Диссертация (1173699), страница 7
Текст из файла (страница 7)
от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5711.35предусмотрены различные организационные и правовые меры, направленные наих предотвращение, а также на ликвидацию возможных негативных последствий,средикоторых:энергетическогоразработкапаспортабезопасностикомплекса(декларацийоб ектовбезопасноститопливно-гидротехническихсооружений); экспертиза их проектной документации; создание и обеспечениеэффективности системы их физической защиты, защиты информации иинформационно-телекоммуникационныхсетей;закреплениетребованийкперсоналу, обеспечивающему безопасность указанных об ектов; страхованиеответственности за причинение вреда; реализация федерального государственногонадзора в области обеспечения безопасности данных об ектов и т.
п.1Значимость проблем обеспечения энергетической безопасности делаетвесьма актуальной реализацию принципа народовластия, поскольку поднимаетвопрос о связанных с ней формах волеиз явления народа и пределах егореализации. Как следует из ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета иединственным источником власти в Российской Федерации является еемногонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно,а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Особыйинтереснепосредственноеприэтомвыражениепредставляетвластиреферендумнаселения,каквысшеепроживающегонасоответствующей территории. При этом нельзя не отметить возникающую напрактике коллизию интересов граждан, проживающих на территории того илииного суб екта, и существующей системы управления находящимися вфедеральной собственности ядерными установками. С одной стороны, из анализач.
5 ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ«О референдумеРоссийскойФедерации»2следует,чторассматриваемыевопросы, прежде всего связанные с размещением об ектов ТЭК, не относятся к1О безопасности об ектов топливно-энергетического комплекса : Федеральный закон от21 июля 2011 г. № 256-ФЗ ; Об использовании атомной энергии : Федеральный закон от 21ноября 1995 г. № 170-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.
4552 ;О безопасности гидротехнических сооружений : Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.2СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.36числу тех, которые не могут выноситься на референдум, чем и воспользовалисьжителинекоторыхрегионов.В частности, порезультатамреферендума,проведенного 8 декабря 1996 г., в 1997 г. было прекращено строительствоКостромской АЭС, а Министерство РФ по атомной энергии и эксплуатирующаяорганизация, концерн «Росэнергоатом», приступили к ликвидации Дирекциистроящейся Костромской АЭС1.Позднее сформировалась принципиально иная позиция.
Так, ВерховныйСуд РФ, рассмотрев дело по жалобе на постановление избирательной комиссииРостовской области об отказе в регистрации инициативной группы попроведению референдума по вопросам строительства Ростовской атомнойэлектростанции по их кассационной жалобе на решение Ростовского областногосуда от 21 декабря 1999 г., указал на невозможность вынесения на референдумподобных вопросов, т.
к.они в случае их обсуждения могли бы свидетельствоватьо противопоставлении воли и намерений населения суб екта Федерации волефедерального законодателя, который, как предполагается, выражает волю всегомногонационального народа России2.Несмотря на сложившиеся подходы к возможности прямого волеиз явлениянарода по вопросам энергобезопасности, нельзя не учитывать, что народ являетсяносителем суверенитета, распространяющимся на всю территорию РоссийскойФедерации,иединственнымисточникомвластивстране3.Приэтомнеобходимость обеспечения верховенства, независимости и самостоятельностигосударственнойвластивсфереиспользованияэнергоресурсовтребуетповышенного внимания к обеспечению энергетического суверенитета, которыйнередко составляет основу национальной конкурентоспособности в политическойи экономической сферах.
Следует согласиться с позицией Н. Б. Пастуховой, что,несмотря на присутствующее в науке скептическое отношение к понятию1См.: Об областном референдуме : постановление Костромской областной Думы от 25апреля 1996 г.2См.: определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. № 41Г00-14 // Документ официально опубликован не был.3См.: Пастухова Н. Б. Государственный суверенитет: история и современность.
М. :Аспект пресс, 2013. С. 58.37энергетического суверенитета, которое, по мнению ряда авторов, имеет малообщего с об ективным наполнением понятия «суверенитет», оно постепеннозавоевываетвсеболеепрочныепозиции,отражаяскладывающуюсяполитическую и правовую реальность1.Для России как экспортера энергоресурсов энергетический суверенитетозначаетправораспоряжениясамостоятельногосвоимивыбораэнергоресурсами.энергетическойТакойстратегиисуверенитет,иотмечаетА.
Н. Береза, «обеспечивается национальным контролем над методами добычиэнергоресурсов,обладаниемпередовымитехнологиямидобычи,конкурентоспособностью на мировых рынках, транзитной независимостью илидиверсификацией транзитных путей»2.В его структуре можно выделить две составляющие: внутренний и внешнийсуверенитет. Первый, выражая верховенство и полноту государственной властипо отношению ко всем другим элементам политической системы, монопольноеправо на законодательство, управление и юрисдикцию на всей территориистраны, означает, что вопросы использования энергоресурсов решаютсягосударством самостоятельно на основе единообразных подходов к обеспечениюэнергобезопасности.
При этом нельзя не учитывать, что, как справедливоотмечается в литературе, «государственный суверенитет, рассматриваемый черезпризму федеративного устройства как результат согласованного взаимногоперераспределения полномочий между центром и суб ектами Федерации, требуетособенно внимательного изучения»3, в том числе с позиции возможностиразвития и правомерности реализации принципа энергонезависимости отдельныхрегионов. Так, на проектной сессии «Развитие электроэнергетики: стратегическиеальтернативы» в рамках площадки по разработке «Стратегии-2030» обсуждался1Пастухова Н. Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета //Государство и право.
2007. № 12. С. 82.2Береза А. Н. Юридические технологии обеспечения энергетической безопасностисовременной России : автореф. дис. … канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 7.3Пастухова Н. Б. О некоторых вопросах изучения и преподавания государственногосуверенитета // Юридическое образование и наука. 2009. № 4. С.
23.38вопрос об энергонезависимости Республики Татарстан, которая может бытьобеспечена созданием внутренней генерации1.Очевидно, что технически данная задача в целом ряде суб ектов Федерациис учетом их ресурсного потенциала вполне достижима, хотя и затратна. Однакоправомерность подобного решения вызывает сомнение именно с точки зренияэнергетическойбезопасности,посколькуможетпривестикнарушениюцелостности энергетической инфраструктуры, где ее существование исходя изтехнологических особенностей об ективно необходимо (электроснабжение,газоснабжение, транспортировка нефти по трубопроводам), создав тем самымпрепятствия для переброски энергии, потребность в которой может быть вызванане только задачей повышения энергоэффективности, но и компенсации потерьэнергии в аварийных ситуациях.
Неслучайно федеральные энергетическиесистемы отнесены Конституцией РФ к предмету исключительного веденияФедерации (п. «и» ч. 1 ст. 71). Данное положение получило свое развитие и вдействующем законодательстве. В частности, как следует из ст. 5 Федеральногозакона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»2, технологическуюоснову функционирования электроэнергетики составляют единая национальная(общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети,по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая системаоперативно-диспетчерского управления.В свою очередь, основной системой газоснабжения в России являетсяЕдиная система газоснабжения, деятельность которой регулируется государствомв установленном законом порядке3.
Развитие же собственной генерации регионовдолжнобытьнаправленолишьнаобеспечениеэнергетическойсбалансированности территории, на рациональное использование имеющихся1См.: «Стратегия-2030»: Татарстан построит энергетический суверенитет? //БизнесOnline:деловаяэлектроннаягазетаТатарстана.URL:www.businessgazeta.ru/article/111787/159/ (дата обращения: 19 мая 2015 г.).2Об электроэнергетике : Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. № 13.















