Диссертация (1140639), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Опрос данного контингента пациенток выявил достаточновысокий уровень нарушений менструальной функции (аномальные маточныекровотечения или наоборот скудные длительные менструации) – у 12,9%обследуемых, что соответствует данным многих авторов. Данный факт можетобъясняться нарушением агрегации тромбоцитов, изменением проницаемостисосудистой стенки эндометрия и угнетением сократительной деятельности маткив условиях длительного вялотекущего воспалительного процесса [53].118Изучение используемых пациентками методов контрацепции подтверждаетвлияние этого фактора на развитие воспалительных заболеваний женскихполовых органов. Большинство пациенток в нашем исследовании предпочиталигормональные виды контрацепции – 40%, ВМС выбрало 14,3% обследуемых, неприменяли контрацепции 20% пациенток.
Данные литературы подтверждаютсвязь между использованием внутриматочных средств контрацепции и частотойразвития инфекционных процессов (в 30-42,9% случаев) [26; 34]. Кроме того, у86% пациенток при исследовании бактериологических мазков с удаленнойспирали были выявлены те или иные микробные ассоциации [65; 73].Без сомнений тенденция к увеличению распространенности хроническихвоспалительных заболеваний органов малого таза связана высокими показателямиоперативных вмешательств по поводу внутриматочной патологии.
Ациклическихматочных кровотечений, абортов, осложненных родов и неразвивающихсябеременностей. В представленной работе указанные показатели распределилисьследующим образом - 37,5% в основной группе и 43,3% в контрольной, чтосоответствует данным литературы [4; 73; 82].Согласно нашим данным из перенесенных гинекологических заболеванийпреобладали воспалительных процессы в органах малого таза (более 50% в обеихгруппах), вульвовагиниты (53,3%) и инфекции, передаваемые половым путем(15%).
Следует отметить, что большинство пациенток (около 90%) уже проходилилечение,включающеекаксистемные,такиместныепрепаратысантибактериальной активностью, но результат не превышал 21,2%. Такойрезультат может быть сопряжен с неадекватными дозировками препаратов, атакже нежеланием комплексного подхода к лечению. Более того, была выявленанепереносимость лекарственных средств – у 11,3% пациенток основной и 13,3%контрольной группы, а также развитие аллергических реакций (у 8,3% всехпациенток).
Указанные факты являются отражением течения инфекционныхпроцессов в органах малого таза в современных условиях, что соответствуетданным литературы [18; 19].119Таким образом, очевиден факт необходимости внедрения в общеклиническуюпрактику альтернативных методов терапии. Сравнительный анализ результатовлечения в обеих группах основывался на клинической картине, местныхпризнаках воспалительного процесса, изменениях в иммунном статусе иулучшении функции репродукции.Анализируя особенности течения хронических воспалительных реакций ворганах малого таза, можно сделать вывод о вялотекущем малосимптомномхарактере, что согласуется с опубликованными данными [73; 74; 78]. Вподавляющем большинстве поводом обращения к врачу послужили жалобы наизменения характера менструаций (38,1%). Хронический воспалительный процессв эндометрии, по всей видимости, провоцировал морфофункциональныеизменения, что приводило к неполноценной трансформации, десквамации ирегенерации функционального слоя слизистой оболочки матки и как следствие кматочному кровотечению.
Кроме того, на фоне длительного воспалительногопроцесса происходят изменения и в самой системе гемостаза, например,нарушение агрегационных свойств тромбоцитов. Хронические ВЗОМТ, какуказывалось выше, часто сопровождаются нарушением в системе гипоталамусгипофиз-яичники, что приводит к дисбалансу стероидных гормонов и, какследствие, к патологии функции эндометрия [77; 78]. Кроме того, перенесенныевоспалительные процессы затрагивают маточные трубы, что приводит к ихдеформации и появлению спаек и, как следствие, к частичной или полнойнепроходимости [21; 209].Следует обратить внимание на высокую частоту нарушения репродуктивнойфункции у пациенток с хроническими воспалительными процессами в малом тазу.Так, например, бесплодие было установлено у 55,7% и 44,3% пациенток погруппам соответственно, невынашивания беременности в 33,3 и 30,7% случаев вгруппе пациенток с хроническими ВЗОМТ, что соответствует таковому поданным многих авторов [35; 80; 82].
Расстройства генеративной функцииопределяются как нарушениями функций эндометрия (включая структурные и120рецепторные повреждения), а также нарушением овуляции и недостаточностилютеиновой фазы [161].Исследование микробных ассоциаций материала из полости матки ицервикального канала женщин с хроническим течением воспалительныхпроцессов репродуктивной системы выявило преимущественно полимикробныйсостав (e.coli обнаружена у 17,1% пациенток, staphylococcus sp. – у 11,4%,enterococcus sp. – у 7,1%, streptococcus гр.В – у 7%).
По современным даннымзначимую роль в равзитии воспалительных заболевания органов малого тазазанимает условно-патогенные организмы, что соответствует нашим данным [9;26; 88; 203]. Кроме того, в материале из полости матки отмечается достаточновысокий уровень гарднерелл – 20-60% [5], что согласуется с полученнымиданными (17,1%).
Причем, в развитии заболевания имеет значение не простоналичие перчисленных микроорганизмов, а их количество, что приводит кдисбиозу и снижению местной резистентности.Более того, по результатам работы среди пациенток с ХВЗОМТ быловыявлено достаточно большое количество носителей микоплазм (17,2%) иуреаплазм (28,6%), что согласуется с данными эпидемиологических исследований(6-30%). Наряду с этим, степень патогенности данных инфекций до сих поростается дискутабельным.
Исследования последних лет, показывают, чтопатогенность микоплазм и уреаплазм реализуется при достижении имидостаточного уровня роста и диссеминации, а также играет значениевирулентностьконкретногоштамма.Нередковстречается«здоровое»носительство микоплазменных микроорганизмов, не вызывающее клиническойсимптоматики.Вотдельныхслучаяхониприводятквялотекущемуинфекционному процессу, который обостряется и может перейти в хроническуюформу под влиянием различных стрессовых факторов.К провоцирущимфакторам относятся: сопутствующая ко-инфекция, нарушения в синтезе гомонов,беременность и роды, изменения в системе иммунитета и интерфероновогостатуса [25; 38].
Кроме того, изолированная микоплазменная инфекция121встречается достаточно редко - в 12–18% случаев, тогда как в сочетании с другимпатогеном – в 82–88%, особенно часто с хламидиями – в 25–30% случаев.В 27,1% случаев в качестве инфекционного агента выделен абсолютныйпатоген – хламидия [69; 223]. Инфекции мочеполовой сферы, ассоциированные схламидиями, встречаются достаточно часто, особенно у пациентов с хроническимрецидивирующимтечениемвоспалительногопроцесса,у57%женщин,страдающих бесплодием, у 87% женщин с привычным невынашиваниембеременности, у 83% женщин с неудачными попытками ЭКО в анамнезе. Болеетого, учитывая недостаточную надежность имеющихся методов диагностикихламидиоза, реальные цифры могут оказаться выше.
Инфекция, вызваннаяхламидией, приводит к нарушению клеточного (активация Т–хелперов) игуморальногозвеньевиммуннойсистемы,приводякобразованиюиммуноглобулинов А, М, G. Особого внимания требует то факт, что хламидии изза некорректного лечения способны трансформироваться в L–формы ипреобразовывать свою антигенную структуру, что намного затрудняет ихдальнейшее обнаружение и подбор терапии [27; 209].В 20% случаяххроническоговоспалительного процесса в качествеединственного патогена был выявлен вирус простого герпеса человека, чтосогласуется с современными представлениями о важной роли вирусной инфекциив развитии патологии репродуктивной системы (у 28% пациенток с ХЭобнаруживается моновирусная инфекция, у 56% она сочетается с бактериями)[140]. Такаяситуацияможет объяснятьсядостаточночастым приемомантибактериальных и глюкокортикоидных препаратов в анамнезе, что повлекло засобой развитие дисбиоза и угнетение сиситемы иммунитета (Рисунок 8).122ВПЧ20,0%Candida albicans22,5%23,3%22,5%Ureaplasma30,0%20,0%Gardnerella vaginalis16,7%17,5%CMV10,0%HSV 1 + 2Chlamydia trachomatisMycoplasma hominisMycoplasma genitalium0,0%12,5%6,7%7,5%16,7%7,5%6,7%5,0%5,0%5,0%10%10,0%15,0%Контрольная группа20,0%25,0%30,0%35,0%Основная группар<0,05Рисунок 8 – Инфекционный профиль пациенток обеих группСледует указать, что у 18,3% обследованных пациенток выделить микробногоагента не удалось.
Сам патоген запускает начальные процессы воспаления, вдальнейшем формируется «порочный круг» из некорректных адаптационныхреакций организма, результатом чего является хронизация процесса воспаления.Таким образом, только антибактериальная терапия ХВЗОМТ может не оказатьдолжного эффекта из-за уже отсутствующего инфекционного агента, а привести кеще большему напряжению иммунной системы и срыву адаптационныхмеханизмов.Сравнивая эффективность традиционной терапии ВЗОМТ и комплексноголечениясиспользованиемтехнологииВАЛТ,можнонагляднопродемонстрировать ряд преимуществ последнего. Например, у пациентокосновнойгруппыотмечалосьболеебыстроеисчезновениеклиническихпроявлений воспалительного процесса по сравнению с группой сравнения.При обследовании по окончании лечения нормализация микробиоценозавлагалища выявлено у 85% женщин, получавших комплексную терапию, и у56,7% пациенток, проходивших только этиотропное лечение.
Таким образом, с123позициимикробиологическихкритериевизлеченностиэффективностькомплексного метода выше (Рисунок 9).100%80%60%40%20%0%комплексное лечение с использованием ВАЛТэтиотропная терапияр<0,05Рисунок 9 – Эффективность комплексной и этиотропной терапии по результатаммикробиологического исследованияОдним из критериев оценки эффективности лечения воспалительныхзаболеваний женской репродуктивной системы явились результаты УЗИ.Наультразвуковом контроле через несколько недель после завершения курса леченияположительная динамика наблюдалась у 75% пациенток с ВЗОМТ основнойгруппы и у 43,3% сравнительной.
Полученные данные подтверждают болеевысокую эффективность комбинированного лечения. Это можно объяснитьвыраженностью вторичных полисистемных нарушений при хроническом теченииинфекции, замедляющих процессы восстановления, а также недостаточнымэффективным воздействием этиотропных препаратов на гомеостаз организма.Важно указать, что у пациенток в репродуктивном возрасте с хроническимиВЗОМТ достаточно часто данная патология сопровождается гипофункциейяичников, что ведет к недостаточной продукции половых гормонов и, какследствие, к ановуляции, недостаточности лютеиновой фазы цикла (НЛФ),поликистозномустроениюяичниковигиперпластическимпроцессамвэндометрии [34; 65; 73; 167; 198].
Среди гормональных нарушений в гинекологии124достаточно часто встречается такая патология как НЛФ (от 30 до 47%), так ихроническая ановуляция (от 16 до 50%) [30; 43; 59]. Учитывая, что современныегормональныепрепараты(рилизинг-гормоны,антагонистыдофамина,антиэстрогены) позволяют достигнуть полноценной овуляции в 70-85% случаев[30; 97], все они имеют побочные эффекты, а качество полученных таким образомяйцеклеток еще не до конца изучено. Поэтому в последние годы особенноактуальна разработка новых, более физиологичных для женского организмаметодов гормональной коррекции и стимуляции овуляторных процессов.В научных трудах практически отсутствуют сведения о непосредственномвлиянии аутолимфоцитотерапии на стероидогенез. В нашей работе также не былоотмечено влияния данного вида лечения на изменение концентрации гормонов всыворотке крови.















