Институциональные условия и особенности функционирования анархо-капиталистической экономики (1142365), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Большие высоты, холмистаяместность и густая растительность увеличивают издержки установлениягосударства в Зомии. В низменных регионах юго-восточной Азии, транспортныеиздержки и издержки сбора налогов исторически были существенно ниже, чтоспособствовало развитию государств именно в этой местности [19, с. 57-58]. Сдругой стороны, китайские чиновники династии Тан в 860 году и позднеебританские колониальные чиновники в 1892 году, столкнулись с крайневысокими транспортными издержками в Зомии.
В монографии Скоттасодержится отчет одного из британских военных офицеров относительноэкспансии в Зомию. В частности, им упоминаются труднопроходимые горныетропы, идеальные для засад и удаленные друг от друга компактные деревни,окруженные густыми джунглями [19, с. 43-47].При этом, индивиды, населяющие Зомию, не были пассивными остаткамипримитивных сообществ, находящимися в данном положении из-за ихизначального географического расположения. Индивиды активно покидалипределы государств в поисках Зомии.
Переселение в труднопроходимую область84функционировало как активный географический механизм, увеличивающийиздержки расширения территории государства и предотвращающий егоэкспансию. Сообщества целенаправленно выбирали и конструировали своюсреду обитания таким образом, чтобы армии, бандиты и государственныечиновники не имели возможности добраться до них без существенных издержек[19, с.
149-151]. Однако антропологи и историки скептически относятся и кбудущему Зомии как безгосударственной территории ввиду стремительногоразвития транспортных и инфраструктурных технологий, которое приводит кпостепенной неэффективности географического компонента.Население Зомии на протяжении многих веков занимается производствомс помощью методов, усложняющих государственную апроприацию. Типичнойэкономическойдеятельностьюраннейюго-восточнойАзииявлялосьвыращивание риса на заливных полях.
Эта деятельность была сопряжена сналичием плоского ландшафта и требовала существенных трудовых затрат. Приэтом, количество производимого риса могло с легкостью измеряться иоблагаться налогом. Рис для азиатских государств являлся идеальнойсельскохозяйственной культурой, поскольку издержки его сбора в виде налоговбыли минимальными.В Зомии же изначально превалировало уже упомянутое выше подсечноогневое земледелие с широкой селекцией культур.
Эти сельскохозяйственныекультуры приспособлены к горной местности Зомии, имеют ремонтантность дляобеспечения малого, но непрерывного урожая, высокий уровень роста, большойвес и возможность эффективного сокрытия путем созревания под землей[19, с. 195-205].Процесс глобализации в средние века увеличил экономическую выгоду отподсечно-огневогоземледелияиразведениякультур,способствующихуклонению от государства. Особенно этому способствовал импорт кукурузы вюго-восточную Азию в XV веке.
Земледельцы Зомии быстро освоили этузерновую культуру ввиду малых затрат труда и земли на ее посев, стабильногоурожая,высокойкалорийностиивыживаемостипосевавместных85климатических условиях. Импорт новых культур подобного вида создавалэкономическую мотивацию для переселения из государств на территориюЗомии.Подсечно-огневое земледелие также давало бóльшую производительностьна единицу труда. Обычно, в юго-восточной Азии труд был более редкимфактором производства по сравнению с землей, и подсечно-огневое земледелиепозволяло нивелировать данное различие. Согласно Скотту, разнообразиесельскохозяйственных культур, расселение на возвышенностях, меньшаяконцентрация населения и более мобильный вид жизни при подсечно-огневомземледелии означали лучшее питание и большую продолжительность жизни длянародов Зомии по отношению к ближайшим государствам [19, с.
178-180].Всовременноммире,транснациональныекорпорациииспользуютпроизводственный механизм, аналогичный подсечно-огневому земледелию.Корпорация может перенести производство из одной юрисдикции в другую,чтобы избежать высоких налоговых ставок. Тем самым, современные компаниифактически практикуют древнюю традицию народов Зомии в корпоративныхмасштабах.Экономическаяхозяйством.МногиеактивностьнародыЗомиизанималисьнеограничиваласьторговлейссельскимгосударствами,находящимися в низменностях. Ключевыми товарами при этом были кофе, чай,табак, хлопок и опиум. Также, народы Зомии были вовлечены в международнуюторговлю с VIII века н.э., поставляя торговцам специи, лекарственные травы иароматическую древесину [19, с. 197-199].Способы производства играли особую роль в противостоянии государствудля народов Зомии.
С их помощью, сообщества не только избегалиналогообложения, но и приобретали сравнительные преимущества в торговле иулучшали свое экономическое благосостояние. Согласно Скотту, на протяжениимногих веков Зомия была более безопасной областью, чем ближайшиегосударства и предоставляла большую защиту от рабовладельцев, бандитов ивойны.86К институциональной инерции располагает и культура народов Зомии.Многие народы Зомии позиционируют себя как потомки пострадавших от гнетагосударства индивидов, а также интегрируют идеологию противостояниягосударству в свою культуру посредством мифологии, языка и религиозныхобрядов.Народ Качин обладает подобной децентрализованной общественнойструктурой. Согласно заметкам в газетах Мьянмы, несмотря на кажущеесяотсутствие сопротивления вождей Качин британским чиновникам, каждаядеревня все равно сохраняла свою независимость и признавала авторитет толькосвоего вождя.
Но при этом, суверенитет личности оставался за каждыминдивидом Качин. В случае, если индивид был недоволен вердиктами вождя, онопокидал деревню и обосновывался в другом месте [19, с. 211-213].Социальная структура народа Качин состоит из двух различных систем.Первая из этих систем называется «гумлао», в которой отрицается власть иклассовые различия, но при этом на индивидуальном уровне превалируетсистема репутации. Вторая система называется «шан», в которой большезначения имеет социальный статус и авторитет вождей. Но при этом, некоторыедеревни синтезируют элементы из гумлао и шан, превращая их в новую систему«гумса», в которой совмещаются социальная иерархия и анархические идеалы.Согласно документам британского чиновника, деревни гумлао по своейсоциальной структуре напоминали маленькие республики, в которых избранныйжителями вождь был номинальной фигурой без права наследования власти, и немог регулировать действия деревенских жителей.
При этом, противостояниелюбой системе формального управления в культуре гулмао было настолькоявным, что вождей, пытающихся превысить свои полномочия, изгоняли издеревни с позором.Многие народы Зомии интегрировали идеологию противостояниягосударству в свою культуру. В легендах и сказаниях малых народов Зомии –Лису, Лаху и Акха, индивиды, избегающие контроля государства, преподносятсякак герои. Хмонг интегрировали антигосударственную идеологию в свою87мифологию.
В их легендах часто присутствует лейтмотив о том, что основнаягордость народа исходит из его свободы и неплатежа налогов чиновникам.Культура народа Ва тоже содержит в себе элементы противостояниягосударству. Одним британским чиновником были задокументированы словавождя Ва о том, что быть Ва – значить быть независимым человеком, свободнымот авторитарного контроля [19, с. 216-218].Религиозная диверсификация является еще одним институциональныммеханизмом, лимитирующим контроль государства. Британские колониальныечиновники пытались установить контроль над народом Чин в XIX веке, путемназначения собственных вождей в их деревнях.
В результате этого возниксинкретическийкультПауЧинХау,которыйотвергалпроводимыегосударственными вождями пиршества и провозглашал частные пиршества каксвященные, что позволяло народу Чин игнорировать формальные декреты исохранять собственную социальную структуру [115].Согласно Ротбарду [17], государство не может применить насилие ковсему населению, поэтому для обеспечения контроля государство должноубедить индивидов в необходимости своего существования. При отсутствииданной идеологии, индивиды не будут подчиняться налогообложениюдобровольным образом и издержки установления государственной властисущественно увеличатся.
Многие народы Зомии включали в свою культуруэлементы противостояния государству, что в свою очередь, предотвращалораспространение государственной идеологии и ее последующего развития, чтоспособствовалоустойчивостианархо-капиталистическойэкономикивдолгосрочной перспективе.Основнойцельюкапиталистическаяэтогоэкономикаподпунктаможетбылопоказать,функционироватьначтоанархо-протяжениидлительного времени благодаря институциональной инерции. В регионе Зомияэто явление поддерживается за счет институционального ядра с особымигеографическими, экономическими и культурными компонентами.
АнализЗомиипоказываетважностьинститутовиихинерцииванархо-88капиталистическом контексте, но при этом вызывает ряд дополнительныхвопросов, к примеру, о рациональности подобного существования и офактическом отсутствии экономического прогресса в данном регионе. Однако,исследование данных проблем не является ключевой задачей этой диссертации.89ГЛАВА 3УСЛОВИЯ, ГРАНИЦЫ И УРОВНИ ЭФФЕКТИВНОГОФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АНАРХО-КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙЭКОНОМИКИВо второй главе мы показали, что определенные институциональныеусловия способны предотвратить гоббсовский коллапс общества. Даже принедостаточности базовых механизмов саморегулирования, индивиды способныобеспечить равновесие в анархо-капиталистической экономике. Используяконцепцию институциональной инерции Д. Норта, мы также смогли объяснитьвозможность долгосрочной стабильности данной системы.Но при этом, возможно предположить, что индивиды существуют ванархо-капиталистической экономике не по своей воле, или же полностью неосознают структуру выгод и издержек тех обстоятельств, в которых онинаходятся.
Это может привести к потенциальному трактованию любогодлительногоотсутствияформальныхинститутовкакиррационального.Рациональные индивиды всегда предпочтут государственное устройствообщества, которое позволит достичь большего уровня экономическогоблагосостояния. Подобный аргумент требует более детального исследованияреальнойэффективностиирациональностианархо-капиталистическойэкономики.Для этого мы прибегнем к построению простой модели. В рамках этоймодели мы попытаемся определить в каких теоретических ситуацияхрациональныеиндивидымогутпредпочестьанархо-капиталистическуюэкономику. Предположим, что GB – это общая социальная выгода для индивидовпри государственном обеспечении экономической деятельности.
Значение GBзависит от того, насколько государство эффективно обеспечивает сохранностьчастной собственности, способствует развитию сложных торговых отношений,а также обеспечивает необходимый уровень общественных благ. В таком случае,90индивиды могут полностью реализовать преимущества от экономическогосотрудничества.Также, для обеспечения своей эффективности, издержки государства – GC,должны быть меньше, чем выгоды от существования данного политическогоинститута.















