Диссертация (1140393), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Первый фактор объяснял 22,8% совокупнойдисперсии признаков, второй фактор – 8,8%, третий - 7,8%, четвертый –6.4%, пятый – 4.9%, шестой - 4.5%, седьмой – 3.5%, восьмой – 2.9%, девятый– 2.9%, десятый – 2.7%, одиннадцатый – 2.6%, двенадцатый – 2,6%, тринадцатый – 2,5%, четырнадцатый – 2,2%. В совокупности эти факторы объясняли 77.1% общей дисперсии признаков.Наибольшее влияние на формирование первого главного фактора оказали высота и ширина клетки, высота и ширина ядра, объем клетки, объемядра, наличие полиморфных А-клеток, многоядерных клеток, отличий строения узла от нормальной ткани, наличие папиллярных структур с короткими,длинными, широкими и ветвящимися сосочками.
На второй главный факторв наибольшей степени влияли наличие оксифильной цитоплазмы, наличие Вклеток, и мономорфное строение узла. Третий главный фактор сильно коррелировал только с наличием сетчатого и плотного коллоида. Четвертый фактор - с наличием вытянутого и округлого ядра В-клеток. На пятый факторнаибольшее влияние оказывало наличие плоских и кубических А-клеток. Нашестой фактор наибольшее влияние оказывало наличие округлой формы Вклеток. Седьмой фактор сильно коррелировал только с наличием диффузнойлимфоидной инфильтрации, восьмой – с наличием гомогенного коллоида,девятый – с объемом цитоплазмы, десятый – с наличием пенистого коллоида,одиннадцатый – с наличием плоскоклеточной метаплазии, двенадцатый – сналичием псаммозных телец, тринадцатый – с наличием кровоизлияний и четырнадцатый – с наличием зернистой цитоплазмы (таб.
16).Таким образом, первый главный фактор можно считать в данной системе фактором папиллярной трансформации и размера клеток, второй – мономорфности патологического узла и наличия В-клеток, третий, восьмой идесятый – факторами состояния коллоида, четвертый – фактором, характеризовавшим ядро В-клеток, пятый фактор определял форму А-клеток, шестой –форму В-клеток, седьмой, двенадцатый и тринадцатый факторы описывалитканевые изменения щитовидной железы, девятый и четырнадцатый факторыотражали состояние цитоплазмы, одиннадцатый – метапластические изменения.Выделение четырнадцати главных факторов свидетельствует о 14 вероятных тенденциях в динамике структуры щитовидной железы в связи с увеличением степени тяжести патологических процессов. Высокий процент совокупной дисперсии показателей, описываемый первым главным фактором,дает право считать динамику и уравнение множественной регрессии первогофактора отражением основной закономерности патологического процесса вщитовидной железе.110ГЛАВА 4.ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОБСТВЕННЫХИССЛЕДОВАНИЙЩитовидная железа, обладая широким спектром гормональных воздействий, играет исключительно важную роль в развитии как организма вцелом, так и отдельных его систем, способствует его адаптации к меняющимся факторам внешней и внутренней среды (Хмельницкий O.K., 2003;Трошина Е.А.
и др., 2009). Щитовидная железа, являясь органом-мишеньюмультифакторного загрязнения окружающей среды, характеризуется высокойструктурной и функциональной лабильностью в ответ на различного родавоздействия (Балаболкин М.И., 1986; Мышкина А.К., Степанов С.А., Калмина О.А., 1992; Трошина Е.А., Мартиросян И.Т., Юшков П.В., 2007). Поэтомуструктура тиреоидной патологии - один из информативных показателей здоровья населения, одновременно характеризующий и экологическую обстановку в изучаемом регионе. Систематическое изучение структуры патологиищитовидной железы позволяет прослеживать особенности реагирования органа на изменения окружающей среды, дает возможность прогнозирования ипрофилактики не только болезней щитовидной железы, но и многих других,этиология которых тесно связана с экологической обстановкой в регионе.Несмотря на имеющиеся расхождения в структуре тиреоидной патологииразличных регионов страны, всеми авторами подчеркивается преобладаниеженщин среди больных (80-90%), увеличение частоты предраковых процессов, возрастание количества случаев патологии с иммунными нарушениями(Хмельницкий O.K., Киселев А.В., 1998; Туровинина Е.Ф., Суплотова Л.А.,Новаковская Н.А., 2006; Трошина Е.А., Юкина М.Ю., 2008; Тимофеева Л.А.,Алешина Т.Н., Семенов В.Д., 2014; Успенская А.А.
и др., 2014).Наше исследование возрастных и половых особенностей заболеванийщитовидной железы показало, что тиреоидная патология у женщин во всехвозрастных группах встречалась в 8-13 раз чаще, чем у мужчин. Максималь-111ный процент заболеваний щитовидной железы (56,5%) приходился на людейзрелого возраста (41-60 лет). В структуре заболеваемости наиболее частовстречались макро-микрофолликулярный (49,8%) и диффузно-токсический(19,5%) зобы. Люди до 40 лет наиболее часто поражались ДТЗ, с 41-60 лет ММФНТЗ и ДТЗ.По данным операционного материала областной клинической больницы им. Н.Н. Бурденко г. Пензы у лиц в возрасте до 30 лет чаще выявлялсяДТЗ (38,5% случаев).
У лиц от 31 до 40 лет примерно с равной частотой обнаруживались ММФНТЗ (31,7% случаев) и ДТЗ (31,8% случаев). У лицстарше 40 лет преобладал ММФНТЗ – от 44,3 % до 59,3% случаев в различных возрастных группах: от 41 до 50 лет – в 44,3% случаев, от 51 до 60 лет - в50,0% случаев, у лиц 61-70 лет - в 59,3% случаев, у лиц старше 70 лет - в55,6% случаев.При оценке структуры патологии в других регионах страны было выявлено, что в Саратовской области наблюдалось более равномерное распределение групп патологии, и аналогичные заболевания щитовидной железывстречались в тех же возрастных группах с несколько меньшей частотой. Ввозрасте до 30 лет ДТЗ выявлялся в 27,8% случаев. У лиц от 31 до 40 летММФНТЗ обнаруживался в 28,8% случаев, у лиц от 41 до 50 лет – в 30,8%случаев, у лиц 51-60 лет – в 31,1% случаев, у лиц 61-70 лет – в 32,4% случаев,у лиц старше 70 лет – в 36,2% случаев (Адамова Я.Г., 2003).Для объективизации результатов морфоэкологическое исследованиеосуществлялось нами с использованием методов количественного и полуколичественного анализа, который был модифицирован и включал 72 параметра.
С помощью данных методов были даны морфофункциональные оценкиисследуемых групп патологии щитовидной железы.Исследование морфологической картины щитовидной железы позволяет с высокой степенью достоверности произвести диагностику патологического состояния, однако следует отметить небольшое количество работ, посвященных морфометрии. В Поволжском регионе последнее морфометриче112ское исследование щитовидной железы было проведено О.А. Калминой(1995) в г. Саратове (Калмина О.А., 1995). Спустя 8 лет там же было проведено морфоэкологическое исследование Я.Г.
Адамовой (2003), которое, однако, затрагивало только полуколичественные характеристики паренхимыщитовидной железы. Также морфоэкологическое исследование щитовиднойжелезы проводилось А.В. Ефимовой в 2000 году в Магадане, однако быловыполнено в биологическом профиле (Ефимова А.В., 2000). В Башкортостанеморфоэкологическое исследование включало изучение клинических аспектовпатологии щитовидной железы, в исследовании по Нижегородской областине проводилась микрометрия (Фархутдинова Л.М., 2007; Орлинская Н.Ю.,2009).Таким образом, сравнение результатов наших исследований возможнотолько с данными микроморфометрии, полученными в Саратовской и Магаданской областях.Микроморфологическая картина, характерная для узловых образованийщитовидной железы у жителей Пензенской области, обладает рядом особенностей, по сравнению со структурой щитовидной железы при данной патологии у жителей Саратовской и Магаданской областей.На фоне стандартной патоморфологической картины узлового нетоксического зоба с наличием крупных фолликулов, выстланным уплощеннымэпителием и заполненными гомогенным плотным коллоидом размерные характеристики фолликулов (332,50±3,48 мкм) соответствовали таковым в других регионах (320±16 мкм в Саратове (Степанов С.А., Гуляев А.И., Лисенкова Л.А., 1988), 243,04±5,42 мкм в Магадане (Ефимова А.В., 2000)).Высота тиреоидного эпителия, как основной показатель активностищитовидной железы, в близлежащих регионах несколько отличалась и составляла 4,86±0,10 мкм в Пензе и 3,8±0,03 в Саратове (Степанов С.А., ГуляевА.И., Лисенкова Л.А., 1988).
В исследовании Я.Г. Адамовой (2003) тиреоидный эпителий характеризуется как плоский и кубический с преобладаниемкубической формы (плоский эпителий - 44,8%, кубический эпителий - 65,5%)113(Адамова Я.Г., 2003). Аналогичные полуколичественные исследования вПензе показали преобладание уплощенного эпителия (64%). Также отмеченанекоторая разница в строении ядер: в нашем исследовании при высоте ядра2,86±0,09 мкм и ширине 3,32±0,09 мкм определялась овальная форма ядра(67,1%), в то время как в Саратовской области округлая форма ядер выявлялась в 58,6% случаев (Адамова Я.Г., 2003). По данным Я.Г.















