Диссертация (1140586), страница 6
Текст из файла (страница 6)
При неврозоподобном вариантепостоперационный астенический синдром с депрессивными и ипохондрическимипроявлениями развивался в неврозоподобные симптомокомплексы (астенический,астено-депрессивный, фобический, ипохондрический) и далее, в ряде случаев – впатологическое (ипохондрическое) развитие личности. При указанном вариантена втором этапе формировался посткастрационный синдром с вагоинсулярнымипароксизмами, стойкими парестезиями и сенестопатиями. В личностном28преморбиде обнаружен более низкий показатель акцентуации (24,2%), всравнении с группой пациенток с невротическим вариантом, с преобладаниемсенситивного, эпилептоидного и циклоидного типов.
Психоэндокринный вариантхарактеризовался преобладанием гипостенического синдрома или синдромаадинамической субдепрессии на первом этапе, развитием посткастрационногосиндрома с вагоинсулярными и симпатико-адреналовыми пароксизмами игипостеническогосимптомокомплекса–навтором,иформированиемэндокринного психосиндрома – на третьем катамнестическом этапе [18].М.А.
Самушия, Е.А. Мустафина (2007), изучая психогенные расстройствапри злокачественных новообразованиях органов репродуктивной системы у 30пациенток (из них семь женщин с раком тела матки), проходивших химио- илилучевую терапию после оперативного лечения, обнаружили превалирующиетревожно-депрессивные (73%), а также тревожно-диссоциативные (13,5 %) итревожно-гипоманиакальные реакции (13,5 %) [82].В уже представляемой работе Л.И.
Монасыпова (2012) при обследовании110 больных РМЖ и 48 – с онкопатологией гинекологической сферы (из них 10пациенток с раком тела матки) обнаружила как сходство, так и различия убольных обеих групп в структуре психических нарушений и преморбидныхиндивидуально-личностных особенностях, исследованных с помощью опросникаЛеонгарда.Вспектре психическихрасстройстввуказанныхвыборкахпреобладали смешанные тревожные и депрессивные реакции, обусловленныерасстройством адаптации; и менее часто диагностировались: пролонгированнаядепрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации; другие реакциина тяжелый стресс; неврастения; органическое эмоционально-лабильное –астеническое расстройство; смешанное тревожное и депрессивное расстройство.При этом у женщин с гинекологическим раком обнаружена статистическидостоверная более частая вероятность развития дистимий.
Сходство личностнойструктуры у больных в обеих группах проявилось в высоком уровне эмотивностии циклотимности, а различия – в более характерной для пациенток с ракоммолочной железы акцентуации по гипертимному типу, а с гинекологическим29раком – по педантичному. Причем автор утверждает, что дистимность иэмотивностьявляютсяфакторами,пограничныхпсихическихспособствующимирасстройствуженщинсформированиюонкопатологиейрепродуктивной системы [58].В ранее упоминаемой работе М.А. Самушия (2014) исследовала психику у428больныхзлокачественныминовообразованиямиоргановженскойрепродуктивной системы: молочной железы – 159 чел., РТМ – 109 чел., шейкиматки (РШМ) – 77 чел.
и яичников (РЯ) – 83 чел. – на этапах заболевания:диагностическом и стационарном (первая группа), в состоянии ремиссии – болеетрех лет после лечения (вторая группа) и при рецидиве онкозаболевания (третьягруппа). Из 109 пациенток с раком тела матки (54 находились в первой, 27 – вовторой и 28 – в третьей группах) выявлены психогенно обусловленныерасстройства:тревожно-депрессивнаянозогеннаяреакция–32случая,диссоциативные реакции – 26 набюдений, реакция избегания/откладывания – 12случаев, развитие по типу ипохондрической дистимии – 10 наблюдений,соматореактивная циклотимия и ипохондрическое развитие по типу паранойиборьбы – по1случаю.
Как видно, у больных РТМ обнаружено преобладаниетревожно-депрессивных и диссоциативных расстройств. При этом выявленыразличиявлокализацияхраспространенностирака.Так,психическихнарушенийтревожно-депрессивныеприрасстройстваразныхприРЯобнаружены в 6 случаях, тогда как при других локализациях опухоли показателисхожи с РТМ (по 31 наблюдению при РМЖ и РШМ); схожие соотношения и подиссоциативнымрасстройствам.Выявленопревалированиереакцийизбегания/откладывания в группе с РТМ (6 при РШМ, 5 – при РМЖ, и ни одногослучая при РЯ). Развитие по типу ипохондрической дистимии диагностировано в21 случае при РМЖ, в 17 – при РЯ и в 1 – при РШМ.
Соматореактивнаяциклотимия превалировала в группе с РМЖ – 20 наблюдений, тогда как при РЯотмечено 2 случая, и ни одного – при РШМ. Ипохондрическое развитие по типупаранойи борьбы обнаружено: при РЯ – в 8 наблюдениях, при РМЖ – в 4 случаях,иниодного–приРШМ.Быливыявленыэндоформные30депрессивные/гипоманиакальные нозогенные реакции в 9 и 7 случаях при РМЖ иРЯ соответственно, и ни одного случая у пациенток с РТМ и РШМ [83].Наряду, как уже было отмечено, с немногочисленностью исследований,посвященных изучению психики больных РТМ, психическое состояние иличностные особенности указанных пациенток в большинстве работ исследуютсясовместносдругимилокализациямизлокачественныхопухолейгинекологической сферы (шейки матки, яичников, фаллопиевой трубы), иполученные сведения представляются как обнаруженные при гинекологическомраке, т.е.
как бы при одной форме онкозаболевания. В то время как в некоторыхисследованиях сообщается о различиях в психопатологических нарушениях иличностных характеристиках при разных локализациях рака гинекологическихорганов. Так, A. Lalos, M. Eisemann (1997, 1999) при обследовании 30 пациенток сРТМ и 30 с РШМ обнаруживают низкую агрессивность и высокую социализациюпри РТМ, и близкий к контролю личностный профиль при РШМ, а уровеньдепрессии оказался статистически значимо ниже при РТМ [155, 156]. E.R.Greimel, W. Freidl (2000), изучив состояние женщин с РЯ, РШМ и РТМ послеоперации, пишут, что уровень благополучия в первых двух группах былнесколько меньше [145]. A.
Lalos et al. (1997) выявляют, что пациентки с РШМ всексуальном поведении и по личностным характеристикам более близки кздоровым женщинам, чем больные с РТМ [154]. C. Li et al. (1999) сообщают оболее низком качестве жизни у 61 больного РТМ спустя 5-7 лет после лечения всравнении с контрольной группой (527 женщин в постменопаузе) [159].Такимобразом,анализлитературысвидетельствуетоширокойраспространенности психических невротических расстройств у больных ракомгинекологической сферы на разных этапах заболевания, с наибольшей ихвыраженностью в стационарном периоде, и, в то же время, о недостаточнойизученности психопатологических нарушений и личностных особенностей прираке эндометрия. Это послужило основанием для исследования указанныхаспектов у больных раком тела матки в пред- и послеоперационном периодахлечения.31ГЛАВА 2.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1. Общая характеристика обследованных лиц и структура исследованияОсновную выборку составили 70 женщин с раком тела матки, которые впериод исследования находились на стационарном лечении в Рязанскомобластном клиническом онкологическом диспансере, где им проводиласьэкстирпация матки. Группа сравнения состояла из 70 женщин с миомой матки,которыетакжепроходилиоперативноелечение(ампутацияматки)вгинекологическом отделении Рязанской городской больницы № 8.Критерии включения в исследование: возраст женщин до 70 лет;верифицированный диагноз рака тела матки; отсутствие тяжелой соматической ипсихической патологии; согласие пациентки на участие в исследовании сподписанием ею информированного согласия.Критерии исключения из исследования: возраст женщин более 70 лет;наличие опухоли другой локализации; наличие тяжелой соматической ипсихической патологии; отказ больной от участия в исследовании.Женщины с РТМ диагностически распределились следующим образом:T1N0M0 – 58 (82,9%) пациенток, Т2N0M0 – 12 (17,1%) пациенток.Втаблице1представленасоцио-демографическаяхарактеристикапациенток обеих группТаблица 1Социо-демографическая характеристика больных раком тела матки имиомой маткиПризнакРТМММЧисло больных, абс.
(%)70 (100%)70 (100%)55±6,5 (41-65)44,6±5,3 (32-60)Возраст, лет; среднее значение ± стандартноеотклонение (минимум-максимум)Число больных, абс. (%)Семейное положениеЗамужем50 (71,4%)61 (87,1%)Разведена8 (11,4%)6 (8,6%)32Продолжение таблицы 1ПризнакРТМММВдова12 (17,2%)3 (4,3%)Имеет детей67 (95,7%)68 (97,1%)Высшее21 (30 %)28 (40%)Среднее специальное39 (55, 7%)37 (52,9%)Среднее10 (14,3%)5 (7,1%)Работает32 (45,7%)66 (94,3%)На пенсии по возрасту34 (48,6%)1 (1,4%)На пенсии по выслуге лет01 (1,4%)Не работает в трудоспособном возрасте4 (5,7%)2 (2,9%)ОбразованиеЗанятостьЖенщины обеих групп у психиатров никогда не лечились.
Приклиническом исследовании характерологических особенностей больных обеихвыборок не было выявлено расстройств личности. Обнаруженные преморбидныеличностные черты представлены в таблице 2Таблица 2Преморбидные характеристики женщин с раком тела матки и миомой маткиПреморбидные чертыРТМ, абс. (%)ММ, абс. (%)Параноидные9 (12,9%)6 (8,6%)Шизоидные3 (4,3%)4 (5,7%)1 (1,4%)4 (5,7%)6 (8,6%)11 (15,7%)Ананкастные40 (57,1%)31 (44,3%)Тревожные11 (15,7%)14 (20%)Всего70 (100%)70 (100%)ЭмоциональнонеустойчивыеИстерические33Как можно видеть из таблицы 2, у больных обеих групп превалировалиананкастные черты характера. Существенных различий в преморбидныхособенностях между пациентками с РТМ и ММ выявлено не было.В соответствии с целью и задачами работы было проведено исследование вдва этапа.
Первый этап включал в себя исследование в предоперационномпериоде психики, типов отношения к болезни и особенностей личности упациенток.Навторомэтапеизучаласьдинамикапсихопатологическихнарушений, внутренней картины болезни и личностного реагирования врезультате оперативного лечения.Полученные данные являются результатом собственных наблюдений.2.2. Методы исследованияПрименялиськлинико-психопатологический,психологическийистатистико-математический методы исследования.Психическое состояние больных при включении в исследование и вдинамике оценивалось клинико-психопатологическим методом с использованиемкритериев МКБ-10.















