Диссертация (1140910), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Распространенность ХБП в мирепо данным популяционных исследованийСтранаИсследованиеРаспространенность ХБП1-5 стадии3-5 стадииСШАNHANES, 2005-201014,0%6,7%СШАKEEP, 2000-2011*23,8%15,7%НидерландыPREVEND, 200517,6%-ИспанияEPIRCE, 200512,7%-ПортугалияPREVADIAB, 2011-6,1%КитайBeijing study, 200814%6,5%ЯпонияImai et al., 2007-18,7%ИндияSEEK-India, 201317,2%5,9%АвстралияAusDiab, 200813,4%7,7%КонгоKinshasa study, 200912,4%8,0%* - исследование включает взрослых американцев, входящих в группу повышенного рискаразвития ХБПВ исследовании NHANES [24] было показано, что распространенностьдисфункции почек достигает 5% в общей популяции, а дальнейший анализ этойпроблемы (исследование NHANES III) показал, что среди 15625 лиц в возрасте20 лет и более, распространенность ХБП всех стадий достигает 14%.
Впересчете на население США это составляет 19,2 млн человек. Из них у 3,3%отмечалась ХБП I стадии, 3,0% - ХБП II стадии, 4,3% - ХБП III стадии (СКФ30-59 мл/мин). 0,4% популяции имеют IV и V стадии ХБП, из них 400,000находятся в непосредственной близости от диализа, а 300,000 уже получаютЗПТ.18Результаты австралийского эпидемиологического исследования AUSDIABтакже показали, что примерно у 18% австралийцев выявляется хотя бы один изпризнаков ХБП, что сопоставимо с данными, полученными в США [17].Скрининговые программы обнаружили высокую распространенность раннихстадий ХБП и в Японии [57].Таким образом, как минимум, каждый десятый житель Земли имеетпризнаки ХБП [149,175]. Это означает, что в нашей стране ХБП страдают неменее 14 миллионов человек.Результаты проведенных эпидемиологических исследований в Россиипоказали, что проблема ХБП для нашей страны является не менее острой.
Так,по данным обследования пожилых пациентов, наблюдавшихся в городскойполиклинике № 107 г. Москвы в 2008 г., у лиц старше 60 лет признаки ХБПотмечались в половине случаев, а в более старших возрастных группах – у66,3% [144]. Среди пациентов трудоспособного возраста, проходившихобследование в отделениях терапии Коломенской ЦРБ, частота ХБП, котораядиагностировалась по критерию снижения СКФ, составляла 16%, а у лиц,страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями достигала 26% [174]. Поданным другого российского исследования, признаки ХБП отмечаются болеечем у 1/3 больных хронической сердечной недостаточностью [159]. Эти данныезаставляют пересмотреть традиционное представление об относительнойредкости болезней почек среди населения и требуют коренной перестройкисистемы оказания помощи этой категории больных.1.
5. Факторы риска развития ХБПХБП занимает особое место в семействе ХНИЗ – большая часть случаев ХБПэто вторичные поражения почек в рамках других ХНИЗ – сахарного диабета игипертонической болезни. Это одна из причин того, что большая частьфакторов риска ХБП является общей с факторами риска этих заболеваний,поэтому программы профилактики и раннего выявления сахарного диабета иартериальной гипертонии играют важнейшую роль и в профилактике ХБП.19Результаты исследования NHANES III продемонстрировали, что помимоартериальной гипертонии и сахарного диабета, ключевым факторами дляразвития ХБП является возраст. Так, у 11% людей старше 65 лет безартериальной гипертензии и сахарного диабета определяется ХБП III-V стадий[24]. Для развитых стран характерное общее старение населения существенносказывается на увеличении распространенности ХБП, что в большинствеслучаев связано с увеличением числа больных с сосудистыми повреждениямипочек [77,78].
Огромное число больных с артериальной гипертензией,гиперлипидемией и сахарным диабетом имеют высокий риск развитияпочечной недостаточности. Так, по данным исследования Chen J. et al. около40% взрослого населения имеет повышенный риск развития ХБП и почечнойдисфункции [18].Результатымногочисленныхисследованийуказываютнато,чтокардиоваскулярные риски, которые в кардиологии принято относить кнетрадиционным (анемия, хроническое воспаление, гипергомоцистеинемия,увеличение синтеза асимметричного диметиларгинина, оксидативный стресс,активацияренин-ангиотензин-альдостероновойсистемы,стресс,гиперурикемия, натрийуретические факторы разного происхождения и др.),ассоциируются и, скорее всего, обусловлены прогрессирующей дисфункциейпочек [13,151,156,164].Усилия медицинского сообщества, властных структур и общественности поформированию здорового образа жизни населения снижают риск развитияХБП, так же как и других ХНИЗ.
Однако важно подчеркнуть, что модификацияизвестных общих факторов риска ХНИЗ: высокого АД, дислипидемии,курения, нерационального питания (недостаточного потребления фруктов иовощей, злоупотребления солью, животными жирами и высококалорийнымипродуктами), гиподинамии, снижения толерантности к углеводам и ожирения,пагубного употребления алкоголя снижает риск не только вторичныхнефропатий, но ХБП в целом [166,167]. Играя центральную роль в регуляции20обмена веществ и выведении из организма его конечных продуктов иэкзотоксинов, почки, как никакой другой орган, страдают от нерациональногопитания и нездорового образа жизни.Помимо универсальных факторов риска ХНИЗ существуют особые,имеющиеисключительноезначениядляХБП.Книмотносятсязлоупотребление анальгетиками и нестероидными противовоспалительнымипрепаратами(болеелекарственными4дозвсредствами,месяц)ипищевымидругиминефротоксичнымидобавками,недостаточноепотребление жидкости, избыточное потребление белка и пуриновых оснований,гиперурикемия, профессиональные контакты с органическими растворителямии соединениями тяжелых металлов, недоношенность и признаки гипотрофиипри рождении, косвенно свидетельствующие о нарушении органогенеза почек(почки в состоянии гипоплазии или нормальных размеров, но с малымколичеством нефронов), эпизоды острой почечной недостаточности инефропатии беременных в анамнезе.Особеннозначимырентгеноконтрастныхпоследствияпроцедур.непрерывногоИмеющиесянарастанияданныечислаоднозначносвидетельствуют о том, что даже кратковременное транзиторное ухудшениефункции почек после введения рентгеновского контраста ассоциируется сухудшением почечного и сердечно - сосудистых прогнозов и нарастаниемуровня общей смертности [147,153].Важно подчеркнуть, что большая часть специфических «почечных»факторов риска развития ХБП, также как и универсальные факторы рискаявляются модифицируемыми.1.
6. ХБП – медико-социальная проблемаХроническая болезнь почек представляет серьезную медико - социальнуюпроблему, существенно влияющую на здоровье нации и экономическоесостояние страны [10,139,171]. Наиболее очевидное последствие ХБП –21колоссальные затраты на жизнесберегающую заместительную почечнуютерапию (диализ и трансплантацию почки), которые ложатся тяжелымбременем на систему здравоохранения.В странах Евросоюза, где распространенность ЗПТ составляет в среднем 664больных с ТПН на 1 миллион населения, лечение одного больного обходитсяболее чем в 22000 $ [8,102,105]. В Финляндии, в которой в 2000 г. ЗПТполучали 582 человека на миллион населения, на лечение одного больногорасходовалось 25130 $ [105].В 2011 г в США расходы на заместительную почечную терапию достигли7,2% общего бюджета системы здравоохранения Medicare, при том, что числоданных пациентов составляло 1,4% от общего числа людей, охваченных этойсистемой [21].
При этом на лечение одного больного с ТПН, получающеголечение гемодиализом, в рамках системы Medicare расходовалось в среднем87 945 долларов, перитонеальным диализом – 71 630 долларов, на больного спересаженной почкой – 32 922 доллара.Объем средств, затрачиваемых на оказание помощи нефрологическимбольным, в первую очередь, получающим ЗПТ, естественно зависит от социально-экономической ситуации в конкретной стране или даже регионе, а общаясумма затрат должна быть напрямую связана с распространенностью ЗПТ.
Приэтом расходы развитых, среднеразвитых и развивающихся стран не сравнимы.Однако в странах Восточной и Центральной Европы распространенность ЗПТ всреднем составляет 166/млн, а затраты на одного больного - 4480 $ [102], чтопочти в пять раз меньше, чем аналогичные расходы в странах Евросоюза. ВБангладеш, где только 52 человека на миллион населения обеспечены ЗПТ,затраты на одного пациента минимальны, всего 370$ [125].Для нашей страны особенно остро стоит проблема доступности данныхвидов лечения.
В России, по данным Регистра Российского диализногообщества [146], в 2011 году различные виды заместительной почечной терапииполучали 28 000 человек, ежегодный прирост числа этих больных в среднем22составляет 9%. Несмотря на значительный прогресс в развитии заместительнойпочечной терапии в течение последнего десятилетия и стабильный ростпоказателей обеспеченности ею жителей России, до настоящего времени неудалосьпреодолетьсущественныйдефицитданныхвидовлечения.Обеспеченность нашей страны методами заместительной почечной терапииостается в 4-6 раз ниже, чем в странах Евросоюза, в 10-11 раз ниже, чем в СШАи Японии. В России на лечение одного диализного больного в течение годарасходуется не менее 1-1,5 млн. рублей, что более чем в 100 раз вышеподушевого норматива Программы государственных гарантий бесплатногооказания гражданам медицинской помощи.Больные, получающие заместительную почечную терапию, характеризуютсяочень высокой смертностью.















