Диссертация (1173646), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Т.XIII. №9989.ПСЗ. I. Т.XII. №9253.171ПСЗ. I. Т.XI. №8558.172ПСЗ. I. Т.XV. №10.980.17096октября 1760 года, по которому воеводы могли пребывать на службе не болеепяти лет.173Такимобразом,видим,чтововторойчетвертиXVIIIв.противодействие взяточничеству на государственном уровне имело место, нов силу различных причин, в первую очередь частой смены правителей иизменения политических курсов не стало единой и продуманной политикойтогдашнего российского государства.
С развитием российского абсолютизмаособое место на вершине государственной власти занимает системафаворитизма,сыгравшаявесьмазначимуюрольвпроцветаниивзяточничества. Надежды на конструктивные изменения в этой областипоявились у современников с восхождением на престол Екатерины II.173См.: ПСЗ. I. Т.XV. №11.131.97§ 3. Борьба со взяточничеством в Российском государствепри Екатерине II.В период правленияЕкатерины II уделялось самое пристальноевнимание борьбе с корыстными злоупотреблениями по службе, в том числе исо взяточничеством.
Буквально с первых дней своего восшествия на престолимператрица определила ведущее направление своей будущей политики:“…Наше главное попечение будет изыскивать все средства к утверждениюправосудия в народе.”174ЕкатеринаВеликаявменяласебе“задолгнепреложныйинепременный” объявить в народе до какой степени возросло лихоимство вгосударстве, где “иногда нищего делают богатым, а богатого нищим.”175Одним из первых законодательных актов, подписанных Екатериной II,стал Именной указ от 18 июля 1762 г.
“Об удержании судей и чиновников отлихоимства”. Этот указ как нельзя лучше демонстрирует основныеизменения в политике российского государства в области борьбы с взятками.Екатерина I была потрясена тем, что для получения взяток можетисподволь использоваться даже ее имя. Так, регистратор Новгородскойгубернской канцелярии Яков Ренбер был обвинен в том, что, приводя кприсяге на верность императрице простых людей, “брал и за то с каждогосебе деньги, кто присягал”. Екатерина II была возмущена этим фактом, иРенбера сослали на каторжные работы и вечное житье в Сибирь.
Екатерина IIподчеркнула, что такое наказание последовало “по единому только ещеНашемуматернемумилосердию;ибоонзатакоеужасное,хотямалокорыстное, преступление, праведно лишен должен быть живота.”176174ПСЗ. I. Т.XVI. №11.616.ПСЗ. I. Т.XVI. №11.616.176ПСЗ. I. Т.XVI. №11.616.17598Несмотря на все принятые меры, в 1764 году стал известен похожий случайотносительно коллежского ассесора и канцеляриста Бочерова177.Тем не менее, общая направленность политики Екатерины II в этойсфере была гуманной.
Как указывала сама правительница, ее сильноеупование на Бога “и природное великодушие” не лишали ее надежды на то,что многие почувствуют в своей совести “некоторое обличение”. В этом жеуказе Екатерина II призывала не отрицать на суде “прежних поступок, ежелион ими заражен был.” Но вновь подчеркивалось, что если “в сердцах ихокаменелых и зараженных сею пагубною страстию”, не шевельнется стыд ираскаяние, то проявлений милосердия больше не будет и обвиненных влихоимстве будет ждать суровая кара, т.к. при вступлении на престолимператрица обещала “милость и суд Богу и народу”.178Очереднымдоказательствомповоротавправовойполитикегосударства во второй половине XVIII века явилась амнистия, дарованная вчесть коронования императрицы.
По этому случаю был издан Манифест от22 сентября 1762 г. В соответствии с положениями этого акта отпускаласьвина “приличившимся в лихоимстве, взятках и грабежах, по 18 июля” 179 1762года. Иными словами, взяточничество, имевшее место до 1762 года не влеклоникакой юридической ответственности для виновных.Учитывая подобную направленность действий правительства вотношениивзяточников,невызываютудивленияиосновныегосударственные меры по борьбе со взятками, проводимые Екатериной II –повышение жалования чиновникам и кадровая политика, имеющая цельюнаполнение присутственных мест достойными людьми.
Именно этимероприятия, а не пытки, казни и конфискация имущества, по мнениюимператрицы, должны были принести ощутимые результаты.177ПСЗ. I. Т.XVI. №12.233.ПСЗ. I. Т.XVI. №11.616.179ПСЗ. I. Т.XVI. №11.667.17899Желаяулучшитьматериальноеположениедолжностныхлиц,Екатриной II был издан указ от 13 февраля 1763 года180, в которомсодержались нормы, увеличивающие суммы, получаемые чиновниками засвою службу. Положения о достойном содержании чиновников развивалисьи в других указах, т.к. не получая жалования, чиновники “принужденно длясвоего пропитания в преступление входят”181.По штатам 1763 г. годовой оклад канцелярского служителя (копииста)составлял: 30 руб. в уездных и 60 руб.
в губернских учреждениях, 100-150руб. в центральных и высших учреждениях. При низких ценах на продуктыпитания и прежде всего на хлеб, стоивший 10-15 коп. за пуд182, такоежалованье не было нищенским. О том, что новые оклады действительнообеспечивали скромное, но честное существование, неоднократно упоминалисовременники в своих мемуарах. Высшие чины, возглавлявшие центральноеи местное управления, были приближены к трону и, помимо денежныхокладов, щедро награждались землей и крепостными крестьянами, что вкакой-то мере предотвращало крупные злоупотребления.По оценке Ю.В. Готье, нужно "отдать справедливость стараниямЕкатерины II": в начале царствования ее сотрудники "старались возвыситьморальный уровень администрации не только приманкой повышенныхокладов или угрозой тяжелых наказаний ослушникам законов; онистремились вселить в них более возвышенное представление о самих себе, обих задачах и обязанностях"183.Однако основной своей задачей в искоренении взяток Екатерина IIставила качественное изменение чиновничьего корпуса путем привлеченияна службу людей честных, образованных и достойных184.
Положения этих180ПСЗ. I. Т.XVI. №11.753.ПСЗ. I. Т.XVI. №12.259.182Л.Ф. Писарькова. К истории взяток в России (по материалам “секретной канцелярии”кн. Голициных) // Отечественная история. – 2002. - №5. – С.36.183Там же.184ПСЗ. I. Т.XVI. №11.946; ПСЗ. I. Т.XX. №14.557.181100актов носили в основном рекомендательный характер.
Например, в указе от28 мая 1781 года говорится о необходимости “Советнику таможенных делнадзирать,чтобытутупотребляемыбылилюдиисправныеибеспорочные”185.Особого внимания заслуживает Манифест от 15 декабря 1763 года.Упоминая о применении в прошлом строгих наказаний для взяточников,Екатерина II приходит к выводу о неэффективности данных мер. Причиныэтого императрица увидела в том, что к делам определялись людинеобразованные и неспособные, а также то, что служащие были лишенывсякого жалования.Императрица приходила в крайнее раздражение, получая новыесведения о том, что вымышлялись самые различные способы введения взаблуждение обывателей и таким образом получения от них пропитания иприбытков.
Многие чиновники подобными злоупотреблениями наживалибольшие состояния, подвергая население крайнему изнурению186.Таким образом, чтобы искоренить “упомянутую гибель” Екатерина IIрешила “все Судебные места наполнить достойными в знании и честнымилюдьми” и наделить их достаточным жалованьем. Однако, при всейгуманности проводимой политики, была также и возможность применения квиновным самых строгих мер, вплоть до смертной казни.
Те, кто “презрятаковые к себе щедроты”187, все-таки продолжал заниматься лихоимством,брать взятки и принимать различные подарки, утесняя просителей, рисковалисобственной головой.В целом Екатерина указывала на обязанность всех без исключениячиновниковделаолихоимствесчитатьнепростоважными,но185ПСЗ. I.
Т.XXI. №15.161.ПСЗ. I. Т.XVI. №11.988.187ПСЗ. I. Т.XVI. №11.988.186101разрушающими государственный строй, рассылая в больших количествахсоответствующие инструкции188 и напоминания.Как видим, многие указы Екатерины II в сфере борьбы со взяткамиимели значение увещеваний и были призваны воздействовать на умы исердца чиновников.
Эта политическая линия была намечена еще в началеправления Екатерины II указом от 17 февраля 1763 года “Об обращениивпадших в преступления, больше увещеванием, нежели строгостию, и онепроизвождении пыток в приписных городах”189. В Уставе благочиния, илиполицейском от 8 апреля 1782г. содержалось запрещение “всем и каждому вгороде” брать взятки под угрозой наказания: “Буде кто чинить лихоимствоили взятки, того отослать к Суду”190.Как показала дальнейшая практика, увещевания своей цели достигалидалеко не всегда. Взяточничество при сборе рекрут, которое имело большуюраспространенность в правление предшественников Екатерины, оставалосьпо своим масштабам на прежнем уровне. Поэтому в 1766 году последовалоопубликование Генерального учреждения “О сборе в Государстве рекрут и опорядках, какие при наборах исполнять должно, также и о штрафах инаказаниях, кто, как в приеме, так и в отдаче неистиною поступать будет.”191При эпидемии моровой язвы (чумы) был издан Манифест от 9сентября 1771 года, который свидетельствовал о том, что при переводезаболевших людей на карантин были нередки случаи всевозможноговзяточничества и лихоимства.192Большуюпроблемупредставлялособойвзяточничествопримежевании земель.
Хотя в 1775 году был издан указ “О немедленномрассмотрении и решении дел по жалобам, вступающим на Землемеров в188См.: ПСЗ. I. Т.XVII. №12.459; ПСЗ. I. Т.XVII. №12.659; ПСЗ. I. Т.XVII. №12.537.ПСЗ. I. Т.XVI. №11.759.190ПСЗ. I. Т.XXI. №15.379.191ПСЗ. I. Т.XVII. №12.748.192См.: ПСЗ. I. Т. XIX. №13.653.189102непорядочных их поступках”193, но, как видим, он оказался неэффективным.В Рапортах Правительствующего Сената от 21 октября 1779 года былизафиксированы многочисленные случаи принятия взяток при межеванииземель. Например, в Костроме землемер Захаров обвинялся в том, чтотребовал себе стол, “то есть харч и напитки, к тому ж на взятки лаком, а кмежеванию неусерден, да и при межевании с поверенными и работнымилюдьми обходится сурово и дерется бесчеловечно”. При расследованиивыяснилось, что в первый же рабочий день землемер “перебил работныхлюдей человек до 15”, чем вынудил “поднесть ему империал, холсты ипрочее”.















