Диссертация (1173774), страница 2
Текст из файла (страница 2)
N 7-ФКЗ от05.02.2014. N 2-ФКЗ от 21.07.2014.N11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N31. Ст. 4398.6Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.7Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.8Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.8принципы представляют собой систему международных (сформулированныхМОТ)принциповвзаимодействиясторонтрудовыхотношений(ихпредставителей); части отраслевых принципов правового регулированияотношенийвсферетруда;принциповсоциальногопартнерства,предопределяющих процедуру разрешения коллективных трудовых споров.То есть имеет место система принципов, включающая международный,отраслевой и институциональный элементы. Данный вывод сделан на основеисследованияосновополагающихпринципов,сформулированныхвКонвенциях МОТ, законодательстве Монголии и России, а также анализамнений ученых.Соответственно основными принципами разрешения коллективныхтрудовых споров следует признать:свободу объединения;обеспечение права на справедливые условия труда;право на участие работников, их представителей в управленииорганизацией;равенство возможностей без дискриминации;добровольность ведения переговоров;независимость сторон спора;добросовестность при рассмотрении спора;взаимное доверие сторон;достижение соглашения по спору;обязательность выполнения достигнутых договоренностей на взаимнойоснове;ответственность за виновное не выполнение взятых обязательств.Основные принципы разрешения коллективных трудовых споров,сформулированныевдиссертациипредлагаетсязаконодательстве Монголии и Российской Федерации.определитьв93.
Сравнение законодательства Монголии и России о порядке разрешенияколлективных трудовых споров показало, что законодательство Монголииочень близко к соответствующему законодательству Российской Федерации.По нашему мнению, это сходство - следствие ряда обстоятельств.Первое – исторического характера. Монголия во многом традиционновоспринимала опыт СССР и воспринимает опыт современной России, в томчисле и в правовом регулировании разрешения коллективных трудовыхспоров. Второе – международного характера.
Монголия и Россия следуютмеждународным нормам, принятым по вопросам рассмотрения и разрешенияколлективных трудовых споров. Поэтому естественно, что правовоерегулирование коллективных трудовых споров в них во многом сходно.4. Законодательство Монголии и Российской Федерации обеспечиваетединство правового регулирования порядка разрешения коллективныхтрудовых споров в своих странах.
Монголия - унитарное государство, гдеединствоправовогоправоприменениярегулированиязаложеновсоответствующихнациональномотношенийзаконодательстве.иПрифедеративном устройстве Российской Федерации порядок разрешенияколлективных трудовых споров отнесен к ведению федеральных органов, чтотакже обеспечивает единство правового регулирования соответствующихотношений.5. В законодательстве Монголии и Российской Федерации выраженобщий подход (предусмотрены примирительные процедуры), аналогичнымногие формулировки, определяющие основные понятия, используемые внормах о коллективных трудовых спорах.
Вместе с тем, исследованиевыявило различия. В частности, в законодательстве Монголии отсутствуетуказание на то, что коллективный трудовой спор может возникнуть из-заотказа работодателя учесть мнение выборного представительного органаработников при принятии локальных актов, как это сделано в ст. 398 ТК РФ.10В монгольском законодательстве отсутствует примирительная комиссия какорган разрешения коллективных трудовых споров. Несколько различаетсяпонимание коллективного трудового спора.
Представляется что в ТК РФ оноболее полное и точное. Поэтому полагаем, что в Законе Монголии «О труде»следует дать определение таких споров, аналогичное российскому.6. Анализ субъектного состава коллективных трудовых споров выявилразличие в законодательстве Монголии и России. По российскомузаконодательствуколлективныйтрудовойспор–этоспормеждуработниками (их представителями) и работодателями (их представителями).Монгольский законодатель другой стороной спора по отношению кработодателюназываетпредставителейколлективныйдоговор,соглашение.работников,Здесьвиднозаключившихюридическоенесоответствие – указаны стороны разной правовой природы.
Поэтомупредлагаем изменение монгольского законодательства – указание на то, чтоколлективныйтрудовойспор–этоспормеждуработодателем(работодателями) и работниками в лице их представителей.7. Законодательство определяет стороны коллективных трудовых споров,т.е. субъектный состав правоотношений по их разрешению. Процессрассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров протекает врамках определенных правоотношений, возникающих на каждой стадии (вкомиссии по разрешению коллективного трудового спора – в России, сучастием посредника - в Монголии и в России, в трудовом арбитраже - вМонголии и в России) и при формировании органов, рассматривающих этотспор на каждой стадии. Полагаем, что каждое из этих правоотношенийотносительно самостоятельно, что они связаны между собой общей цельюразрешения коллективного трудового спора и законодательно определеннойпоследовательностью.
Думается, что для признания их элементами единого11правоотношения (по аналогии с трудовым правоотношением) достаточныеоснования отсутствуют.8. Содержание отдельных положений коллективных договоров нередкосторонами (их представителями) понимается по - разному и разногласия поэтимвопросамперерастаютвспор.Обэтомвдействующемзаконодательстве Монголии и России не сказано. Предлагается дополнитьпонятиеколлективноготрудовогоспорауказаниемнатолкованиеколлективного договора, соглашения в качестве одного из оснований спора,включив его в соответствующие нормы законодательстваМонголии иРоссии.9. Учитывая важную роль переговорного процесса в снятии разногласий,приводящих к коллективным трудовым спорам, предлагается воспринятьопыт России, других стран и дополнить законодательство Монголиинормами о примирительной комиссии - ее обязательности как первой стадиипримирительной процедуры, о порядке формирования, принятия решения,последствиях отсутствия согласия сторон в комиссии.10.
В Монголии отсутствуют нормы о минимуме необходимых работуслуг) во время проведения забастовки. В связи с тем, что МОТ, а такжезаконодательство России установили выполнение минимума необходимыхработ (услуг) в качестве одного из условий законности забастовкинеобходимо и в Монголии законодательно закрепить соответствующиенормы во избежание серьезных негативных последствий забастовки.11.
Законодательство Монголии допускает ответное действие работодателяна возбуждение работниками коллективного трудового спора и забастовку:если работодатель считает невозможным принять требование работников, онвправе временно закрыть рабочие места участников забастовки (объявитьлокаут).12Под локаутом в международной практике принято понимать формудавления работодателей на работников в коллективном трудовом споре, недающую возможности бастующим работникам занять свои рабочие места.Российское законодательство дает иное определение локаута и устанавливаетзапрет на него.
Очевидно необходима четкая позиция МОТ в пониманиилокаута, которая могла бы быть выражена в принимаемых ею актах(Конвенции, Рекомендации).12. В Монголии представители работников (но не сами работники) могутвременно закрыть рабочие места с целью недопущения для временнойработы на них других (т.е. замещающих) лиц (провести пикет).В законодательстве России пикетирование упоминается в контексте сшествиями, митингами, т.е. массовыми мероприятиями.В понимании пикетирования, применяемого как средство давления наработодателя (как и в части локаута), позитивную роль также могла бысыграть позиция МОТ, закрепленная в принимаемых ею актах.В диссертации содержатся и иные научные положения, а такжепредложения,направленныенасовершенствованиезаконодательстваМонголии и Российской Федерации по рассматриваемым вопросам.Теоретическая и практическая значимость диссертационногоисследования заключаются в том, что разработанные в ней теоретическиеположения могут быть использованы в преподавании учебных курсов«Трудовое право», «Трудовые споры», «Сравнительное трудовое право», приподготовке учебной и методической литературы по трудовому праву, вдальнейших научных исследованиях, а предложения по совершенствованиюзаконодательства могут быть полезны правотворческим органам.
Результатыпроведённого исследования могут иметь практическое значение в работепрофсоюзных организаций Монголии и Российской Федерации.13Результаты диссертационного исследования будут использоватьсясоискателем в практической деятельности и при преподавании курса«Трудовоеправо»,«Сравнительноетрудовоеправо»испецкурса«Разрешение коллективных трудовых споров» в Монголии.Соответствие темы диссертации и ее содержания отрасли наук испециальности.Темадиссертациииеесодержаниесоответствуютюридической отрасли наук по специальности 12.00.05 - «Трудовое право;право социального обеспечения» и пунктам 1.8, 1.13 Паспорта номенклатурыспециальностей научных работников (юридические науки) ВАК (отдельныеинституты трудового законодательства; общая характеристика зарубежногозаконодательства о труде.
Конвенции и рекомендации МОТ).Апробациярезультатовдиссертационногоисследования.Диссертация обсуждена на кафедре трудового права юридическогофакультета Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования“Академия труда и социальных отношений”, а также на кафедре трудовогоправа и права социального обеспечениябюджетногообразовательногоФедерального государственногоучреждениявысшегообразования«Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)» и рекомендована к защите.Выводы диссертационного исследования излагались автором на 2 - оймежвузовской научно - практической конференции: «Social and EconomicChallenges for the Development of Russia» (Актуальные проблемы социально экономического развития России), проведенной Академией труда исоциальных отношений в Москве в 2011 году и на международной научнопрактической конференции: «Роль профсоюзов в формировании и развитиипринципов достойного труда», проведенной монгольскими профсоюзами,Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия (ФНПР),14Бурятским филиалом Академии труда и социальных отношении в г.















