Диссертация (1173669), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Безверхов, «в1См.: Гришин Д.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере интересов службы вкоммерческих и иных организациях: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2008. С. 9;Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов службы: Автореф. дисс.… д-ра. юрид. наук.
Омск, 2006. С. 9, 17.2См.: Степанов А.Л. Злоупотребление полномочиями лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях: проблемы теории и законодательства:Дисс… канд. юрид. наук. М., 2006. С. 74. См. также: Зубарев С.М. Интересы службы какобъект уголовно-правовой охраны // Уголовное право. 2003. № 4. С. 26-27; Борков В.Н. Наряду с коррупционерами уголовную ответственность должны нести потребители коррупционных услуг // Вестник Воронежского института МВД России, 2009. № 4.
С. 25-31.3См.: Горохов Д.Б., Горохова Ю.В. Борьба с коррупцией в свете международных обязательств Российской Федерации: законодательство и практика // Адвокат. 2013. № 12. С. 6.45строго юридическом смысле служебные преступления – это преступления, совершаемые любыми служащими. Они представляют собой весьма широкийкруг социально нетерпимых деяний против интересов службы»1. А.Я.
Асниспод служебным преступлением понимает такое преступление, которое совершается путем использования предоставленных лицу прав или неисполнениявозложенных на него обязанностей в связи с занимаемым этим лицом служебным положением2.Тем не менее, многочисленные предложения объединить служебные преступления в рамках одной главы УК РФ противоречат принципу построенияэтого кодекса по системе объекта преступления. Сходны скорее названия глав,чем реальные объекты этих преступлений.
Должностные преступления обосновано размещаются в разделе о преступлениях против государственной власти.Поместить в этот раздел коррупционные преступления в частном секторе нельзя, т.к. они на государственную власть не посягают.Служебные преступления представляют собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по службе и должности.
Но обязанности этиимеют разную природу. Применительно к частному сектору обязанности этивытекают из договоров и имеют частноправовую природу, возникают в рамкахчастно-правовых отношений. Применительно к публичной службе обязанностивытекают из публично-правовых норм и возникают в рамках публичноправовых отношений.Должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны добросовестно служить обществу, проявляя лояльность всему обществу.Менеджеры в частном секторе обязаны добросовестно служить частнымлицам и их организациям, доверившим им управление своим имуществом.
Обязанность же общественного служения у них возникает, как и у любого другогочастного лица, никаких должностей не занимающего.1См.: Безверхов А.Г. Должностные (служебные) преступления и проступки: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Казань, 1995. С. 12.2Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. М.: ЦентрЮрИнфоР, 2004. С. 48.46Менеджер в частном секторе не в большей мере обязан посвящать себяобщественному служению, чем, к примеру, индивидуальный предприниматель.Достаточно, чтобы он не обворовывал доверившееся ему лицо. Объем обязанностей у менеджера в частном секторе существенно отличается от объема обязанностей должностного лица, и это необходимо учитывать в уголовной политике.Приравнять менеджера в частном секторе к должностному лицу можнопри условии, что будут последовательно проведены в жизнь те реформы, которые уже были завершены в СССР в начале 1930-х г.г.
В результате частнойсферы как таковой не останется.Статьи 201 и 204 УК РФ помещены в главу 23 наряду с нормами о другихпреступлениях «против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Глава эта предусматривает ответственность, кроме того, за злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) и превышение полномочий частным детективом или работником частной охраннойорганизации (ст. 203 УК РФ).Б.В. Волженкин рассматривал норму о злоупотреблении полномочиями(ст. 201 УК РФ) в качестве общей, а нормы, закрепленные в ст.ст. 202 – 204 – вкачестве специальных1. С этим сложно согласиться.
Этот вывод во многом верен относительно ч.ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ. Так, частным нотариусам прямо запрещено законом работать по найму, они не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, они не могут выполнятьуправленческие функции в организациях. Частные аудиторы злоупотребляютне во вред своим работодателям, а во вред своим клиентам и обществу в целом.Частные детективы или работники охранной организации, несут ответственность не за злоупотребление, а за превышение полномочий.При таких обстоятельствах правильно признать тот факт, что название1Волженкин Б.В.
Служебные преступления // М.: Юристъ, 2000. С. 286.47главы 23 УК РФ – неточное.Нормы о злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе не остаются без внимания законодателя, в них регулярно вносятся изменения.Первоначально в качестве лица, выполняющего управленческие функцииворганизации,понималосьлицо,выполняющееорганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в организации.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280 ФЗ было указано, чток числу этих лиц следует относить руководителя организации (единоличныйисполнительный орган) и члена совета директоров или другого коллегиальногоисполнительного органа.Применительно к пониманию руководителя в качестве субъекта этих преступлений сомнений не было.
Применительно к члену совета директоров делообстоит сложнее. Совет директоров (наблюдательный совет) ни фактически, ниюридически исполнительным органом не является, он представляет интересыакционеров перед исполнительным органом, наблюдает за его работой. Коллегиальным исполнительным органом может быть правление или дирекция. Имеет место законодательный брак, несоответствие уголовного закона закону гражданскому, что целесообразно исправить.Реализуется тенденция к пониманию менеджеров организаций, в томчисле и коммерческих, в качестве должностных лиц в смысле ст. 285 УК РФ:Федеральным законом от 1 декабря 2007 г.
№ 318-ФЗ к числу должностных лицотнесены менеджеры государственных корпораций, Федеральным законом от 8июля 2015 г. № 265-ФЗ – менеджеры государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий и акционерных обществ, контрольныйпакет акций которых находится в государственной или муниципальной собственности. Соответствующие изменения в примечание 1 к ст. 201 УК РФ не вносятся.Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ существенно усилены наказания за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ вновь усилил наказание за48подкуп, но смягчил за злоупотребление. Федеральный закон от 7 декабря 2011г. предусмотрел новый порядок исчисления размера штрафов, кратных суммеподкупа. Федеральным законом от 2 ноября 2013 г.
из ст. 201 УК РФ исключены пункты 2 и 3 примечаний, предусматривавшие особый порядок уголовногопреследования (заявление или согласие потерпевшей организации). При этом вст. 23 УПК РФ этот порядок был сохранен.Уголовно-правовое противодействие коррупции в коммерческих и иныхорганизациях должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ,в систему которого, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции, помимо национальных актов, входят также ратифицированные международные договорыРоссийской Федерации1.Как справедливо отмечает Некрасова Т.А., «… на современном этапе развития Россия, интегрируясь в мировую систему экономики и торговли, не может отрицать и не принимать те правила, которые были созданы для обеспечения антикоррупционной защиты бизнеса развитых стран»2.Современное международное право направлено как на регулированиеширокого спектра общественных отношений.
Исключением не стал вопрос опротиводействии коррупции в частном секторе.По рассматриваемой тематике Российской Федерацией был ратифицирован целый ряд международных договоров, в частности:1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупцииот 31 октября 2003 г. (далее – Конвенция ООН против коррупции)3;2. Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупциюот 27 января 1999 г. (далее – Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию)4;1Конституция Российской Федерации // Российская газета.















