Диссертация (1140586), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В структуре тревожного синдрома часто выявляются фобии по поводу:возможной смерти во время операции; осложнений хирургического, лучевого ихимиотерапевтического лечения; прогрессирования заболевания; нарушенийсемейных отношений; потери или снижения трудоспособности и другихотрицательных социальных последствий [106]. Некоторые авторы сообщают оформированиипередрадикальнымиоперациямидисморфоманическихрасстройств [181]. Е.Ф.
Бажин, А.В. Гнездилов (1980) в предоперационномпериоде выявляют наибольшее число больных с тревожно-депрессивным типомреагирования (51,9%). Второе место по распространенности до и после операциии перед выпиской заняли дисфорические реакции. После операции тревожнодепрессивный тип реагирования сменяется тревожно-ипохондрической, астеноипохондрической,астено-депрессивной,апатическойсимптоматикойи,значительно реже, наблюдается развитие эйфорической реакции [7].На катамнестическом этапе многие авторы также обнаруживают высокуюраспространенность психических невротических нарушений у онкологическихбольных.
Е.Ф. Бажин, А.В. Гнездилов (1983) пишут, что спустя 6-18 месяцев18после выписки из стационара, несмотря на удовлетворительное соматическоесостояние, две трети пациентов обнаруживали утрату к прежним интересам,самоизоляцию, депрессивные переживания [8]. С.Д. Галлиулина (2000) сообщаето депрессивных расстройствах у больных раком на катамнестическом этапе [23].А.В. Андрющенко (2014) подчеркивает, что даже при "позитивном" исходелечения у большинства онкологических больных обнаруживается многолетняядепрессия [3].
В некоторых современных работах сообщается об особом вариантебиполярногоаффективногорасстройствауонкологическихбольных–соматореактивной циклотимии. Данное расстройство манифестирует в связи ссоматически обусловленным стрессом, протекает полярными, эндоформнымифазами, а его динамика подчинена течению онкологического заболевания:депрессия – при рецидиве и гипомания – при ремиссии [31, 91].В последние десятилетия появляются работы, в которых указывается наразвитие у онкологических больных, чаще спустя 1-6 месяцев после началалечения, посттравматического стрессового расстройства, продолжительностью до2-х и более лет. Клиническая картина представлена страхом повторногозаболевания,навязчивымимыслямиофактеобнаруженияопухолииперенесенных лечебно-диагностических мероприятиях в форме "инвазивныхпереживаний", избегающим поведением в отношении ситуаций, напоминающих оболезни,"интрузивнымивоспоминаниями"–ощущениямиповторногопереживания болезненной симптоматики [22, 127, 136, 175, 180, 199, 200].Частота встречаемости отмеченных расстройств у онкологических пациентовпосле лечения, по данным некоторых авторов, составляет от 0 до 32% [60, 150].У некоторых больных в послеоперационном периоде формируютсяэндоформные гипоманиакальные реакции с повышенным фоном настроения,радужной оценкой своего состояния.
Такие пациенты склонны не придерживатьсякаких-либо ограничений, пренебрегать врачебными рекомендациями [25, 81]. Участибольныхнаблюдаетсяипохондрическоеразвитиеличностиспереориентацией жизненных приоритетов в поддерживание своего здоровья [54,119].19Л.И.Монасыпова(2012)приизучениипсихики158больных,прооперированных по поводу рака молочной железы и гинекологической сферы,на трех этапах катамнестического наблюдения – до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1года, и от 1 года до 8 лет, выявила на всех этапах наблюдения преобладаниепсихических нарушений, соответствующих диагнозу по МКБ-10 "смешаннаятревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации".При этом автором обнаружено нарастание психического неблагополучия наотдаленных этапах катамнестического наблюдения: увеличение показателейраспространенности психопатологических нарушений, хронизация тревожных идепрессивных расстройств, снижение доли психических нарушений более легкогорегистра.
Причем 36,8% из 57 женщин, не имеющих признаков онкозаболеванияпосле успешно проведенного лечения, испытывали страх перед рецидивомзаболевания [58].А.Ю. Березанцев и соавт. (2011) исследовали 155 пациенток с ракоммолочной железы и гинекологической сферы в период от 2 мес. до 3 лет послевыписки из стационара. Была выявлена акцентуация характера у всехобследованных, что, как полагают авторы, может быть обусловлено заострениемличностныхчертпродолжительныммассивнымстрессом,связанногосонкозаболеванием [40]. Ряд авторов сообщают о стойкой тревожно-фобическойсимптоматике и канцерофобии у больных раком на отдаленных этапахкатамнестического наблюдения [54, 109, 111].М.А.Самушия(2014)обследовалабольныхзлокачественныминовообразованиями органов женской репродуктивной системы, разделенных натри группы относительно этапа заболевания: первая – на диагностическом истационарном, вторая – в состоянии ремиссии и третья – при рецидивеонкозаболевания.
У 66,6% пациенток первой группы выявлены синдромальнозавершенные психические расстройства с превалированием (58%) расстройствадаптации. У 76% больных третьей группы обнаружены синдромальнозавершенныепсихопатологическиенарушенияспреобладанием(57%)расстройств адаптации. Причем в спектре нозогений в указанных группах20выявлены статистически значимые различия: в первой группе, в сравнении стретьей,преобладалидиссоциативныереакции(43,5%)иреакцииизбегания/откладывания (12,9%), а тревожно-депрессивные реакции составили27,4%; в третьей группе превалировали тревожно-депрессивные реакции (32,9%),диссоциативные реакции и реакции избегания/откладывания составили 26,3% и1,3% соответственно. В группе со стойкой ремиссией психопатологическиенарушения выявленыу 41,8% женщин с синдромально завершеннымипсихическими нарушениями с превалированием (41,8%) ипохондрическихрасстройств [83].Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о высокойраспространенности и клиническом полиморфизме психических невротическихрасстройств у онкологических больных на всех этапах онкозаболевания и, в рядеслучаев, их переходе в хроническое течение, в том числе и с повышением тяжестипсихопатологических нарушений.
Указанные данные свидетельствуют о высокойактуальностивсвоевременной,начинаясраннихэтаповзаболевания,психотерапевтической и, в ряде случаев, психиатрической помощи пациентам сонкопатологией.1.4. Личностные особенности онкобольныхРазвитие и характер психопатологических нарушений при соматическихзаболеваниях, по мнению многих авторов, зависит от особенностей реакцииличности на болезнь. Еще в 1961 году В.А. Ромасенко, К.А. Скворцов, изучаяпсихические расстройства у онкобольных, утверждали, что "наряду с факторамифизико-химическими,индивидуальностьбиологическими,больного,егопереживанияпатофизиологическимиоформляютвизвестнуюсовокупность клиническую картину и течение болезни" [70].
На важность ролиличностныхчертвформированиинервно-психическихрасстройствприонкологических заболеваниях указывают и другие авторы [4, 21, 29, 40].Исследованию личностных особенностей больных раком посвященобольшое количество работ. При этом отмечаются противоречивые данные.
Так, вболее ранних работах одни авторы считают, что для онкобольных характерен так21называемый тип личности "С", проявляющийся трудностями в выражениинегативныхэмоций,преждевсегогнева,социальнойконформностью,склонностью подавлять свои базовые потребности в угоду окружающим и т.д.[118, 191, 202]. Тогда как другие исследователи находят у больных раком такиеличностные черты,как: повышеннуютребовательностькокружающим,конфликтность, бескомпромиссность и т.п. [6].Позднее появляются работы, где обнаруживаются различия в личностныххарактеристиках при различных формах рака.
А.Н. Великолуг и соавт. (1997)выявили у больных раком молочной железы фрустрационную нетолерантность,раком прямой кишки – агрессивное беспокойство, раком мочевого пузыря –эмоциональную неустойчивость [71]. Л.Н. Касимова, Т.В. Жиляева (2009) в своемисследованииобнаружили:во-первых,отличиявхарактерологическихособенностях у онкобольных и здоровых лиц: у первых – более высокиетревожность и эмотивность, и более низкие возбудимость, демонстративность иэкзальтированность; и, во-вторых, различия в личностных особенностях приразличной опухолевой локализации: больные раком молочной железы и кожиотличались высокой эмотивностью, раком легкого – низким уровнем тревожностии дистимности, желудка – высоким уровнем дистимности, меланомой – высокойчастотой ананкастного расстройства личности, высоким уровнем педантичности изастреваемости [37].Врядеисследованийотмеченавзаимосвязьмеждуличностнымиособенностями больных раком и характером психопатологических нарушений.При этом отмечаются как схожие, так и противоречивые данные.
В.Н.Герасименко и соавт. (1988) сообщают о склонности "синтонных" личностей кневыраженным астено-депрессивным и астено-ипохондрическим реакциям;"тревожно-мнительных" – к выраженным психогенным реакциям с тревожнодепрессивными или обсессивно-фобическими симптомами, устойчивыми клечению; "шизоидных" – к формированию сверхценных и бредоподобных идей,самоизоляции, аутизации, суицидальных тенденций, со стойкостью данныхнарушений;"истероидных"–кдеперсонализационно-дереализационным22расстройствам; "возбудимых" – к дисфорическим реакциям [72]. А.В.
Гнездилов(1995) пишет о преобладании в клинической картине у стеничных личностейтревоги и страха, а у астеничных – депрессии [25]. И.В. Архипова, Н.П. Кокорина(2009) обнаружили, что у женщин с астеническими чертами характера чащеформировались тревожно-депрессивный и астено-депрессивный синдромы.















