Диссертация (1173699), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Г. Укрепление государственного сектора экономики в России //Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. № 6. С. 37.2См.: Директива ЕС относительно общих правил для внутренних рынков природногогаза и отменяющая Директиву 2003/55/EC (Directive 2009/73/EC от 13 июля 2009 г.) ; ДирективаЕС относительно общих правил для внутренних рынков электроэнергии и отменяющаяДирективу 2003/54/EC ; Электроэнергетическая директива ЕС (Directive 2009/72/EC от 13 июля2009 г.) ; Регламент об условиях доступа к газотранспортным сетям и отмене Регламента№ 1775/2005 (Regulation № 715/2009 от 13 июля 2009 г.) ; Регламент об условиях доступа ктрансграничным электроэнергетическим сетям и отмене Регламента № 1228/2003 (Regulation№ 714/2009 от 13 июля 2009 г.) ; Регламент об Агентстве по сотрудничеству регулирующихорганов (Regulation № 713/2009 от 13 июля 2009 г.).44«Газпрома» в капитал национальных газораспределительных сетей, которое, помнению европейцев, приведет к усилению энергозависимости от России.
Из техже соображений Великобритания в 2006 г. отказалась продавать российскомугазовому концерну самого крупного оптового и розничного поставщика газаCentrica.Следует учитывать и то, что борьба за природные ресурсы, ставшаяподоплекой многих политических решений, неизбежно выливается в проблемуобеспечения национальной безопасности, поскольку периодически выказываютсямысли о несправедливом распределении ресурсов между государствами.
На этомфоне появилась даже концепция разделенного, или совместного, суверенитета(sharedsovereignty), в основе которойлежит идея подписаниямеждугосударством, владеющим энергетическими ресурсами, и неким международныморганом, например Всемирным банком, договора о создании совместноготрастового органа для управления этим сектором экономики, который долженобеспечивать равное представительство государства-производителя и Всемирногобанка, принимая решения о судьбе получаемых от реализации энергетическихпроектов доходов1.Наряду с этим предлагается модель неоопекунства, или постмодерногоимпериализма, при которой управление осуществляется не одним государством, аконгломератом,состоящимизмеждународныхинеправительственныхорганизаций, а также местных институтов.
Одним из ее проявлений являетсямеханизм компенсации участия иностранных миротворцев в урегулированииконфликтов на территории того или иного государства за счет доступа к егоприродным ресурсам. В качестве примера приводится практика взаимоотношенийАвстралии и Восточного Тимора. Первая обеспечивает поддержание мира изанимается разработкой морских месторождений нефти в качестве частичнойкомпенсации2.1См.: Krasner S. D.
Sharing Sovereignty: New Institutions for Collapsed and Failing States //International Security. 2004. Vol. 29. № 2. Р. 31—32.2См.: Fearon James D., Laitin David D. Neo tru steeship and the Problem of Weak States //International Security 2004. Vol. 28. № 4. Р.
7, 29.45Очевидно, что существование подобных концепций само по себе указываетна необходимость повышенного внимания к вопросу о механизмах установленияконтроля за использованием природных ресурсов с целью обеспеченияэнергобезопасности, в том числе через установление определенного балансаразличныхформсобственностинаних,предполагающегосохранениегосударственного участия в активах энергетических компаний в об еме,необходимомидостаточномдляпредупреждениявозникновенияугрозэнергетическому суверенитету страны, при сохранении их инвестиционнойпривлекательности как основы стабильного развития этого сектора экономики.Его специфика предопределяет и особенности реализации принципаподдержки конкуренции и свободы экономической деятельности как одной изоснов конституционного строя, нашедших свое закрепление в ч.
1 ст. 8Конституции РФ. Приходится констатировать, что формирование конкурентнойсреды в энергетической сфере оценивается весьма противоречиво. С однойстороны, многие эксперты считают, что именно свободные рынки, позволяющиеспросуипредложениюболееоперативнореагироватьнаизменениякон юнктуры, а не управляемая система являются основным источникомэнергобезопасности.
С другой — очевидно, что она не может быть спонтаннымрезультатомрыночногосаморегулированиядажепривысокойстепенилиберализации1.Эти противоречия в полной мере отражает действующее законодательство.Прежде всего, следует учитывать, что транспортировка нефти и нефтепродуктовпо магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам,услуги по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскомууправлению в электроэнергетике и услуги по передаче тепловой энергииотнесены законом к сфере деятельности суб ектов естественных монополий,характеризующихсятакимсостояниемтоварногорынка,прикоторомудовлетворение спроса на нем эффективнее в отсутствие конкуренции в силу1См.: Кавешников Н.
Многоликая энергетическая безопасность // Международная жизнь.2011. № 12. С. 98.46технологическихособенностейпроизводства(в связиссущественнымпонижением издержек производства на единицу товара по мере увеличенияоб ема производства), а товары, производимые суб ектами естественноймонополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи счем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые суб ектамиестественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этоттовар, чем спрос на другие виды товаров (ст.
3, 4 Федерального закона от 17августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»1).В силу этого характерные для рыночной экономики принципы свободыэкономическойдеятельноститрансформируютсяивсегдаизащитысубсидиарноконкуренциипредполагаютсущественноиспользованиеадминистративных рычагов воздействия, включая определение (установление)цен (тарифов) на услуги суб ектов естественных монополий или их предельногоуровня2, а также определение потребителей, подлежащих обязательномуобслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения вслучае невозможности удовлетворения в полном об еме потребностей в товаре,производимом (реализуемом) суб ектом естественной монополии, с учетомнеобходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечениябезопасности государства, охраны природы и культурных ценностей3. Так,несмотря на закрепление свободы экономической деятельности в сфереэлектроэнергетики, законодатель детально регламентирует основания и порядокгосударственного регулирования цен (тарифов) на оптовом и розничных рынкахэлектроэнергии(ст.6,23,23.1–23.3Федеральногозакона«Обэлектроэнергетике»).
В частности, оно признается необходимым в случае1О естественных монополиях : Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (ред.от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.2См., например: О ценообразовании в сфере теплоснабжения : постановлениеПравительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 (ред. от 21 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 2012. № 44.Ст. 6022.3Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средствфедерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства :постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г.
№ 364 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2171.47выявления временного совокупного дефицита электрической энергии, а также натерриториях, временно работающих изолированно от Единой энергетическойсистемы России, в том числе параллельно с электроэнергетической системойиностранного государства или ее частью1.В литературе обосновывается возможность использования конкуренции какинструмента регулирования естественной монополии посредством конкуренциипроизводителей,подрядчиков,энергосбытовыхисервисныхкомпаний,конкуренции проектов новых источников энергии, схем теплоснабжения, а такжемежтопливной конкуренции взаимозаменяемых энергоносителей (газа, уголя)2,хотя не без основания отмечается, что «регулируемая конкуренция в большинствеслучаев — более сложное явление, чем регулируемая естественная монополия»3.Тем не менее развитие внутренних энергетических рынков связывается именно свысоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организацииторговли энергоресурсами.















