Диссертация (1173699), страница 11
Текст из файла (страница 11)
№ 451-ОЗ «О развитии нетрадиционных возобновляемых источниковэнергии в Амурской области»1. Подобные проекты реализуются и в ряде другихрегионов, что позволяет частично ликвидировать явный пробел на уровнефедерального законодательства.В контексте энергетической безопасности заслуживают внимания иполномочия органов местного самоуправления, которые могут быть реализованысамостоятельно в установленных законом пределах (ст. 12 Конституции РФ). Речь1Амурская правда. 2005.
25 марта.53идет преимущественно об организации в границах муниципального образованияэлектро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжениянаселения топливом (ст. 14–16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»1). При этом наибольший об ем полномочий органам местногосамоуправления предоставлен в сфере теплоснабжения, где на них возлагаетсяреализация таких значимых для обеспечения энергобезопасности функций, какорганизациянадежноготеплоснабженияпотребителейнатерриторияхмуниципальных образований, в том числе принятие мер по организацииобеспечениятеплоснабженияпотребителейвслучаенеисполнениятеплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своихобязательств либо отказа от их исполнения, согласование вывода источниковтепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, согласованиеинвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые видыдеятельности в сфере теплоснабжения и т.
п. (ст. 6 Федерального закона«О теплоснабжении»).В остальных сферах органы местного самоуправления вынужденыограничиваться разработкой и утверждением программ комплексного развитиясистемкоммунальнойинфраструктурымуниципальныхобразованийиустановлением тарифов на услуги и работы, предоставляемые (выполняемые)муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотренофедеральными законами. С 2010 г. на них также возложены утверждение иреализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышенияэнергетической эффективности в рамках, определенных ст.
8 Федеральногозакона «Об энергосбережении».Вместе с тем, как представляется, вопросы обеспечения энергобезопасноститребуют более активного вовлечения органов местного самоуправления врешение соответствующих задач, особенно когда речь идет о территориальноудаленных местностях. Так, Закон Томской области от 1 декабря 2000 г.
№ 55-ОЗ1СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.54«Об использовании локальных нетрадиционных возобновляемых источниковэнергии в Томской области» предоставляет органам местного самоуправления всфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии праворазрабатывать, финансировать и осуществлять муниципальные энергетическиепрограммы в сфере локального использования нетрадиционных возобновляемыхисточников энергии, а также создавать муниципальные и содействовать созданиюиных хозяйствующих суб ектов малой энергетики на базе использованиянетрадиционных возобновляемых источников энергии (ст. 7). Аналогичныеполномочия закрепляются Законом Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2014г.
1380-З № 313-V «О возобновляемых источниках энергии Республики Саха(Якутия)».Вусловияхглобализацииисуществованияугрозмеждународнойэнергетической безопасности отдельного внимания заслуживает признаниемеждународных принципов и норм, а также международных договоровРоссийской Федерации составной частью ее правовой системы с установлениемих приоритета перед национальным законодательством (ч. 3 ст. 15 КонституцииРФ).
В условиях создания общих (международных) рынков газа, нефтепродуктов,электроэнергии об ективно возникает необходимость обеспечения конкуренции,пресечения монополизма, создания условий для свободного перемещенияэнергоресурсов. При этом особый акцент на вопросах обеспечения безопасностиделается в универсальных, региональных, двусторонних и ведомственныхсоглашениях, затрагивающих использование атомной энергии1.Россия как одна из крупнейших стран — экспортеров энергоресурсовявляется1участникоммногочисленныхдвустороннихимногостороннихСм.: Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 17 июня 1994 г.) // Бюллетеньмеждународных договоров. 2007. № 9.
С. 3—14 ; Соглашение между ПравительствомРоссийской Федерации и Европейским сообществом по атомной энергии о сотрудничестве вобласти ядерной безопасности (Брюссель, 3 октября 2001 г.) // Бюллетень международныхдоговоров. 2007. № 7. С. 34—41 ; Соглашение между Правительством Российской Федерации иПравительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области использования атомнойэнергии в мирных целях (Буэнос-Айрес. 12 июля 2014 г.) // Документ официально опубликованне был.55договоров.
Особое значение для нее имеют соглашения, достигнутые в рамкахТаможенного Союза и Единого экономического пространства, направленные наформирование общего энергетического рынка входящих в него государств, гдеобеспечение энергетической безопасности каждого из них рассматривается какэлемент общей энергетической безопасности государств-членов1.
Подобныйподход был подтвержден и Договором о Евразийском экономическом союзе,подписанным в г. Астане 29 мая 2014 г.2. На заинтересованность государств вобеспечении энергетической безопасности ввиду ее неразрывной связи сналичием,доступностьюиэффективнымиспользованиемтопливно-энергетических ресурсов с учетом требований обеспечения безопасности изащиты окружающей среды нередко указывают и двусторонние соглашения3.Подводя итог второго параграфа, хотелось бы сделать следующие выводы.1. Основы конституционного строя выступают в качестве базовойсоставляющей энергобезопасности, определяя не только связанные с нейполитико-правовые установки, но и особенности правовой регламентацииотношений в политической, экономической и социальной подсистемах общества,обеспечивая их взаимодействие.2.
Признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, атакже обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права исвободы человека и гражданина в сфере энергобезопасности имеет двесоставляющие, одновременно связанные с провозглашением права на достойнуюжизнь и свободное развитие человека: 1) право человека и гражданина нанадежный доступ к достаточной по об ему и приемлемой по цене энергии;1См.: Концепция формирования общего энергетического рынка государств — членовЕврАзЭС : решение № 402 Межгосударственного Совета Евразийского экономическогосообщества (Москва, 12 декабря 2008 г.) // Документ официально опубликован не был.2Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
(датаобращения: 16 января 2015 г.).3См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и ПравительствомСоциалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сфере энергетики (Ханой,31 октября 2010 г.) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 5. С. 64—68.562) право человека и гражданина на защиту от вредоносных природных итехногенных факторов окружающей среды.3. В части реализации принципа народовластия в сфере энергобезопасностидействующее законодательство и судебная практика не признают возможноститакой формы его непосредственного осуществления, как референдум, в том числев случаях размещения и эксплуатации ядерных установок.4.
Суверенитет государства в контексте энергобезопасности означает правосамостоятельного выбора энергетической стратегии и распоряжения своимиэнергоресурсами.В егоструктуреможновыделитьдвесоставляющие:1) внутренний суверенитет, означающий монопольное право государства нарешение вопросов использования энергоресурсов на основе единообразныхподходовкобеспечениюнеправомерностьэнергобезопасности,постановкивопросаобизкотороговытекаетэнергонезависимостирегионов,понимаемой как полностью автономное их существование, что не исключаетреализации проектов, обеспечивающих их самодостаточность в этой части какгарантиирегиональнойэнергобезопасности;2) внешнийсуверенитет,выражающийся в независимости и равноправии государств в решении вопросовиспользования энергоресурсов и недопустимости вмешательства суб ектовмеждународного права во внутригосударственные дела.5. Реальность энергетического суверенитета непосредственно связана справом собственности на энергоресурсы.
Ориентир на либерализацию отношенийв этой сфере, породивший доминирование частного капитала в энергетическомсекторе, ставит перед государством задачу выработки и реализации эффективныхмеханизмов контроля за использованием энергоресурсов, что предопределяетособый подход к иностранным инвестициям в этой сфере.6. Специфика данного сектора экономики предопределяет трансформациюхарактерных для рыночной экономики принципов свободы экономическойдеятельности и защиты конкуренции, поскольку не только требует выработкиособых форм конкуренции, но и субсидиарно предполагает использованиеадминистративных рычагов воздействия с учетом необходимости защиты прав и57законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраныприроды и культурных ценностей.7.















