Диссертация (1140718), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Гурылевой (2011),именно врач ответственен за предоставление информации пациенту, равно каки за получение согласия на медицинское вмешательство и оформление отказаот него. При этом автор не умаляет и роль среднего медицинского работника вреализации этих прав, наделяя медсестру обязанностями по информированиюпациентов о проводимых ею процедурах, объяснение причин назначениялекарственных препаратов, предупреждение о правилах их приема 48.С. М. Харит, В.
К. Таточенко, Н. Ф. Снегова (2010) относят обязанностьпо предоставлению информации родителям несовершеннолетних пациентов овакцинах и вакцинации в целом к обязанностям не только врачей ифельдшеров, но и медицинских сестер 158.В. Р. Кучма (2011) считает, что в обязанности средних медицинскихработников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в сфереинформирования родителей входит предоставление им информации опланируемых осмотрах, вакцинации и других медицинских мероприятиях73.Л. А. Пономарева, Н.
Г. Бурлова, Е. А. Гаранина, Е. Л. Ветрова (2013),проведя опрос среди медицинских сестер, выявили, что респонденты имеютразные представления об их участии в информировании пациентов. Так,303185,5%опрошенныхсвоимиобязанностямисчитаютпредоставлениеинформации пациентам и их родственникам о правилах ухода, 53% – о правахи обязанностях пациента, 10,5% – о нюансах госпитализации, 8,5% – ометодах лечения 112.Право пациента на получение информации неразрывно связано с егоправом, соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него16, 62, 104, 140, 145.
Проблема получения ИДС является одним изактуальных вопросов правового регулирования оказания медицинскойпомощи.Согласнопредварительнымстатье21условиемФЗ-323медицинскогоИДСявляетсянеобходимымвмешательства.Исключениесоставляют случаи, когда состояние гражданина не позволяет ему выразитьсвою волю, а медицинское вмешательство неотложно и вопрос о егопроведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможностисобрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врачспоследующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактическогоучреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, недостигших 15 лет, дают родители или законные представители 65, 94, 96,131.Е.
О. Сергеева (2004) отметила несоответствие Гражданскому кодексуположение о том, что согласие на медицинское вмешательство в отношениилиц, не достигших возраста 15 лет, дают их законные представители. Основызаконодательства об охране здоровья граждан были приняты в то время, когдадействовал ГК РСФСР 1964 г., по которому малолетними являлись лица, недостигшие 15 лет.
Достижение этого возраста был критерием наделениянесовершеннолетнего правом самому выражать согласие на медицинскоевмешательство.Согласностатье28ГКРФмалолетнимиявляютсянесовершеннолетние, не достигшие 14 лет. Поэтому Е. О. Сергеева считаетнеобходимымпривестивсоответствиезаконодательствовсферездравоохранения по данному вопросу с действующими нормами ГК РФ и3132наделить несовершеннолетних, достигших 14 лет, правом самому даватьсогласие на медицинское вмешательство 131.С. Б. Базаров (2010) в своей научной работе высказал иное мнение.Он полагает, что наделение ребенка правом на самоопределение в вопросахмедицинского вмешательства препятствует выполнению родителями (илииными законными представителями) своих обязанностей по соблюдению правребенка, защите его интересов, возложенных на них нормами Семейногокодекса 19.В Российском законодательстве недостаточноурегулированрядпроблем получения ИДС пациента: не определено, каким должен быть объем предшествующей медицинскомувмешательству информации, необходимой для представления пациенту,чтобы считать согласие основанным на достаточной информированности; не установлена форма предоставления информации по поводу предстоящего вмешательства; не закреплена возможность получения согласия на комплекс медицинскихмероприятий, дабы не усложнить работу медицинского персонала лишнейнагрузкой по заполнению большого количества форм ИДС; отсутствуют четкие критерии, по которым можно оценить способностьпациента (родителей или иных законных представителей) к принятиюкомпетентного решения; отсутствуют четкие критерии добровольности принятия решения 10, 11,87.С.
Г. Стеценко еще в 2001 г. выделил критерии правомерности согласия,к которым отнес добровольность, компетентность и осознанность. Поддобровольностьюавторпризываетпониматьпринятиерешенияомедицинском вмешательстве в отсутствие воздействия любых внешнихфакторов, таких как давление со стороны родственников, принуждение,служебная или иная форма зависимости и пр. Под компетентностью3233подразумевает принятие решения в условиях истинно наличествующих упациента сведений о предстоящем вмешательстве. Критерий осознанностипредполагает наличие ясного сознания на момент принятия решения 106,144.О.
Ю. Александрова, О. Н. Лебединец, С. Б. Базаров (2008) выделяютдвестратегииинформированияиполученияИДСнамедицинскоевмешательство: стратегию предварительного информирования и полученияИДС на медицинское вмешательство (плановое и неотложное медицинскоевмешательство у дееспособного гражданина, чье физическое и психическоесостояниепозволяетвыразитьсвоюволю,плановоеинеотложноемедицинское вмешательство у недееспособного гражданина, чей законныйпредставитель доступен для предоставления информации и оформления ИДС)и стратегию информирования и получения ИДС после осуществлениямедицинскоговмешательства(плановоеинеотложноемедицинскоевмешательство у дееспособного гражданина, чье физическое и психическоесостояние не позволяет выразить свою волю, плановое и неотложноемедицинское вмешательство у недееспособного гражданина, чей законныйпредставитель не доступен для предоставления информации и оформленияИДС) 9.О.
Ю. Александрова и др. (2008) в разработанных методическихрекомендациях по получению ИДС при оказании медицинской помощиуказывают, что предоставляемая пациентам информация должна содержать триблока: первый состоит из информации о состоянии здоровья пациента, егозаболевании, результатах обследования и диагностических процедур, прогнозе,возможных осложнениях и последствиях заболевания; второй долженсодержать информацию о медицинском вмешательстве (возможные варианты иметодылечения,результаты,рискиипоследствиямедицинскоговмешательства), в третий должна быть включена информация о правах иобязанностях пациента, о медицинской организации, в которой пациентполучает медицинскую помощь.
По мнению авторов, именно второй блок3334информации должен быть подробно представлен в письменном виде, чтопозволит давать объективную оценку объему информации, представленнойпациенту, в случае возникновения конфликта. Отмечено также, что всюответственность за информирование пациента несет лечащий врач, но при этомне отрицается возможность получения ИДС средним медицинским работником(фельдшером, медицинской сестрой) 87.О. Ю. Александрова и др.
(2008), Ю. Н. Филиппов, О. П. Абаева (2010)высказали свою позицию по вопросу получения согласия родителей наплановое медицинское вмешательство у ребенка. Так, авторы считают, чтоперед выполнением медицинского вмешательства с высоким рискомнеобходимо согласие обоих родителей, несмотря на то что законодательствомпредусмотрено получение согласия одного из родителей. Во-первых, даннаянорма ограничивает права родителей, во-вторых, такой подход к получениюИДС является защитой медицинского работника от исков родителей, чьиправа были ущемлены и мнение которых не было учтено при проведениимедицинского вмешательства у ребенка 87, 154.Ю.
Н. Филиппов и др. (2010) в своей работе, посвященной изучениюнормативно-правового обеспечения права пациента на автономию приполучениискороймедицинскойпомощи,особоевниманиеуделяютправовому статусу фельдшера скорой медицинской помощи. Так, авторамивыявлена проблема правового положения фельдшера, входящего в составфельдшерской бригады, оказывающей помощь пациенту, не способномувыразить свою волю.
Поскольку нормами права определено, что в такихслучаях вопрос о проведении медицинского вмешательства в интересахгражданина решает консилиум врачей, а при невозможности созватьконсилиум – лечащий (дежурный врач), по мнению ученых, действияфельдшера в подобных ситуациях юридически не регламентированы. Даннаяпроблема нуждается в более детальном законодательном регулировании 136.Л. А.
Пономаревой, Н. Г. Бурловой, Е. А. Гараниной, Е. Л. Ветровой(2013) выявлен недостаточный уровень осведомленности медицинских сестер3435о праве пациента соглашаться на медицинское вмешательство. Так, только9,0% медицинских сестер смогли верно перечислить все виды медицинскихвмешательств, требующих получения согласия 112.В соответствии со статьями 19, 20 ФЗ-323 гражданин или его законныйпредставитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства илипотребовать его прекращения за исключением случаев, предусмотренныхстатьей 21.















