Диссертация (1173669), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Как минимум подрывается доверие к инвестициям в российскую экономику.Кроме того, нельзя критиковать систему особенной части лишь на томосновании, что та или иная статья в эту систему вписывается не в полной мере.1Ежов Ю.А. Преступления в сфере предпринимательства. Учебное пособие. М.: Маркетинг,2001. С. 89.2См., напр.: Аслаханов А.А.
Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики. (Криминологический и уголовно-правовой аспекты): Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 87.3См.: Изосимов С.В. Преступления, совершаемые управленческим персоналом коммерческих и иных организаций. Н.Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. С. 128.4Некоммерческая организация, по общему правилу, не осуществляет деятельность, связанную с извлечением прибыли, однако п. 2 ст. 24 Федерального закона 12 января 1996 г.
№ 7ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет возможность осуществления указаннымюридическим лицом предпринимательской и иной приносящей доход деятельности при условии неукоснительного соблюдения целей создания организации, указанных в учредительных документах, при их достижении. Следует учитывать, что граждане не обязаны регистрировать свои объединения, некоммерческие организации регистрируются для того, чтобы получить гражданско-правовую правосубъектность, т.е. так или иначе участвовать в экономической деятельности.68Возможно, в такой ситуации правильно критиковать не систему, а статью.Злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, по субъекту посягательства можно отнести к служебным преступлениям, но объектом их приэтом являются отношения в сфере экономики.В наименовании главы 23 указаны «интересы службы», что вызывает заслуженную критику.
Представляется неточным использование термина «служба» в названии главы 23. Верховный Суд РФ разъяснил, что действиями, нарушающими данные интересы, признаются такие уголовно наказуемые деяния,которые были совершены в противоречие общим задачам и требованиям,предъявляемым к аппарату управления1.Очевидно, что превышение полномочий частным детективом или охранником, злоупотребления частных нотариусов и аудиторов не имеют прямогоотношения к «службе в организациях». Частные нотариусы, например, в принципе не могут быть служащими в коммерческих и иных организациях.
Дажеочень широкое понимание родового объекта преступлений, предусмотренныхглавой 23 УК РФ, в виде общественных отношений, определяющих порядокреализации работниками юридических лиц своих управленческих полномочий,вытекающих из их служебного положения, предложенное П.С. Яни2, не позволяет рассматривать эти преступления в рамках посягательств на интересыслужбы.Фактический непосредственный объект злоупотребления полномочиямии коммерческого подкупа также не совпадает с «интересами службы в организации». Сама постановка вопроса об интересах службы в коммерческой органи1См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета, № 207, 30.10.2009.2Яни П.С.
Причинение вреда деянием. О квалификации экономических и служебных преступлений // Российская юстиция, 1997. № 1. С. 48. Широкое определение объекта этих преступлений см. также: Максимов С.В. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и коммерческий подкуп // Уголовное право.
1999. № 1. С. 8; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник // Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2000. С.239.69зации представляется некорректной, не существует такого правового блага,требующего уголовно-правовой охраны1.Эти преступления посягают на эффективное и добросовестное управление организациями. Эффективное и добросовестное управление в организациивозможно при условии, если менеджер эффективно и добросовестно действуетв интересах организации и воздерживается от совершения действий (бездействия) во вред той организации, где он осуществляет управленческие функции (отзлоупотреблений).Использование термина «служба» в названии главы 23 УК РФ не отражает реальный характер общественной опасности преступлений, в этой главе предусмотренных.При этом исключение слова «служба» из наименования главы 23 УК РФ,замена его, к примеру, на «интересы организации», внесет не ясность, а, наоборот, неразбериху и путаницу в определение видового объекта преступлений,содержащихся в данной главе, поскольку совершение коррупционных преступлений в частной сфере, в частности, предусмотренных ст.ст.
201 и 204 УК РФ.Действительно, совершение этих преступлений предполагает нарушение интересов организаций. Однако нарушением интересов организации является икража, и умышленное повреждение имущества, и мошенничество, и т.п.Злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп посягают на интересы организации вследствие поражения системы управления ими, что приводит к их дисфункции.Кроме того, нужно учитывать, что к категории должностных преступлений, содержащихся в главе 30 УК РФ, были отнесены преступные деянияуправленцев в различных коммерческих и некоммерческих организациях (госу1Представляется интересной дефиниция, предложенная Н.А. Лопашенко, понятие «интересов службы» раскрывается через порядок функционирования коммерческих и иных организаций, посредством соблюдения которого достигались цели их деятельности, обозначенные вучредительных документах, и не нарушались права и законные интересы физических и юридических лиц, общества и государства (Лопашенко Н.А.
Коммерческий подкуп: комментарий к закону и некоторые проблемы квалификации // Человек и право на рубеже веков, 2000.№ 1. С. 15.).70дарственные корпорации, государственные компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, контрольныйпакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям), что также порождает необходимость изменения наименования главы 23 УК РФ.
В указанном случаеправильно будет исключить из названия главы 23 УК РФ слова «коммерческихи иных».Таким образом, представляется целесообразным уточнить название главы23 УК РФ, и изложить его в следующей редакции: «Преступления в сфереуправления организациями, частной охранной и детективной деятельности,деятельности частных нотариусов и аудиторов».При понимании эффективного и добросовестного управления в качествеобъекта преступлений, предусмотренных ст.ст.
201 и 204 УК РФ, принципиальное значение имеет уяснение смысла межотраслевой категории «интересы организации».Интересы организации – это вовсе не интересы службы, это сложныйкомплекс частных и общественных интересов, в основе которого преимущественно лежат частные интересы ее инвесторов. Тем не менее, к интересам инвесторов этот комплекс не сводится, поскольку организация является самостоятельным субъектом права, наделенным собственными правами и обязанностями, отличным от прав и обязанностей инвесторов. В структуру интересов организации входят общественные интересы (что позволяет организации, напр., заниматься благотворительностью) и интересы ее работников (что позволяет реализовать социальное партнерство).Сходной позиции придерживается И.А. Клепицкий1. Однако он ошибочнорассматривает в качестве интересов организации интерес ее кредиторов.
Интерес кредиторов находится за рамками интересов организации, иначе «откаты» и«распилы» следовало бы считать добросовестными действиями. В отношении1И.А. Клепицкий. Указ. соч. С. 228.71кредиторов фидуциарных отношений не возникает, обязанность лояльности отсутствует, достаточно добросовестного исполнения обязательств перед ними.Добросовестное исполнение обязательств, в свою очередь, непосредственновлияет на такой интерес организации как ее деловая репутация.Интересы организации в значительной, но не в полной мере определяются целью ее деятельности. Для коммерческой организации это цель извлеченияприбыли, цели деятельности некоммерческих организаций определяются ихучредительными документами.Под интересами организации правильно понимать баланс интересов ееинвесторов, работников и общественных интересов при превалировании интереса инвесторов или интереса, вытекающего из цели деятельности некоммерческой организации.Представляется, что по общему правилу действия менеджера вопреки интересам инвесторов в общественных интересах (благотворительность и т.п.) иинтересах работников (бонусы, премирование и т.п.) должны быть согласованыс инвесторами (общим собранием, советом директоров), если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами, в том числе локальными актами, утвержденными общим собранием, советом директоров или иным уполномоченным органом.К сожалению, в российском гражданском праве эти вопросы не урегулированы, что рождает конфликты и способствует злоупотреблениям.















