Диссертация (1173691), страница 32
Текст из файла (страница 32)
9.23.140о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах400.Вместе с тем бесспорно, что данные правонарушения посягают на болеесущественные охраняемые законом общественные ценности, которые несравнятся по степени наступления вредных последствий с формальнымнарушением правил организации и проведения публичных мероприятий.Такжехотелосьответственностьзабыотметить,формальныечтовысокаянарушенияправиладминистративнаяорганизацииипроведения публичных мероприятий, хоть и повторных, но не приведших кнарушениям существенных охраняемых законом общественных благ, неявляется соразмерным ограничением, поскольку последствия от привлеченияк таким наказаниям вызывают отторжение граждан от использования мирныхпубличныхмероприятийдлядостижениясвоихзаконныхцелей,препятствуют развитию принципов гражданского общества.
При этом стоитотметить, что Конституционный суд РФ в своих решениях указывал, чтопривлечение к высокой административной ответственности за формальныенарушения, не повлекшие причинения вреда гражданам, имуществуфизических или юридических лиц, является несоразмерным, подавляетполитическое инакомыслие401.Итак, достичь цели предупреждения рецидива правонарушениявозможноменееобременительнымимерами,напримердвукратнымувеличением размера ответственности за совершение первоначальногоправонарушения.В странах постсоветского пространства существует проблема запретагражданам организовывать публичные мероприятия из-за привлечения ихдва и более раза к административной ответственности за формальныеправонарушения, не приведшие к нарушениям существенных охраняемых400См.: ч.
1 ст. 3.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 года № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».401См.: абз. 2 п. 2.3. Определения от 14 февраля 2018 года № 1116-О Об отказе в принятии к рассмотрениюжалобы гражданина Пивоварова Андрея Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 8статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // ОфициальныйИнтернет портал правовой информации.
www.pravo.gov.ru/.141законом общественных благ. Запрет в течение определенного временивыступать организаторами лицам, имеющим административное наказание занарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий,предусмотрен в Латвии402, Беларуси403, Таджикистане404, Туркменистане405 иРоссии406.Например,согласнозаконодательствуРоссийскойФедерации,запрещено быть организатором публичного мероприятия лицу, два и болеераза привлекавшемуся к административной ответственности в течение срока,когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию за:нарушениезаконодательстваособраниях,митингах, демонстрациях,шествиях и пикетировании; неповиновение законному распоряжениюсотрудникаполиции,военнослужащего,сотрудникаиныхоргановгосударственной власти; мелкое хулиганство; нарушение установленногопорядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации,шествия или пикетирования; организацию массового одновременногопребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах,повлекших нарушение общественного порядка; пропаганду и публичноедемонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичноедемонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;402См.: п.
5 ст. 4 Закона Латвийской Республики «О проведении собраний, митингов и пикетированиях» от16 января 1997 года / Официальный сайт законодательных актов Латвийской Республики [Электронныйресурс] // URL: https://likumi.lv/doc.php?id=42090 (дата обращения: 01.10.2018).403См.: абз. 6 ст.
4 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республики Беларусь» от 30декабря 1997 года (ред. от 17.07.2018 г.) / Сайт Законодательства Республики Беларусь [Электронныйресурс] // URL: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon1/z624.htm (дата обращения: 01.10.2018).404См.: абз. 2 п. 4 ст. 10 Закона Республики Таджикистан от 31 декабря 2014 года № 1169 «О Собраниях,митингах, демонстрациях и уличных шествиях» // Доступ из справочно-правовой системы«Законодательство стран СНГ» http://base.spinform.ru/index.fwx.405См.: пп. 2 п.
2 ст. 5 Закона Республики Туркменистан «Об организации и проведении собраний,митингов, демонстраций и других массовых мероприятий» от 28 февраля 2015 года №185-V // Доступ изсправочно-правовой системы «Законодательство стран СНГ» http://base.spinform.ru/index.fwx.406См.: пп. 1.1 п. 2 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 11.10.2018 г.) // Доступ изсправочно-правовой системы «КонсультантПлюс».142блокированиетранспортныхкоммуникаций;производствоираспространение экстремистских материалов407.Определенные ограничения выступать организаторами публичныхмероприятий лицам, которые совершили несколько административныхправонарушений против общественного порядка, уместны и связаны с тем,чтопредотвращаютнаступлениенеблагоприятныхпоследствийдляобщества, поскольку предупреждают лицо, которое нарушило общественныйпорядок и безопасность граждан, от совершения таких же нарушений вновь.Как отметил Конституционный суд РФ, «по своей юридическойприроде запрет быть организатором публичного мероприятия лицу, два иболее раза привлекавшемуся к административной ответственности засоответствующие административные правонарушения в течение срока, когдалицо считается подвергнутым административному наказанию, являетсямеройадминистративногопринужденияобеспечительногохарактера,направленной на предотвращение нарушений общественного порядка ибезопасности граждан при организации и проведении собраний, митингов,демонстраций,шествийипикетирований»408.Такогожемненияпридерживается Конституционный суд Республики Беларусь в своихрешениях от 28 октября 2011 года № Р-630/2011409 и от 6 июля 2018 года №Р-1127/2018410.407См.: п.
1.1. ч. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 11.10.2018 г.) // Доступ изсправочно-правовой системы «КонсультантПлюс».408Абз. 5 п. 2.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года №4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатовГосударственной Думы и жалобой гражданина Э.В.
Савенко» // Доступ из справочно-правовой системы«КонсультантПлюс».409См.: п. 2 решения Конституционного суда Республики Беларусь от 28 октября 2011 года № Р-630/2011 поделу «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесенииизменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»[Электронный ресурс] // URL: http://www.kc.gov.by/MAIN.ASPX?GUID=24673 (дата обращения: 01.10.2018).410См.: п. 2.2. решения Конституционного суда Республики Беларусь от 6 июля 2018 года № Р-1127/2018 «Осоответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений идополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»[Электронный ресурс] // URL: http://www.kc.gov.by/M/BE/PRINT.ASPX?GUID=50233 (дата обращения:01.10.2018).143Если цель ограничения заключается в защите общественного порядка ибезопасности граждан, то уместным будет ограничивать свободу собранийтолько тех граждан, которые своими действиями или бездействиямидействительно нарушили общественный порядок и безопасность, приведшиек наступлению неблагоприятных последствий, что ставит под сомнение ихспособность провести публичное мероприятие без вреда для охраняемыхзаконом общественных интересов.Введение же безусловного ограничения свободы собраний лицам,формально нарушившим правила организации и проведения публичныхмероприятий или не выполнившим законные распоряжения представителяпубличной власти, не является необходимым для достижения целиобщественногопорядкаибезопасностиграждан,посколькуугрозанаступления неблагоприятных последствий для общественного порядка,здоровья и жизни граждан, или целостности имущества, потенциальная, а нереальная.
Такое ограничение можно связать со стремлением отстранить отпротеста слишком активных граждан.Вместе с тем опасность нарушения общественного порядка ибезопасности граждан все же является потенциальной, а не мнимой, так каклицо не исполнило определенных правил организации и проведенияпубличных мероприятий.В этом случае для предотвращения потенциальной угрозы должныприменяться предварительные процедурные ограничения. К ним можноотнести, например, обязанность правоохранительных органов присутствоватьна публичном мероприятии, следить за общественным порядком ибезопасностью граждан, поддерживать их, проводить профилактическуюбеседу с организатором собрания, разъясняя его права и обязанности. Каксправедливо отмечает Т.
М. Храмова, «адекватной реакцией на имеющуюся угосударственных органов информацию о «неудачном» опыте проведениямассовых акций в прошлом был бы не запрет мероприятий в будущем, аусиление ресурсов (как в количественном, так и в качественном плане),144выделяемых публичной властью на обеспечение мирного характерапланируемых собраний»411. Также необходимо отметить, что подобноеограничение свободы собраний не является соразмерным, посколькугражданинлишаетсяосновногосуществаправаиз-заформальныхнарушений законодательства о публичных мероприятиях.Анализ законодательства стран постсоветского пространства обответственностипозволилнепропорциональностисделатьнаказанийзанекоторыеформальныевыводынарушенияоправилорганизации и проведения публичных мероприятий, не связанные снаступлением неблагоприятных последствий для охраняемых закономобщественных ценностей.Во-первых, в некоторых странах за нарушение законодательства опубличных мероприятиях, не связанное с материальным причинением вредаохраняемым законом общественным отношениям, предусматривается толькоадминистративный штраф.















