Институциональные условия и особенности функционирования анархо-капиталистической экономики (1142365), страница 20
Текст из файла (страница 20)
142-146].108Сомалийское правительство также направляло значительные инвестиции ввоенно-промышленный комплекс. Помимо необходимости в снаряжении армиидля войны с Эфиопией в 1977-1978 гг., по приказу Барре были сформированыслужбы государственной безопасности (Национальная Служба Безопасности,Пионеры Победы) для обнаружения и уничтожения политической оппозиции.
Впервое десятилетие после установления режима Барре, военные расходы всреднем увеличивались на 9 процентов в год и стабильно превышали совокупныерасходы на здравоохранение и образование. В период с 1970 по 1979, импортвооружения Сомалийским правительством составил примерно 660 миллионовдоллларов. При этом, численность служб государственной безопасностиувеличилась с 4 тыс. человек до 54 тыс.
человек. Для поддержания существенныхрасходов на подавление оппозиции и поддержания затратных проектов дляполитических союзников, Барре прибег к инфляции, что привело к ежегодномуобесцениванию сомалийского шиллинга на 100 процентов в период с 1983 по1990. Помимо этого, за счет кредитов от международных организаций к середине1985 года государственный бюджет наполовину состоял из международнойпомощи, а к 1987 - более чем на 70 процентов [129, p.
202-203]. Исходя из этихфактов, можно уверенно констатировать, что издержки GC Сомалийскогогосударства были несоразмерно высокими.Подобная политика привела к нехватке ресурсов для адекватногопредоставления общественных благ, расходы на которые в период с 1988 по1989 год составили всего лишь 1 процент от ВВП [135, p. 2027-2030]. По оценкеООН, уровень грамотности в Сомали на начало 1990 года не превышал24 процентов населения, 75 процентов населения было заражено кишечнымипаразитами, а уровень потребления калорий на душу населения был одним изсамых низких во всем мире. Единственным способом получения общественныхблаг хотя бы низкого качества был черный рынок [129, p. 106-112].Неформальный сектор предоставлял кредиты и финансирование, посколькуофициальныезаймывыдавалисьисключительногосударственнымпредприятиям и политическим союзникам Барре.
В связи с этим, можно109заключить, что значение GB было на недостаточном уровне, чтобыкомпенсировать GC.В связи с подобной репрессивной политикой и уничтожением экономикиСомали, в январе 1991 режим Барре был свергнут, после чего в стране наступилаанархия. На протяжении последующих двух лет, различные фракции вели войну,пытаясь безуспешно установить контроль над страной. В 1992 году попыткиООН восстановить государственный аппарат в Сомали также не увенчалисьуспехом. К середине 1990-ых, в регионе установилась относительно мирнаяобстановка.До2006года,когдапопыткавосстановитьцентральноеправительство привела к новой волне насилия, конфликты были локальны и невыходили за рамки мелкомасштабных стычек [141, p. 1].С нашей точки зрения, восстановление рыночной экономики, а также рядинституциональныхусловийпозволилипеременнойABприниматьотносительно высокие значения.
После коллапса государства, сомалийцыиспользовали существовавшую на протяжении тысячелетия систему кланов итрадиционного права, благодаря которой они смогли улучшить своеблагосостояние в анархо-капиталистической экономике.Сложность установления любой длительной формы контроля наднаселением Сомали может быть связана с тем, что для сомалийцаприверженность к своему клану имеет большее значение, чем приверженность клюбому политику. Даже режим Барре не смог уничтожить институт кланов,который, после свержения диктатора, стал еще сильнее, заполнив собойполитический и административный вакуум. Клановая система в данном случаепредставляетсобойпримеринституциональнойинерции,аналогичныйприведенному во второй главе.Система кланов Сомали довольно гибкая и любой индивид по достижениюсовершеннолетия свободен выбирать между кланами.
Подобная практикаособенно распространена в густонаселенном юге региона, где в некоторыхкланах численность принятых извне превышает численность имеющих кровнуюсвязь с основателем клана [51, p. 20].110Сомалийцы могут менять кланы при поиске услуг защиты и поддержанияправ собственности, для заключения брака, для поиска работы и иныхпотребностей. Процесс формального вступления в клан называется шеегад[51, p. 80]. Индивид при этом должен предать свои намерения огласке, астарейшины клана – определить условия для вступления, которые обычносостоят из денежного взноса, либо дара в виде живого скота или участия вцеремонии, проведение которой также требует денежных средств [101].
Этоявляется условием ex ante инвестиции, которое было затронуто во второй главеданной диссертации. Тем самым, кланы принимают в свои члены только людей,изначально настроенных на кооперацию и реализацию экономическихпреимуществ в долгосрочной перспективе.Фактически, любой сомалийский клан представляет собой аналогстраховой фирмы. Методы урегулирования диспутов и минимизации насилия вклане обеспечиваются с помощью системы традиционного права хеер, котораяустанавливает общественные правила относительно разрешения конфликтов ииспользования ресурсов, проведения свадеб и т.д. Судьями при этом обычностановятся главы кланов без требования формального образования.
Они такжене могут создавать закон и лишь интерпретируют обычаи, существующие вобществе.Система хеер концентрируется на выплате компенсаций жертвам, а не нанаказании преступников. Типичные размеры компенсаций приведены втаблице 15:Таблица 15 – Размеры компенсаций в системе права хеерУбийство мужчины60-70 верблюдовУбийство женщины30-35 верблюдовПотеря руки40 верблюдов за правую руку, 30 за левуюИзнасилованиеКоличество верблюдов зависит от преступника и жертвыВоровствоКомпенсация в два раза выше стоимости украденногоСлучайный ущербКомпенсация в размере стоимости поврежденного имуществаИсточник: составлено автором по: Van Notten [204, p.
69-71].Вслучае,еслисудьявыноситвердикты,несоответствующиеобщепринятым нормам и чувству общественной справедливости, то к егоуслугам больше не прибегают. Суды могут существовать не только внутри111кланов, но и в городских центрах, благодаря инвестициям успешныхпредпринимателей, которые получают существенную выгоду от наличияданного вида услуг [204, p. 38-66].Если преступник не имеет возможности выплатить жертве компенсацию,то за него платит его клан, выполняя де факто функции страховой компании. Приэтом, клан обычно налагает на преступника ряд санкций и требует материальныхгарантий будущего соответствия общественным нормам.
Тем самым, клансомалийцаберетвоспитательнуюфункциюнасебя,вотсутствиигосударственных тюрем и иных исправительных учреждений. Если индивидпродолжает общественно деструктивное поведение, клан может провозгласитьего вне закона. Когда конфликт возникает между членами различных кланов, товердикт должен быть согласован между старейшинами. В случае, когда этоневозможно, происходит обращение к старейшине третьего клана, чье решениебудет финальным.
Обеспечение выносимого вердикта в такой ситуации частотребует предварительного соглашения между сторонами [204, p. 65].Несмотря на ряд сложностей в системе права хеер, она представляет собойсущественное улучшение по сравнению с государственными судами при СиадБарре, которые в основном использовались для репрессий по отношению ксомалийским гражданам.
Коррупция и политическое давление приводили кслучайным обыскам, арестам, а также отсутствию справедливых вердиктов. Всвязи с этим, общественная польза от государственной системы права в Сомалибылаотрицательной.предоставленияуслугНовследствиеправопорядкагосударственногопосредствомколлапсачастныхиинститутов,сомалийцы могли взаимодействовать в более предсказуемой и стабильнойобстановке в период с 1991 по 2006 годы.Однако функционирование анархо-капиталистической экономики вСомали обеспечивало и объективные экономические выгоды. Чтобы показать,чтосуществованиевподобнойсистемебылонетольковопросоминституциональной инерции, а рациональным решением, мы можем детальнорассмотреть ключевые экономические показатели в стране в период отсутствия112политических институтов. Таблица 16 показывает ключевые индикаторыэкономического развития Сомали в последний год при государстве Сиад Барреи в последний год при анархо-капиталистической экономике.Стоит обратить отдельное внимание на то, что данная статистикаприведена такими всемирными организациями как ООН и UNICEF.
Несомненно,статистические данные показывают страну с высоким уровнем бедности, но приэтом, все из приведенных показателей демонстрируют улучшение в условияханархо-капиталистической экономики по сравнению с государственнымрежимом Барре.Таблица 16 – Ключевые индикаторы экономического развития Сомали в 1991 и 2006 годахИндикатор19912006ВВП на душу населения (в97275американских долларах2017 г.)ПИИ (в американских-15000096000000долларах 2017 г.)Ожидаемая46,3751,49продолжительность жизниКоличество терапевтов на0,64100,000 человекКоличество школ6001172Детская смертность (на221,83160,601000 детей до 5 лет)Процент населения,2130использующийулучшенные источникипитьевой водыКоличество абонентов6,33мобильной сотовой связина 100 человекПроцент населения1,10использующий интернетИсточник: составлено автором по данным UNdata [175-181], World Health Organization [102],UNICEF [67].Помимо ключевых экономических индикаторов, также необходиморассмотреть самые значимые успехи в экономике Сомали за период с 1991 по2006 годы.
Как было показано ранее, режимом Барре скотоводство было побольшей части разрушено. Данная отрасль получила существенное развитие вусловиях анархо-капиталистической экономики и снятия жестких формальныхограничений. Даже до коллапса государства, скотоводы должны были113полагаться на неформальные институты, кровные связи и систему традиций,чтобы получить доступ к рынкам. В период анархии эта зависимость усилилась.Торговля скотом как внутри Сомали, так и с соседними странами - Эфиопия,Джибути и Кения контролируется кланами, которые живут по обе стороныграниц и взаимодействуют на постоянной основе. Кланы формируют торговыекоридоры, внутри которых происходит торговля и скотоводам предоставляютсяуслуги защиты.
Межграничная торговля с Сомали не признается законнойнекоторымигосударствами,вследствиечеговторговлевозникаютопределенные сложности. Также, на торговлю скотом влияют запреты из-залихорадок [125, p. 3].Но несмотря на данные сложности, экспорт сомалийского скотасущественноувеличилсякапиталистическойзаэкономики.времяСогласнофукнционированияработамЛиттла,анархосовокупноеколичество проданного из Сомали скота по всей Кении увеличилось с 33 тысячв 1991 году до 110 тысяч в 2002. Эти данные представлены в таблице 17.Таблица 17 - Количество экспортированного скота из Сомали в Кению с 1991 по 2002 годыГодКоличество проданногоскота199133449199265127199367076199462351199580795199686400199790701199810159019999170020007766320011082102002110000Источник: составлено по Little [125, p.
5].Стоимость в долларахСША (1999 года)36185735038188667521877938751100321011783580102723078802892-Помимо системы хеер, торговля скотом обеспечивается брокерами –дилаал, которые предлагают свои услуги как для покупателя, так и для продавца.Их другая, не менее важная задача, заключается в проверке того, что животныене были украдены. В противном случае, они несут ответственность за своюнеправильную оценку.















