Диссертация (1173669), страница 9
Текст из файла (страница 9)
С. 44-45.Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНДРСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 416.3Например, при осуществлении предпринимательской деятельности Законом РСФСР от25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусматривалась возможность привлечения наемного труда на основе любой формы собственности и вразличных организационно-правовых формах. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.1990,№ 30, ст. 418.240ской экономики.Отсутствовала норма о присвоении вверенного частного имущества.Норма о злоупотреблении доверием деградировала в «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения», причем наказывалось это деяние только в качествепосягательства против социалистической собственности.Злоупотребление доверием стало рассматриваться в качестве одного изспособов хищения при мошенничестве, что оказало негативное влияние как напрактику, так и на развитие уголовно-правовой теории.Применительно к руководству социалистических организаций, директоракоторых рассматривались в качестве должностных лиц, проводилась вплоть до«оттепели» 1950-60-х г.г.
довольно жесткая репрессивная политика, включаясуровые меры ответственности за неосторожные преступления, после «оттепели» политика эта в целом смягчилась, хотя имели место периоды ее обострения(борьба с приписками). В начале 1990-х годов нормы эти утратили актуальность и были отменены, Россия вошла в рыночную экономику, основанную начастной собственности, не имея практически никаких средств противодействиюкоррупции в частном секторе.§ 3. Постсоветский периодПосле распада СССР в 1991 г.
признание частной собственности и возрождение рыночных отношений обусловили появление многочисленных организаций, призванных реализовать не общегосударственные, а частные интересы, втом числе и групповые. Закономерно встал вопрос об уголовно-правовом противодействии коррупции в частном секторе.Законом РСФСР от 28 февраля 1991 г.
№ 752-1 отменена уголовная ответственность за спекуляцию. Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 1982-1 –за частнопредпринимательскую деятельность. Законом РФ от 1 июля 1993 г. №5304-1 введена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство.Экономическая деятельность стала осуществляться в предусмотренных41законом организационно-правовых формах индивидуальными предпринимателями и организациями разных форм собственности.В 1994 г. была утверждена и в 1995 г. введена в действие часть первая ГКРФ, регламентировавшая виды и организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. Соответственно, положения ГК РФ окоммерческих и некоммерческих организациях были учтены в действующемУК РФ, принятом в 1996 г.Вопрос о противодействии коррупции, в том числе и в частном секторе,встал как никогда остро.Еще Федеральным законом от 1 июля 1994 г.
№ 10-ФЗ УК РСФСР былдополнен ст. 1471, предусмотревшей ответственность за присвоение вверенногоимущества, и ст. 1483 – за причинение имущественного ущерба путем обманаили злоупотребления доверием.До этого к случаям присвоения вверенного частного имущества в течениенескольких лет применялась по аналогии норма о мошенничестве, что повлеклона практике размытие признаков составов этих преступлений1. Объективнаяпотребность в этом отпала.Частично вопрос о восстановлении норм о присвоении вверенного и злоупотреблении доверием был решен. При этом опыт применения ст.
1483 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в условиях рыночных отношений отсутствовал, норма эта была непонятнаправоохранительным органам, она по сей день (ст. 165 УК РФ) ассоциируется смалозначительными деяниями (провоз безбилетных пассажиров, поездка наслужебной машине на дачу, скручивание электросчетчика и т.п.) и применяетсяочень редко2. В ст. 165 действующего УК РФ эти недостатки только усугубились в результате ограничения Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. №1См.: Клепицкий И.А. Мошенничество: проблемы юридической техники и квалификации //Уголовное право, 2015.
№ 6. С.54.2В 2014 г. по ст. 165 УК РФ направлено в суд с обвинением всего 124 дела, в 2015 – 117. Длясравнения: направлено в суд дел о мошенничестве (только по ст. 159 УК РФ) в 2014 г. –37810, в 2015 – 36170.42420-ФЗ ее применения крупным размером ущерба, превышающим 250 000 рублей. Кроме того, реальная тяжесть совершаемых преступлений заставляет следователей ассоциировать совершенное деяние не с 165 и даже не с 201 статьейУК РФ, а с мошенничеством или растратой, что является по существу применением закона по аналогии, влечет неправильную квалификацию и неправильноеисчисление размера вреда.
Напр., ущерб в виде неполученного дохода от продажи (при т.н. «откатах») рассматривается в качестве ущерба в виде утратывсего проданного имущества без вычета уплаченной за него цены1.Следует учитывать, что норма о злоупотреблении полномочиями в организациях не снимает актуальность восстановления общей нормы о злоупотреблении доверием, так как серьезные злоупотребления могут иметь место за рамками отношений в сфере управления организациями, напр., злоупотребленияповеренного, предавшего своего доверителя, махинации на рынках с недвижимости, законные представители могут оставить без средств к существованию ибез крыши над головой своих подопечных.
Государство обязано пресекать инаказывать такие злодеяния. Отказ от утратившего актуальность понятия хищения, выработанного на основе Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г., и восстановление обобщенных, широко понимаемых норм о мошенничестве и злоупотреблении доверием является необходимостью в условиях рыночной экономики2.В проекте УК России, опубликованном в 1991 г., появляется норма окоммерческом подкупе (ст.
184), понимаемом в качестве хозяйственного преступления3. Однако в законе она отсутствовала вплоть до принятия действующего кодекса.1См., напр.: Приговор Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 18 июля2013 г. по делу № 1-225/2013.2См.: Клепицкий И.А. Объект и система имущественных преступлений в связи с реформойуголовного законодательства России: Дисс.
... канд. юрид. наук. М., 1995.3Новый Уголовный кодекс (Проект) // Специальный выпуск журнала «Закон».1991. С. 16.Эта норма критиковалась И.М. Гальпериным, отмечавшим, что включение в УК несколькихразличных понятий должностных лиц внесет путаницу в толкование и применения норм охозяйственных и должностных преступлениях (См.: Демидов Ю.Н., Ревин В.П. Обсуждениепроекта УК России в Академии МВД РФ // Государство и право.
№ 7. С. 96.).43В действующем УК РФ основные нормы, направленные непосредственнона противодействие коррупции в частном секторе, закреплены в ст. 201 и 204УК РФ, предусматривающих ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.Б.В. Волженкин отмечал, что действующий УК РФ построен на принципенедопустимости отождествления службы в публичной сфере и службы, осуществляемой в частной сфере, поскольку правонарушения, совершаемые государственными (муниципальными) служащими и служащими коммерческих и иныхорганизаций, имеют различную правовую природу1.Этот вывод сохраняет свое значение и сегодня.
Отнесение менеджеровгосударственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ с контрольным пакетом акций в государственной или муниципальнойсобственности к числу должностных лиц правильно понимать как перемещениеэтих организаций из частного сектора в публичную сферу, их социализацию совсеми вытекающими из этого последствиями, включая обязанность общественного служения. Вероятно, со временем эти должностные лица получат какиелибо публично-правовые полномочия, возможно, их полномочия будут отличаться от полномочий менеджеров организаций, в примечании 1 к ст. 285 УКРФ не упомянутых.Тем не менее, по сей день вопрос о месте коррупционных преступлений всистеме Особенной части УК РФ остается дискуссионным.Так, С. Гордейчик и А.В.
Ташкинов предлагают исключить из Особеннойчасти УК РФ главу 23, а содержащиеся в ней нормы распределить в главах 16,19 и 222.Другие исследователи, напротив, предлагают объединить все нормы о1Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 58.См.: Гордейчик С. К вопросу о соотношении видовых объектов глав 22 и 23 Уголовногокодекса РФ // Уголовное право. М.: Интел-Синтез, 2004, № 3. С. 19; Ташкинов А.В.
Уголовно-правовая политика государства в борьбе с преступлениями против интересов службы вкоммерческих и иных организациях: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2008.С. 10, 24.244служебных преступлениях в одной главе1. Приверженцы этой позиции полагают, что ввиду однородного характера охраняемых общественных отношенийможно говорить и о единых основаниях криминализации служебных преступлений, совершаемых соответствующими лицами, в рамках одной главы УК РФ.А.Л. Степанов предлагает осуществить слияние преступлений, включенных вглавы 23, 30 УК РФ, в одну самостоятельную главу, поскольку они имеют схожие объективные и субъективные признаки, о чем свидетельствуют, в том числе и названия глав 23 и 30 УК РФ, указывая на близость объектов, охраняемыхуголовным законом2.Есть мнение, что объект, охраняемый главами 23 и 30 УК РФ, отличен и,в то же время, схож в том, что при совершении таких преступлений происходитпосягательство на интересы службы в целом.
Законодатель, устанавливая уголовно-правовую охрану частных интересов, предусматривает ответственностьза посягательства на них, если последние будут совершены в рамках служебных отношений. Наличие общих признаков объективной и субъективной сторон с должностными преступлениями, позволяет отметить, что ст.ст. 201 и 204УК РФ в некотором смысле являются аналогами статей, предусматривающихответственность за злоупотребление, превышение должных полномочий, а также получение и дачу взятки, отграничение от которых будет произведено далее3.Именно указанные выше обстоятельства позволяют использовать обобщающий термин «служебные преступления». Как отмечает А.Г.















