступления с целью представления определенных аспектовреальности, такие модели позволяют получить ответы на вопросы, касающиесяобстоятельств, совершенного преступления1. Также следует отметить, что сКогаловский, М.Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред.Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2009.
С. 79.157помощью модели, возможно проследить связи и зависимости ее структурныхэлементов, а также их отражение в обстановке совершения преступления.В силу изложенного, представляется необходимым более подробно раскрытьпонятие, элементы и методы формирования типичных моделей механизмаисследуемых преступлений.В целом, по видам, модели могут быть ранжированы в зависимости отразличных присущих им свойств. Так, относительно временного фактора приняторазличать статические и динамические модели. В зависимости от формы –материальные (предметные) и информационные. В свою очередь информационныемодели различаются по форме реализации на знаковые и образные.Что касается криминалистики, то в большинстве случаев ученые в даннойобласти солидарны во мнении, что для классификации моделей следует брать заоснову способ их построения, в связи, с чем выделяют: а) материальные(предметные)модели;б)мысленные(идеальные)модели;в)логико-математические и кибернетические модели; г) информационно-компьютерныемодели.
В основе такого деления лежит философский аспект исследуемоговопроса.Однако из представленных здесь различных видов моделей особое вниманиеследует уделить мысленной модели, как наиболее распространенной в практикерасследования преступлений. Это вовсе не означает, что иные их виды, например,материальные модели, являются в этом отношении менее востребованными.Бесспорно, что в процессе проведения следственных действий дознаватели(следователи) активно используют муляжи, макеты и т.п. Более того, программы(алгоритмы) расследования отдельных видов преступлений находят отражение впроцессе разработки частных криминалистических методик расследованияпреступлений.
И тем не менее, именно с мысленной моделью связано установлениемеханизма преступления, поскольку именно она выступает в качестве тогопознавательного средства, помогающего дознавателю (следователю) восполнитьнедостающую информацию.58Полученная дознавателем (следователем) криминалистически значимаяинформация в ходе исследования объектов и явлений, связанных с событиемпреступления, служит основой для формирования типичных моделей механизмапреступления.
Такие модели называют информационными, а их наполнениеосуществляется в процессе производства следственных и иных процессуальныхдействий, в результате чего возможно отыскание и последующее исследованиедоказательств, которые способствуют скорейшему раскрытию преступления.Мысленная модель механизма такого преступления, как неисполнениеобязанностей по воспитанию путем жестокого обращения с несовершеннолетним,является системой конкретных элементов.
Создавая ее в своем сознании,дознаватель (следователь) определяет для себя программу следственных и иныхпроцессуальных действий, по мере производства которых, он получает новоезнание, а созданная им модель, постепенно уточняясь и изменяясь, приближается креальному механизму преступления.Используя при построении типичных моделей такую категорию как«механизм преступления», считаем целесообразным рассматривать его каксистему процессов взаимодействия между собой, а также и с материальной средойпрямых и косвенных участников преступления, сопряженных с применениеморудий, средств и иных элементов обстановки, на основании сформировавшейсяпозиции ученых-криминалистов о его сущности и содержании (корреляционныхсвязей и зависимостей его элементов)1.Лубин, А.Ф. Механизм преступной деятельности.
Методология криминалистическогоисследования. – Н. Новгород, 1997. С. 121; Кустов, А.М. Криминалистическое учение омеханизме преступления: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 27; Челышева, О.В.Криминалистическое учение о механизме преступления. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВДРоссии, 2000. С. 16; Милованова, М.М., Васильева, О.Н. К вопросу об установлении имоделировании механизма преступления // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імяЯнкі Купалы. Серыя Правазнаўства. Годно, Беларусь, №6 (164), 2013. С. 51-57; Шурухнов, В.А.,Милованова, М.М. Моделирование при установлении механизма преступления // Раскрытие ирасследование преступлений: наука, практика, опыт: Сборник науч.















