Диссертация (1140586), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Онивыявляют у пациентов с расстройствами личности паранойяльного типатревожно-депрессивный и депрессивный синдромы [5], тогда как другие авторысообщают о характерном для таких лиц формировании ипохондрическогоразвития по типу паранойи борьбы [33].М.А. Самушия (2014) в ранее отмеченной работе при изучении взаимосвязипсихопатологических нарушений и конституционального предрасположениявыявляетстатистическизначимыепоказателираспределениярасстройствличности относительно определенных психогенных расстройств. При тревожнодепрессивных расстройствах и маскированной ипохондрии достоверно чаще, всравнении с другими нозогенными реакциями, обнаруживаются избегающее,зависимоеиананкастноерасстройстваличности;придиссоциативныхрасстройствах и аберрантной ипохондрии – истерическое и шизотипическое; приипохондрических расстройствах по типу паранойи борьбы – паранойяльные; приэндоформных аффективных расстройствах, соматореактивной циклотимии иипохондрической дистимии – аффективные расстройства личности.
На основанииполученных результатов автор делает вывод о том, что типологическоемногообразие психогенных расстройств и их динамика на всех этапахзаболевания обусловлены соучастием расстройств личности в механизмахтрансформации психогенного стресса в психопатологические нарушения. Приэтом, как утверждает автор, вклад конституциональных/патохарактерологическиханомалий в развитие психических нарушений у онкологических больныхнедостаточно изучен и требует дальнейших исследований [83].Субъективное восприятие соматического заболевания изучали многиеотечественные и зарубежные исследователи.
При этом ряд авторов для отражениязаболевания в психике пациента использовали разные термины. В отечественных23публикациях встречаются: "переживание болезни" [105], "реакция адаптации"[39], "чувство болезни" [42], "отношение к болезни" и "сознание болезни" [77],"реакция на болезнь" [45] и т. п.; в зарубежной литературе – "аутопластическаякартина болезни" [26], "образ собственного заболевания" [148], "психосоциальныереакции на болезнь" [161] и др.. Наибольшее распространение у отечественныхавторов приобрело положение "внутренней картины болезни" (ВКБ), которое, помнению В.В. Николаевой (1987), является более общим, интегральным понятиеми всесторонне отражает субъективную сторону болезни [63].
Данное определениеввел Р.А. Лурия (1977), и оно, как пишет автор, включает в себя все ощущения ипереживания больного, связанные с заболеванием. Во внутренней картинеболезни он выделял два уровня, предложенного А. Гольдшейдер: “сенситивный”– основанный на ощущениях и чувствах, возникающих в связи с заболеванием; и“интеллектуальный”, включающий размышления больного о своем заболевании.Наибольшее значение автор придавал “интеллектуальному” уровню, которыйоказывает большое влияние на функции органов и протекающие в нихорганические процессы [47].Впоследствии В.В. Николаевой (1987) было выделено четыре уровнявнутренней картины болезни: 1-й – уровень ощущений, 2-й – эмоциональный(различные способы реагирования на заболевание), 3-й – интеллектуальный(представлениябольногоосвоейболезни,еепричинахивероятныхпоследствиях), 4-й – мотивационный (определенное отношение больного к своейболезнисизменениемвосстановлениепсихологическимобразаздоровья)жизни[63].комплексом,иАвторнаповедения,считаеткоторыйнаправленногоВКБнацентральнымнеобходимонаправлятьпсихокоррекционные мероприятия, так как он может осложнять течениезаболевания,снижатьэффективностьлеченияисамстатьпричинойинвалидизации пациента [63], а может быть оптимизатором, стимулирующимдеятельность больного, направленной на преодоление заболевания [11].
Оважности изучения ВКБ для целостного понимания состояния пациента с24соматическимзаболеванием,разработкипсихотерапевтическихипрофилактических мероприятий говорят и другие авторы [27, 41, 66].Об "искажении" внутренней картины болезни у онкологических больных,как о психологической защитной реакции, пишут А.Ш. Тхостов, Ю.В.Артюшенко (1983). У больных раком происходит "просеивание" информации спреувеличением временных улучшений и недооценкой ими явных ухудшений,отмечается склонность расценивать признаки болезни как проявления другихпричин, считать свой случай особенным, наблюдается "диссоциация самооценки".При этом, как отмечают исследователи, данная анозогностичность не уменьшаеттревогу и депрессивные переживания [98].Важную роль в формировании ВКБ, по утверждению А.Э.
Березовского исоавт. (2001), имеет тип эмоциональных отношений больного к своемузаболеванию, его проявлениям, прогнозу и др. [11]. Авторы выделяют 3 типаэмоциональныхотношений:прагматический–пациентсотрудничаетсмедицинским персоналом, выполняет врачебные назначения, стремится реальнооценивать болезнь; а также гипернозогностический и гипонозогностическийтипы. При этом два последних типа, по данным А.В.
Андрющенко (2014),характерны для онкологических больных. При гипернозогностическом типевыявляютсячрезмерновыраженныепереживанияпоповодутелесногонеблагополучия и убежденность больного в неспособности совладать ссоматическим заболеванием. Клиническая картина представлена тревожнодепрессивной и ипохондрической симптоматикой, частыми визитами к врачам,продолжительнымигоспитализациями,неоправданнымсочетаниемлекарственных препаратов, обращениями к нетрадиционной медицине.
Длягипонозогностического варианта характерна недооценка тяжести соматическогозаболевания и убежденность в возможности справиться с ним самостоятельно,что приводит к позднему обращению за медицинской помощью, пренебрежениюврачебнымирекомендациями,нежеланиюпрекращатьконтактироватьсвредными факторами, отказу от длительного лечения. Неадекватная внутренняякартина болезни, по утверждению автора, является одним из основных факторов,25препятствующим адаптации больного [3]. Помимо упомянутых гипернозогнозиии гипонозогнозии Л.С.
Мучник и соавт. (1981) описывают третий неадаптивныйвариант реакции на болезнь, который основывается на механизмах смещения ипроекции. Он может проявляться агрессией на окружающих, недовольством,обвинениями в адрес лиц, которые, по мнению больных, мешают ихвыздоровлению [59].По мнению А.Е. Личко, Н.Я. Иванова (1980) отношение к болезниобъединяет все психологические категории, с помощью которых изучается ВКБ.Они полагают, что отношение к болезни и тому, что связано с ней и на что онавлияет, определяется тремя факторами: характером соматического заболевания,типом личности и общественным мнением о заболевании. Под влияниемуказанных факторов вырабатывается отношение к болезни, лечению, врачам,своему будущему, работе, родным и близким, окружающим и т.
п.. Авторыопубликовали классификацию "типов отношения к болезни", где описаны 13типов отношения к заболеванию: гармоничный, тревожный, ипохондрический,меланхолический, апатический, неврастенический, сензитивный, обсессивнофобический, эгоцентрический, эйфорический, эргопатический, анозогнозическийи паранойяльный [46]. Сотрудниками института им. В.М.
Бехтерева былразработан инструмент для диагностики типа отношения к болезни, такназываемый Личностный Опросник Бехтеревского Института (ЛОБИ) [35],описание которого представлено в главе 2.Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о преимущественнодезадаптивных типах отношения к болезни у онкологических больных. Так, Л.Н.Сидоренко и соавт. (1983) при обследовании 223 больных РМЖ выявили у 61,7%тревожно-депрессивный, сенситивный и неврастенический типы реагирования, у16,7% – паранойяльный [61]. Ю.Е. Мищук и соавт. (2008) в собственномисследовании 46 пациенток с РМЖ в послеоперационном периоде послемастэктомии обнаружили отсутствие гармоничного и значительное преобладаниенеадаптивных типов отношения к болезни [57].
А.А. Кузнецова (2008) пишет опреобладании дезадаптивных типов отношения к болезни, обследовав 80 женщин26с РМЖ I-II стадии [43]. И.В. Григорьева, С.А. Игумнов (2009) при обследовании90 больных, прооперированных по поводу рака щитовидной железы (с давностьюоперации 3-10 лет), обнаружили предпочтительные типы реагирования наболезнь: тревожный, неврастенический, обсессивно-фобический, сенситивный иэйфорический. При этом, как отмечают авторы, продолжительное тревожноереагирование на заболевание вызывает дезорганизацию мышления и уменьшаетэффективность адаптационных процессов и освоение новых навыков приреабилитации, а эйфорическое – облегченное отношение к болезни и лечению[27].Как справедливо считают уже упоминаемые А.Б. Смулевич и соавт.
(2007),повышаетсязначимостьпсихотерапии,направленнойнаформированиеадекватного отношения к болезни и подъем уровня комплаентности. Выявленныесведения об особенностях ВКБ и защитных механизмах для каждого изобозначенных типов психогенных реакций могут применяться для разработки иповышения эффективности психотерапевтических методов [65].Итак,литературныеданныесвидетельствуютопреимущественнодезадаптивных реакциях на заболевание у больных раком, в формированиикоторых существенная роль принадлежит личностным чертам данных пациентов.При этом обнаруженные различия в личностных характеристиках при различнойопухолевой локализации свидетельствуют о необходимости изучения личностныхособенностей онкологических больных, наряду с характером их реагирования назаболевание,прикаждойформеонкозаболеваниядляопределениятерапевтических "мишеней" при проведении с ними психокоррекционныхмероприятий с целью повышения их эффективности.1.5. Клинико-психологические характеристики больных раком тела маткиКоличество работ, посвященных изучению психики больных РТМ,немногочисленно.
Вместе с тем в работах, в которых представлены сведения опсихических расстройствах, манифестирующих в связи с раком гинекологическихорганов, сообщается о широком спектре психопатологических невротическихсиндромов с преобладанием тревожных и депрессивных расстройств. При этом27показатели распространенности указанных нарушений варьируют от 17% до78,7%. [18, 84, 132, 203, 208]. Реже выявляются дистимическое расстройство(15%) [134], посттравматическое стрессовое расстройство (2%), соматоформныерасстройства(4,8%)[168].Рядавтороввыделяютупациентоксонкозаболеваниями женской репродуктивной системы, перенесших радикальныехирургические операции, к которым относится и гистерэктомия, характерныепсихологические (комплекс утраты женственности; чувство ущербности исексуальнойнеполноценности;опасенияпреждевременногостарения)ипсихопатологические (сенситивные идеи отношения – больные отмечают, чтоокружающие "по-особенному" смотрят на них, обсуждают их дефектность,жалеют их) нарушения [40, 58, 84].В.В.
Васиянова (1996) при обследовании 122 женщин с онкопатологией теламаткиияичниковпослерадикальныхоперацийвыявилапограничныепсихические расстройства у 78,7% больных. Автор выделяет три клиническихварианта указанных расстройств: преобладающий невротический (58,3%),неврозоподобный (34,4%) и психоэндокринный (7,3%), и описывает их динамикуна следующих этапах наблюдения: в первые 3-4 месяца после операции, от 3-4месяцев до 3-4 лет, и от 3-4 лет и более. При невротическом варианте фобическиеи депрессивные реакции на выявленное онкозаболевание и оперативное лечениеформировались в невроз (с депрессивным, астеническим, ипохондрическим,истерическим синдромами) и реже – в невротическое развитие личности(депрессивного,обсессивно-фобическогоилиистерическогокруга).Впреморбиде было выявлено 42,9% акцентуаций характера – сенситивного,психастенического и истерического типов.















