Диссертация (1173646), страница 19
Текст из файла (страница 19)
В общей же сложности “во время ж межеванья поднесено емуЗахарову 100 рублей, да помощнику 20 рублей, и еще на содержание егоЗахарова с людьми издержано 85 рублей; а за клеймение столбов берут скаждого по 3 копейки.”194От коллежского советника Арсеньева в это жевремя поступила жалоба на некоего землемера Чагина, который в Галицкомуезде не начинал межевать, вымогая таким образом взятки у крестьян.В период правления Екатерины II ряд особо крупных дел о взяткахбыли преданы огласке и получили широкий общественный резонанс.
Впериод её царствования были привлечены к уголовной ответственностивысокопоставленные государственные чиновники губернского звена. Срединих калужский воевода Мясоедов, смоленский губернатор Аршевский,воронежскийгубернаторПушкин,которыебылиосужденызавзяточничество195.В 1766 году Екатерина II приняла решение опубликовывать всерезультаты привлечения к ответственности за взяточничество для всеобщегосведения.
С целью обнародования и доведения до всеобщего сведения193ПСЗ. I. Т.XX. №14.250.ПСЗ. I. Т.XX. №14.952.195Соловьев С. М. История России ... - Кн. 13. - С. 215-217.194103результатов борьбы со взяточниками был издан соответствующий акт Именной, данный Сенату указ от 11 ноября 1766 года.196Однако, политика в сфере борьбы со взятками была оченьпротиворечива.
Старания правительницы в обуздании казнокрадства ивзяточничества среди чиновников низших и средних слоев действительноимели определенный успех. Однако в высших кругах “при ЕкатеринеВеликой взяточничество принимает еще более разгульный и безудержныйхарактер, теснее срастаясь с системою фаворитизма различными альфонсамивласти”197.Например, “от банкротства банкира Сутерлянда казна потеряла свыше2-х миллионов рублей.
Екатерина II повелела произвести следствие и вот тутто обнаружилось, что деньги были взяты у него лицами, окружающимиимператрицу, - кн. Потемкиным, кн. Вяземским, кн. Безбородко, вицеканцлером Остерманом и даже велик. кн. Павлом Петровичем… из этих лицлишь гр. Безбородко согласились вернуть деньги, а остальные спокойнозаявили, что деньги они не вернут или вернут, когда будут лишние.Сутерлянд отравился. Дело заглохло.”198 Как мы видим ниже, за борьбой совзяточничеством и казнокрадством у Екатерины II проявлялось твердоестремление скрыть и защитить взяточничество, как только оно затрагивало ееизлюбленную систему фаворитизма.При этом попавших в немилость взяточников, правительство нещадило.
Вследствие конфискации были розданы правительством богатствакн. Голицына, кн. Хованского, кн. Гагарина, барона Шафирова, гр. Толстого,кн. Меншикова, кн. Долгорукова и т.д. “Всех же своих политическихфаворитов правительство осыпало золотым дождем милости. При ЕкатеринеII Орловы получают в подарок 45.000 крестьян, Зубову дарят целых два196ПСЗ. I. Т.XVII. №12.781.Берлин П. Из прошлого русской взятки. // Новая жизнь. – 1912. – №10.- С.
166.198Там же. - С. 167.197104уезда, кн. Вяземский награждается 23.000 крепостных душ. В общем приЕкатерине было роздано частным лицам 800.000 крестьянских душ.” 199.Действительно, как видим, российское взяточничество в значительнойстепени выросло на почве раздачи материальных благ за политическоеприслужничество и благонадежность. И в этом одна из основных причинживучести российского взяточничества.Борьба со взятками на нижних уровнях власти и поощрение их навысших этажах снижало эффективность всех проводимых мер. "Взятка попрежнему делается необходимой, - писал бытописатель жизни русскогообщества второй половины XVIII в.
историк Н.Д. Чечулин, - честныйсекретарь, когда таковой встречается, кажется редким явлением, чуть нечудом"200.На протяжении всего XVIII века менялась политика российскогогосударства, и изменялось отношение к взяточничеству и лихоимству вправительственных кругах России. В XVIII столетии правительство кполучению гражданскими служащими "корыстных" доходов стало гораздоменеетерпимым,чембылодоэтого.Былипредпринятырядбеспрецедентных по своему значению мер как в законодательной, так и ворганизационной сферах. Многие из этих шагов увенчались успехом, номногие оказались далеко не так эффективны, как ожидалось. К сожалению,проблема взяточничества в Российской империи так и не была до концарешена.
Взятка давно стала обыденностью тогдашней жизни. На протяжениивсего XVIII века “помещик, чтоб получить годовой отпуск из полку, давалсекретарю взятку -по 12 душек крестьян, писарю - по одной душе; чтобвыиграть 900 душ, дарит секретарю Вотчинной коллегии имение с 50199Берлин П. Русское взяточничество, как социально-историческое явление.
//Современный мир. – 1910. - №8. - С. 50.200Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века.Исторический очерк. - СПб., 1889. - С. 105.105душами.”201. Таким образом, взяточничество давно приобрело характерзатяжной хронической болезни общества.Но как бы то ни было, следует констатировать, что российскоеправительство сумело отказаться от самой идеи принятия частныхвознаграждений по службе.
В этом бесспорная заслуга реформаторов XVIIIвека.201Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15 т.“Издательство АСТ”; Харьков: “Фолио”. 2002. - Кн.X. - С.669.– М.: ООО106ГЛАВА 3. Государственно-правовые меры противодействия взяточничествув Российской империи в XIX – начале XX вв.§1. Уголовно-правовое противодействие взяточничествув первой четверти XIX столетия.В недолгое правление императора Павла I новых шагов по борьбе совзятками не предпринималось.
Наоборот, намечались тенденции отхода отполитики, утвержденной Екатериной II, в сторону политической линии еепредшественников, в свое время вновь разрешивших кормление от дел. Кпримеру, указ от 6 февраля 1800 года разрешал это делать “по примеруканцелярских служителей Лифляндского Губернского Правления”202.В то время отношение губернаторов к чиновникам, осужденным завзяточничество, было непростительно мягким. К примеру, в 1797 г.
кимператору поступило письмо от вятского губернатора, содержащее просьбуразрешить вновь назначать на места чиновников, отрешенных от должностипо подозрению во взяточничестве203.Дела о взяточничестве расследовались чрезвычайно медленно, сомножеством проволочек, что позволяло многим служащим избежатьсправедливогонаказания.Подобноеположениеделбылоособеннораспространено в земских судах204.По-прежнему,вниманиенасебяобращализлоупотребленияземлемеров.
В 1800 году был издан указ, который запретил увольнять отслужбы землемеров и прочих подведомственных чинов, уличенных внарушении закона, до производства над ними расследования. Это былосделано после того, как выяснилось, что в 1794 году в деревне Лащахземлемер капитан Шагаров и землемер Василевский собирали с населения202ПСЗ. I. Т.XXVI. №19.266.РГИА, ф. 1374, оп.1, ед. хр.
576. Л. 1-2.204ЦАНО, ф.5, оп. 40, ед. хр. 31, л.1-2.203107деньги “на покупку для них с командами съестных и прочих припасов”. Онибыли уволены, но к уголовной ответственности не привлечены, т.к. большеих дела не относились к подследственности Межевой конторы (“отмежевания уволили, не произведя над ними должного исследования”)205.В это же время издана Межевая инструкция, по которой следовалосудить землемеров по форме военного процесса военным судом при межевыхконторах.
Но так как с 1797 года все служащие при межевании, имеющиевоинские чины, были переименованы в статские, то и составлять военныесуды стало не из кого. Этим указом данные органы судопроизводствапереименовываются в следственные комиссии.На этом государственно-правовые мероприятия по противодействиювзяткам в правление Павла I были исчерпаны.Уже через полгода с начала правления нового императора АлександраI появляется первый акт о прекращении противозаконных поборов,проводимых с ведома губернатора в Новгородской губернии – указ от 4сентября 1801 года206.Столкнувшись лицом к лицу с возможностью злоупотреблений состороны губернских властей, буквально через месяц 11 октября 1801 годаимператор издает акт о запрещении начальникам губерний приниматьподарки, которые чаще всего представляли собой завуалированную взятку(позднее подобные запреты были распространены и на более мелкихчиновников207). Кроме того, губернаторы своим собственным примером инаставлениями должны были искоренять в сельских и городских обществахэто “для них самих вредного и ни малой пользы не приносящееобыкновение”208.
Также в их компетенцию отныне входила необходимость205ПСЗ. I. T. XXVI. №19.458.ПСЗ. I. Т.XXVI. №19.999.207РГИА, ф. 446, оп. 3, ед.хр. 6, лл.1-5.; РГИА, ф. 733, оп.1, ед.хр. 413, лл. 1-5.208ПСЗ. I. Т.XXVI. №20.030.206108обеспечить строгий надзор за тем, чтобы городские и общественные суммыупотреблялись только на установленные законом нужды.Всвязисоткрывшимисяфактамизлоупотребленийвысшихдолжностных лиц губерний (например, Тамбовского губернатора И.П.Бахметева в 1801 году209), была проведена сенатская ревизия ряда губернийРоссийской Империи. В 1802 году в Калужской губернии после следствиясенатора Г.Р.















