Институциональные условия и особенности функционирования анархо-капиталистической экономики (1142365), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Установление подобного рода монополии72требовало бы существенной и долгосрочной силы доминирующего каравана дляустранения всех своих конкурентов.Тем самым, мы показали, что даже в ситуации, когда одна из сторонобладает монополией на военные технологии, индивиды все равно могутвзаимодействовать на мирной основе. Используя условие торговли в кредит,более слабая сторона может изменить структуру выгод и издержек от насилияболее сильных индивидов и реализовать все преимущества от торговли.Несмотря на то, что слабые индивиды не могут избежать взаимодействия синдивидами, обладающими сравнительным преимуществом в силе, они могутотказать им в торговле, поскольку требуемых сильными индивидами благ еще несуществует.
Торговля на кредитной основе в данных условиях помогаетодновременно снизить риск при взаимодействии с незнакомыми агентами иреализовать торговые отношения с индивидами, которые готовы заплатитьпремию за ожидание товаров в будущем.Также, можно рассмотреть дополнительный сценарий для анархокапиталистической экономики, когда в условиях конфликта одна сторонаспециализируется исключительно на бандитизме.
Даже в такой ситуациииспользование финансовых инструментов способствует реструктуризациивыгод и издержек от конфликта. Каперство можно определить как формуморского разбоя, на которое государство предоставляло свое официальноеразрешение путем выдачи каперского патента.
Этот документ наделял частныйкорабль полномочиями захватывать торговые суда тех наций, с которымивыдающее патент государство находилось в состоянии войны. Специфическаяконструкция каперских кораблей с уменьшенным грузовым отсеком и узкимкорпусом не позволяло им заниматься иными видами мореплавательскойдеятельности. Тем самым, единственным источником дохода для каперовявлялся успешный захват торговых кораблей [190, p.
1].Государства при этом строго регулировали деятельность каперов. Откапера требовалось доставить в порт своей страны свое судно, но также всю егокоманду в целости и сохранности. Государственные суды, выдающие награду73каперам, требовали доставить им капитана судна и его помощников, при этомвыслушивая их показания. Если пленные свидетельствовали о жестокомобращении, то суд мог лишить капера не только награды и каперского патента,но также и арестовать его [190, p.
2].Нонесмотрянаконтрольдеятельностикаперовгосударствами,взаимодействия между торговыми судами и каперами происходили в рамкаханархо-капиталистической экономики, так как в рассматриваемый нами периодвремени не существовало надгосударственных организаций, регулирующихвзаимодействия индивидов в открытом море. Заключение контракта являлосьдобровольным экономическим действием, что также вписывается в термин«капитализм» согласно определению, данному в первой главе.Деятельность каперов, как и любая форма разбоя, являлась неэффективнойс общественной точки зрения. Насилие приводило к существенным издержкампри конфликте между капером и торговым судном [170, p.
262-264]. Издержкиповышались следующим образом [185, p. 127-147]:1) Капер нес издержки, если торговый корабль решал сопротивляться илиуплыть от преследования. Даже с учетом боевого превосходства каперов надторговыми суднами, слабый корабль мог попытаться оказать сопротивление, чтов процессе конфликта могло привести к повреждениям каперского судна ифатальным последствиям для его команды. Требование достойного содержанияпленных и необходимость доставки корабля в порт своего государства такжеповышали расходы каперов. Им нужно было тратить провизию на своихпленников, снижая собственные запасы и увеличивая потребность в ихпополнении. Наконец, пленники могли поднять бунт на корабле и захватить его.2) Инвестиции в защиту от нападения каперов снижали экономическиевозможности торговых кораблей.
Пушки занимали место экспортируемых благи замедляли судно своим дополнительным весом. Наличие более острогокорпуса корабля снижало его грузоподъемность и подрывало стабильность суднав дальнем плавании. Объединение кораблей в конвои также было затратным итребовало координации дат отплытия, маршрутов и остановок. Наконец,74подобные инвестиции повышали транспортные издержки и уменьшаликоличество торговых кораблей в целом.3) Конфликт обращался для обоих сторон невосполнимыми потерями, врезультате чего общество лишалось существенного количества ресурсов дляпотребления и производства.Всовокупностиэтифакторыпобуждаликаперовиторговцевминимизировать издержки конфронтации.
Для этого каперами была разработанасистема контрактов для заключения сделки с торговым кораблем, при которойкапер мог за определенную плату отпустить его [190, p. 3-4].Для капера цена выкупа должна была превосходить чистую выгоду отнападения, с учетом упомянутых ранее издержек. Для торговца же цена,предложенная в контракте, должна была ниже ожидаемых потерь при морскомбое.
В таком случае, договор был взаимовыгодным. Обычно, владелец кораблявыплачивал выкуп, равный половине стоимости товаров на судне. Но безвозможности заключения контракта, он мог потерять весь имеющийся у неготовар. Тем самым, подобное соглашение предотвращало полное уничтожениекорабля, его команды и ценного груза.Когда обе стороны договаривались о приемлемой цене, они подписываливексель, обозначающий условия договора и обязывающий владельца торговогокорабля заплатить каперу указанный денежный выкуп. Капитан корабля такжеполучал копию векселя, которую он мог предъявить другим каперам в случаеповторного нападения на свой корабль, чтобы беспрепятственно продолжитьсвое плавание до указанного в документе порта.Однако при этом, выкупные контракты должны были удовлетворятьследующие условия:1) Транзакционные издержки должны были быть минимальными.Языковой барьер между капером и торговым кораблем являлся основнымисточником трансакционных издержек и мог сделать заключение контрактаневозможным.
Для таких ситуаций каперы перед отплытием создавали шаблонывыкупных контрактов на нескольких языках [157, p. 250].752) Заключение контракта требовало информационной симметрии о боевоймощи своего противника. Торговец должен был знать о численном и военномпревосходстве капера, а капер – уверенным в том, что он нападает на корабльявно слабее своего.
Когда столкновение было неминуемым, капитан торговогокорабля должен был знать о своих малых шансах на победу. Благодарявыполнению этого условия, торговцы часто сдавались каперам, осознавая, чтосоглашение о выкупе минимизирует их издержки. [170, p. 256-259].3) Также, каждая из сторон договора должна была иметь гарантии обисполнении их обязательств. С одной стороны, торговый корабль должен былбыть уверен в своей сохранности на пути в порт назначения, указанного вконтракте.
Гарантию безопасности каперу обеспечивали государственные суды,путем присвоения награды только за первичный захват судна. Тем самым,мотивация к повторному ограблению одного и того же корабля снижалась[170, p. 258-259].С другой стороны, обеспечить получение выкупа от торгового кораблякаперу было более затруднительным. В качестве гарантии исполнения контрактакаперы обычно брали ценного заложника, например, первого помощникакапитана. Договор также содержал пункты, оговаривающие условия, в которыхбудет содержаться пленник.
В ситуациях, когда взятие заложника не имелоэффекта, капер мог присвоить себе корабль должника, если он мог найти егосудно в торговом порту своего государства [190, p. 3-4].Включим стратегию заключения выкупного контракта в игровую матрицувзаимодействий между каперским кораблем (PS) и торговым кораблем (TS).Торговый корабль может: 1) сражаться с капером; 2) сдаться без боя. В случае,если торговец отражает атаку капера и не несет при этом существенныеиздержки, то он получает свою максимальную выплату TSm. Если торговецсдается каперу и заключает контракт о выкупе, то он получает меньшую выгодуTSr, но при этом сохраняет свой корабль вместе с командой и частью груза. Еслиторговый корабль вступает в бой с капером, который готов сражаться, то онполучает выплату TSc, которая отражает его сравнительно небольшой шанс на76победу.
Если же торговец сдается каперу, который нацелен на полный захват, тоон теряет и корабль вместе с грузом, получая лишь TSs. Тем самым, выплаты дляторгового корабля ранжируются как: TSm > TSr > TSc > TSs.У капера также есть две возможные стратегии: 1) захватить корабль;2) заключить договор о выкупе. Когда торговец заключает с капером выкупнойконтракт, капер получает свою максимальную выгоду PSr, поскольку ему ненужно вступать в сражение, а также не нести издержки от содержания пленныхи транспортные издержки от доставки корабля в порт своего государства.Именно эти издержки приводят к тому, что капер получает меньшую выгоду PSs,когда он захватывает торговый корабль без боя, но не заключает контракт. Еслиторговец оказывает каперу сопротивление при захвате корабле, то последнийполучает выгоду еще меньшим размером - PSc.
Эта третья по величине выплатаотражает в себе потенциальное разрушение торгового судна и его груза во времябитвы. Если же торговец оказывает сопротивление каперу и капер не готов кбитве, изначально рассчитывая на спешное заключение торговцем контракта, токапер получает лишь PSm и отступает без какой-либо добычи. Обобщим выгодыдля капера как: PSr > PSs > PSc > PSmОтобразим полный набор стратегий и выплат в таблице 9:Таблица 9 – Матрица выгод торговца и капераТорговецСопротивлениеСдача без бояЗахватPSc, TScPSs, TSsДоговор о выкупеPSm, TSmPSr, TSrКаперИсточник: составлено автором.Равновесие (PSr, TSr) между торговым кораблем и капером установитсятолько в том случае, если выполнены условия минимизации трансакционныхиздержек, информационной симметрии и исполнения контрактных обязательств.Статистические данные в таблице 10 показывают, что заключениеконтрактов о выкупе было довольно распространенным.
Каперы заключиливыкупные договора с 1200 кораблями из 4000 при войне Аугсбургской лиги77[188, p. 224-225], с 2118 кораблями при войне за испанское наследство[198, p. 54] и с 507 кораблями при войне за независимость Соединенных ШтатовАмерики [189, p. 77].Таблица 10 – Количество захваченных каперами судов и число выкупных контрактов во времяряда войн XVII-XVIII вв.ВойнаВойна Аугсбургской лиги:Количество захваченныхКоличество выкупныхкаперами судовконтрактов33009006354211833865071688 – 1697 гг.Война за испанскоенаследство: 1701 – 1714 гг.Война за независимостьСША: 1775—1783 гг.Источник: составлено автором по данным Symcox [188], Syrett [189], Tracy [198].Договора о выкупе находили применение в период XVII-XVIII вв., но онине являлись самым распространенным способом взаимодействия междукаперами и торговцами.
Из-за невыполнения трех упомянутых ранее условий,большинство каперов чаще всего прибегало к обычному захвату корабля,издержки заключения контрактов были слишком высоки, и нередко торговыесудна вступали в неравный бой, переоценив свои силы. Но эти факторы неотвергают нашу гипотезу о том, что индивиды способны творчески использоватьфинансовые инструменты для минимизации насилия даже в условиях войны[28, с. 105-106].В данном подпункте, с помощью инструментария теории игр иисторических примеров, мы выявили те условия, благодаря которым обществоможет минимизировать насилие в анархо-капиталистической экономике.
Приэтом, нами не была поставлена задача показать превосходство анархокапиталистической экономики над государственной. Ни одна системауправления не может устранить насилие полностью и сторонники какгосударственной модели (Таллок), так и анархо-капиталистической (Ротбард)признают этот факт. Но при этом, полученные нами результаты показывают78возможность формирования относительно мирных альтернатив социальноэкономического устройства общества. Рациональность же использования тойили иной системы экономическими агентами будет зависеть от конкретныхисторических и информационных обстоятельств.Можнодопустить,чтонайденные намиусловияабстрактны инеприменимы для современного мира, который представляет собой чрезвычайносложную социально-экономическую систему.















