Диссертация (1140524), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Но связь гиперхолестеринемии и гиперандрогенемии следуетрассматривать только в контексте отдельных популяций больных, имеющихсклонность и к гиперхолестеринемии, и к гиперандрогенемии.Большинствоисследований,посвященныхпроблемевзаимосвязидислипидемии и нарушений репродуктивного здоровья, проводились средибольных СПКЯ [121, 196]. Преобладающим вариантом дислипидемии у даннойкатегории пациентов оказалось снижение уровня ЛПВП в сочетании с33повышением уровня триглицеридов и ЛПОНП [270], причем, характеристикидислипидемии отличались в зависимости от наличия ожирения. У женщин сСПКЯ и нормальным ИМТ обнаруживалось снижение уровней ЛПВП, ЛПВП-2при нормальной концентрации триглицеридов, в то время как у женщин сожирением и СПКЯ уровень триглицеридов был повышен [81].
Увеличениеуровней общего холестерина и его атерогенных фракций у женщин с СПКЯбыло прямо пропорционально возрасту пациенток, в то время как у женщин безСПКЯ данной взаимосвязи не наблюдалось [198].У больных СПКЯ, как с ожирением, так и без такового, отмечаласьсклонность к увеличению соотношения окружности талии к окружности бедер,что ассоциировалось с риском дислипидемии [193].
Объяснением данногонаблюдения служит тот факт, что, по сравнению с периферической жировойтканью,адипоцитывисцеральногожира,избытоккоторогосвязансувеличением окружности талии, характеризуются большей метаболическойактивностью и интенсивной утилизацией жирных кислот путем липолиза [47,176]. Исследования, проведенные in vitro, указывают на наличие раннегопервичного дефекта липолиза у пациенток с СПКЯ. Так, отмечаетсязначительное повышение активности комплекса протеинкиназы А – гормончувствительной липазы в висцеральных адипоцитах, выделенных у больныхСПКЯ [94].У женщин с СПКЯ и различными нарушениями углеводного обменаотмечается значительно более высокая частота дислипидемии (88%).
Крометого, у 81% женщин с СПКЯ и инсулинорезистентностью обнаруживаютсянарушениялипидногопрофиля,посравнениюс65%женщинбезинсулинорезистентности (p<0,05).В большинстве исследований у женщин с СПКЯ регистрируют повышениеуровня ЛПНП как при наличии ожирения, так и при его отсутствии. В то же34времяследуетучитывать,чтопростоеколичественноеопределениеконцентрации ЛПНП может вводить в заблуждение, так как спектр ЛПНП негомогенен. Малые и плотные частицы ЛПНП (ЛПНП-III и ЛПНП-IV) считаютсяболее атерогенными, чем более крупные плавучие виды ЛПНП (ЛПНП-I иЛПНП-II). Показано, что само по себе наличие СПКЯ является наиболееважным фактором, повышающим вероятность атерогенного характера профиляЛПНП [202]. Корреляция размера частиц ЛПНП и снижения уровня глобулина,связывающего половые гормоны (ГСПГ) – маркера избытка андрогенов,позволяет сделать заключение о том, что избыток андрогенов оказывает раннийэффект на размер частиц ЛПНП у женщин с СПКЯ [57].Анализ проведенной литературы показал, что СПКЯ связан с атерогеннымлипопротеидным профилем, характеризуемым повышением уровня богатыхтриглицеридами липопротеидов, повышением уровня малых плотных ЛПНП иснижениемуровняЛПВП.Указанныеизменениятесносвязанысинсулинорезистентностью, а гиперандрогенемия может вносить вклад вснижение уровня ЛПВП путем стимуляции активности печеночной липазы.
Нодислипидемия наблюдается у женщин с менструальной и репродуктивнойдисфункцией и при отсутствии ожирения или инсулинорезистентности, что неимеет отчетливого объяснения. Ясно также, что гиперандрогения и метаболизмлипидов взаимосвязаны, однако характер этой связи изучен недостаточно.1.5. ЗаключениеОжирение, вне всяких сомнений, является одной из наиболее серьезных иактуальныхпроблеммедицины,котораярепродуктивном здоровье женщины.значимоотражаетсяинаВ последние десятилетия выявленомножество факторов, участвующих в патогенезе ожирения и одновременно35негативно влияющих на продукцию овариальных стероидов, процесс овуляции,имплантации и другие основополагающие моменты менструального цикла.Несмотряназначительноечислоработ,посвященныхизучениювзаимосвязи расстройств жирового обмена и нарушений менструальной ирепродуктивной функции, в этой области знания остается много открытыхвопросов.
В частности, до конца не ясна роль различных гормонов,регулирующихжировойобмен,вфизиологическихипатологическихпроцессах, происходящих в репродуктивной системе. При известном участииожирения в патогенезе менструальной дисфункции остаются не изученнымипути формирования разных типов нарушений овуляторной функции яичников,и дифференциальная диагностика СПКЯ и вторичных эндокринных изменений,ассоциированныхсожирением,по-прежнемупредставляеттрудности.Дислипидемия освещается только как феномен, сопровождающий ожирениеили СПКЯ, и причинно-следственные взаимосвязи нарушений липидногообмена и менструальной дисфункции до сих пор не отслеживались.
Наконец,вопросы ведения больных с нарушениями менструальной и репродуктивнойфункции остаются остро актуальными, поскольку нарушения жирового обменаограничиваютвозможностьгормональнойтерапиииснижаютееэффективность. Таким образом, проблема ведения пациенток с нарушениемменструальной функции на фоне ожирения и/или дислипидемии требуетдальнейшего изучения.36ГЛАВА II. Клиническая характеристика обследованных пациенток иметоды исследованияДиссертационное исследование одобрено Локальным комитетом ФГАОУВО Первого МГМУ им.
И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет).В период с 2013 по 2016 гг. проведены одномоментное и проспективноеисследования на базе клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф. СнегиреваПМГМУ им. И.М. Сеченова. В исследовании принимали участие 150 женщин ввозрасте от 18 до 37 лет (средний возраст 29,8±4,7 лет), обратившихся кгинекологу по различным причинам.Для включения в исследование использовались следующие критерии:1.Возраст от 18 до 37 лет.2.Нарушения жирового обмена (не менее одного признака):a)избыточная масса тела (ИМТ ≥25 кг/м2) или ожирение (ИМТ ≥ 30кг/м2);b)дислипидемия по результатам биохимического исследования крови:c)гиперхолестеринемия(общийхолестерин≥5,6ммоль/л)сувеличением содержания фракций липопротеидов низкой плотности (ЛПНП),и/или очень низкой плотности (ЛПОНП), и/или снижением содержаниялипопротеидов высокой плотности (ЛПВП);d)гипертриглицеридемия (триглицериды ≥ 1,8 ммоль/л).3.Информированное согласие на участие в исследовании.В исследование не включались пациенты, соответствующие следующимкритериям:1.
Дефицит массы тела (ИМТ < 18,5 кг/м2);372. Заболевания женских половых органов, связанные со структурнымипричинами нарушений менструального цикла (субмукозная миома матки,аденомиоз, синдром Ашермана и т. п.);3. Заболевания, связанные с нарушением половой дифференцировки инеобратимыми врожденными формами гипогонадизма;4. Вторичное ожирение при эндокринопатиях (синдром Кушинга,акромегалия);5. Применение гормональной, сахаропонижающей и гиполипидемическойтерапии, а также других лекарственных средств и биологически активныхдобавок пище, способных повлиять на метаболические параметры;6.
Беременность;7. Отказ от участия в исследовании.2.1 Общая характеристика больныхСреди включенных в исследование пациенток 31 (20,7%) имелиизбыточную массу тела, 65 (43,3%) – ожирение. Распределение пациенток позначению ИМТ представлено в таблице 2.1.Таблица 2.1.Индекс массы тела пациенток, включенных в исследованиеВеличина ИМТКоличество больных (n=150)Абс.%18,5-24,9 (норма)5436,025,0-29,9 (избыточная масса тела)3120,730,0-34,9 (ожирение 1 степени)2919,335,0-39,9 (ожирение 2 степени)2718,040,0-44,5 (ожирение 3 степени)96,038По результатам оценки жирового обмена участницы исследования былиразделены на 3 группы:I группа – 50 женщин с ИМТ ≥ 25 кг/м2 и лабораторнымипризнаками дислипидемии (средний возраст 33,9±2,7 года);II группа – 46 женщин с ИМТ ≥ 25 кг/м2 и нормальнойлипидограммой (средний возраст 26,8±3,4 лет);III группа – 54 женщины с ИМТ < 25 кг/м2 и дислипидемией(средний возраст 28,6±4,1 лет).В группу контроля вошли 20 здоровых женщин с нормальной массойтела и регулярным менструальным циклом (средний возраст 28,0±6,8 лет).Анализ наследственности включённых в исследование пациентокпоказал отягощённость по кардиоваскулярной патологии, эндокриннымзаболеваниям, болезням гепатобилиарной системы, онкологической патологиии гинекологическим заболеваниям (таблица 2.2).При анализе наследственной предрасположенности в группах быливыявлены существенные различия по сердечно-сосудистым заболеваниям и СД2 типа, которые достоверно чаще (p<0,05) встречались у родителей пациенток сожирением.
При этом отличий в распространённости ожирения по I–II линииродства у пациенток разных групп не наблюдалось.Анализ информации о перенесенных заболеваниях выявил высокуючастоту детских инфекций в анамнезе у обследованных пациенток (рисунок2.1). Корь и коревая краснуха, частые острые респираторные вирусныеинфекции (ОРВИ) чаще отмечались у пациенток I и III групп по сравнению со IIгруппой (p<0,05).39Таблица 2.2.Характеристика наследственности у пациенток по I и II степени родства(материнская + отцовская линия), абс.















