Аналитическое обеспечение планирования стратегического развития предприятия (1142274), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Аумана и М. Машлера [96]. Они нашлиалгоритмическое определение поиска решения – вектора кооперативной игры,принадлежащегоN-ядру(областиминимизациинеудовлетворенностиучастников). Этот алгоритмический метод был назван «методом Талмуда»,поскольку он основывается на примере разделения наследства по ветхому завету.Следует подчеркнуть, что при стратегическом планировании обычнорассматривают не только разработку самой стратегии, но и последовательность еевнедрения в структуры предприятия. Внедрение подразумевает выстраиваниенеобходимыхструктуруправления,описаниепроцедурирегламентов,направленных на реализацию стратегии.
При этом внедряемые на сегодняшнийдень системы управленческого учета (методологии и программные продукты)есть операционные системы. Важно отметить, что затраты и результаты компаниигруппируютсянетолькопоклассическомувариантуметодологиибюджетирования – по центрам финансовой ответственности [110], но и всовременном, новом варианте – с группировкой по бизнес-процессам [39; 106].Отметимтакжеирядотечественныхнаучныхработ,посвященных28рассматриваемой проблематике. В работе [15] продемонстрирована зависимостькачества стратегического планирования от учета требований стейкхолдеров, аработа [86] предлагает разрабатывать индексы вклада стейкхолдеров (stakeholdervalue index) в стоимость компании.
Из этих работ следует, что учет исбалансированностьпостроениюинтересовстратегическогостейкхолдеровплана,а,приводятсоответственно,кобоснованномукповышениюприбыльности и инвестиционной привлекательности компании, повышениюдоверия к организации, что способствует созданию капитала отношений(relationship capital) и условий устойчивого развития этой компании. Поэтомупервостепенное внимание следует уделять развитию и росту организации сучетом интересов важнейших заинтересованных сторон.
При этом концепцияустойчивого развития предприятия с учетом интересов стейкхолдеров позволяетразличать понятия развития и роста. Экономический рост понимается какколичественное возрастание материальных благ в их физическом размере. Этоподразумевает рост объемов и скорости потоков материальных благ в экономике,рост народонаселения, возрастание запасов произведенных продуктов.
Подразвитием же понимается качественное усовершенствование в структуреэкономики, композиции физических объемов и потоков. При этом особоевнимание уделяется устойчивому развитию. Состояние устойчивого равновесияпонимается как некоторое динамическое равновесие, при котором в некоторойсистеме (экономике, обществе, и т.д.)для реакции на изменения внешних ивнутренних условий необходимо генерировать новое, соответствующее этимизменениям равновесие.
В итоге оно включает изменения внешней и внутреннейсреды системы, ее качественные и количественные признаки. В российскойнаучной литературе исследование понятия устойчивого развития приводит копределению трех путей по его разработке: I – устойчивое развитие, когдапотребительские запросы существующего поколения не угрожают необратимопотребительским нуждам будущей генерации [24]; II – устойчивое развитие какнепрерывное возрастание основных показателей экономической эффективности иконкурентоспособности [25]; III – устойчивое развитие, обеспечивающее29глобальное равновесие между разрешением проблем сохранения окружающейсреды и разрешением социально-экономических проблем [14]. Вероятно, чтоконфликт между пунктами I – III связан с интересами различных группстейкхолдеров компании. Однако крупные компании уже сегодня вынуждены длясохранения своего будущего идти на социальный компромисс.
Это вынуждает, всвою очередь, обосновывать их стратегические планы с учетом интересовбольшинства групп своих стейкхолдеров. В соответствии с работами Р. Фримена[102; 103], являющимися первоисточниками теории стейкхолдеров, в роливажнейшей группы заинтересованных сторон компании, ее контрактныхстейкхолдеров,представлятьсямогутсамыеразныесубъекты:рядовыесотрудники, поставщики, потребители и представители населения. Особнякомстоят кредитные организации, поскольку их взаимодействие с предприятиемпроявляется на основе контрактов на заем финансовых средств (контрактныйстейкхолдер), например, под залог акций, так что очевидны возможности влияниякредитора на как неотъемлемого стейкхолдера. При этом специфическоевзаимодействиевладельцевакцийиуправленцевкомпаниивсистеместейкхолдеров представляется всего лишь фрагментом всей совокупности связейпредприятия с внешней средой, которые необходимо анализировать в ходестратегического планирования.
Основные положения менеджмента наиболеечеткопредставленывдокументахОЭСР(организацияэкономическогосотрудничества и развития) [149]. Важно отметить, что эти положения(принципы) являются рекомендательными и могут применяться как исходнаяточка при прогнозировании совершенствования существующей законодательнойбазы, в том числе самими предприятиями при создании и внедрении своихкорпоративных систем менеджмента. В результате, руководствуясь положениямиОЭСР, корпоративный менеджмент должен обеспечивать: 1) соблюдениезаконодательных прав заинтересованных сторон; 2) дифференцированноевзаимодействие с акционерами; 3) достоверную и своевременную информацию поаспектам, напрямую относящимся к компании; 4) эффективный контроль надАдминистрацией со стороны правления (наблюдательного совета), атакже30подотчетность правления перед акционерами.
Данные принципы корпоративногоуправления ОЭСР послужили основой при создании российской версии кодексакорпоративного поведения. М. Фридман [32] сделал вывод, о том, что упредприятия, как экономического самостоятельного субъекта, есть важнейшаясоциальная обязанность – ограничивать максимальную прибыль в пределахсоциально адаптированных «правил действий». Также в работе [32] делаетсявывод о единственности управленческой целеустремленности компании помаксимизации прибыли в обеспечении интересов владельцев акций предприятия.Поэтому в случае действий компании по сокращению доходов акционеров винтересахсоциумаэтоприведеткдополнительномуналогообложениюакционеров и противоречию с обществом. Еще один вызов, связанный сэкономической ответственностью компании, заключается в предположении оневозможности нравственности предприятия как экономического агента. Еслиследовать этим мыслям, то выходит, что только человеку присущи мораль иответственность перед обществом.
Поэтому в случае, когда все заинтересованныелица, начиная от рядовых сотрудников до акционеров, делают шаги поиспользованию собственного капитала (в чем бы он ни выражался) на благосоциума, то такие шаги есть личный выбор каждого стейкхолдера.
В этой связиавторы работы [36] допустили возможность раздела ответственности междусоциумом и предпринимательством. Авторы работы [36] предложили заменитьсоциальную ответственность на обязательства перед обществом ввиду того, чтообщество и предпринимательство есть связанные между собой организмы,взаимодействующиепосредствомрыночныхотношенийиполитическихпроцессов.
Обязательства перед социумом объясняются пониманием значимостикорпоративного участия в общественной деятельности социума. Поэтомуавторами [36] делается вывод о двойной ответственности корпорации: передбизнесом и перед процессами, реализуемыми государственной политикой. В этойсвязи,дляосознаниянабранногосовременногоопытаинаправленийвзаимодействия со стейкхолдерами, целесообразно указать, что в работе [36]связывается теория заинтересованных сторон с положениями теории образования31операционного богатства, для характеристики которого вводится понятие«итоговый индекс», определяющий способность компании создавать блага длявсехстейкхолдеров.государством,Взаимодействияработниками,испотребителями,прочимипоставщиками,стейкхолдерамиформируюторганизационную способность фирмы управлять своим богатством через развитие«отношенческих активов». Развитие «отношенческих активов» подразумеваетрациональныйоткликфирмынасистемупротиворечивыхожиданийстейкхолдеров.
Авторы [36] полагают, что корпорации «представляют собой то,чем они действительно занимаются». Другими словами, современная фирмапредставляется сетевым полюсом связанных субъектов, каждый из которыхвносит свою долю в доход фирмы в ходе своей деятельности, при этом и самсубъект ожидает от фирмы ту или иную выгоду (или отсутствие невозвратногоущерба). Приведемфакторы, воздействующие на положение современногопредприятия (фирмы, корпорации): 1) величина экономико-социальной власти имогущества, характеризующая основные международные и транснациональныекомпании и проявляющаяся в некотором исключительном воздействии, котороеможет быть оказано на окружающую среду; 2) не универсальность модели«собственника» и ее применения, которая заключается, в частности, в проблемеположения акционеров предприятия или корпорации, когда, являясь владельцамиценных бумаг, они в то же время не являются владельцами корпорации в полномпониманииинеявляютсяабсолютнонеобходимымиэлементамидлядееспособности корпорации.
Дж. Пост и его соавторы [36] указывают на важностьи необходимость учета взаимовлияния «корпорация – элементы корпорации», темсамым рассматривая систему стейкхолдеров как атрибут современного бизнеса.При использовании категории организационного богатства, ученые используют ипредлагают иное толкование корпоративного бизнеса, а именно: корпорация естьтакая организация, которая в своей деятельности мобилизует ресурсы корпорациис целью их производственного применения по созданию богатства и выгод длясвоих элементов. В том числе в ходе деятельности по исключению умышленногоувеличения риска, нанесения ущерба и разрушения богатства для стейкхолдеров.32Поэтому очевиден вывод о роли заинтересованных сторон и о переходе вболее общую область ключевой задачи менеджмента бизнеса: задачи определениястоимости компании с учетом требований интересов заинтересованных сторон,что, безусловно, определяет ключевую роль стейкхолдеров при стратегическомпланировании развития предприятия.














