Диссертация (1140279), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Депрессия истресс находятся в комплексной и реципрокной взаимосвязи. С однойстороны, хронический стресс повышает риск возникновения депрессии, сдругойстороныдепрессияповышаетвероятностьвозникновенияотягчающих жизненных событий вследствие настроения индивидуума [62].Гендерные стереотипы поведения также влияют на особенноститечения тревожного расстройства. Недостаточно выраженные маскулинныечерты у лиц с паническим расстройством приводят к развитию агорафобии,обуславливают прогредиентный тип течения заболевания и выраженнуюсоциальную дезадаптацию. Недостаточная маскулинизация характерна длябольных паническим расстройством и предрасполагает к формированиюизбегательного поведения [63].Мы не нашли исследований на тему влияния социального гендера надепрессию, тревогу и агрессию у лиц с эпилепсией. В одном из исследованийсообщается о том, что пациенты с тревожными расстройствами имели болеенизкий уровень заботы матери и отца по сравнению с пациентами срезистентной эпилепсией [123].1.4.1.1 Особенности паттерна копинг- стратегий у больныхэпилепсиейВ последние годы достигнуты существенные успехи в терапииэпилепсии.
Разработаны и внедрены разные лекарственные препараты спринципиально новыми механизмами действия. Тем не менее, по- прежнемуу 30% больных приступы остаются рефрактерными и фармакорезистентными[6, 7, 8, 9, 10, 40]. Препараты для лечения эпилепсии имеют много побочныхэффектов, а также существенно не влияют на выраженность сопутствующих24эпилепсии психических нарушений. Таким образом, несомненный интереспредставляет разработка немедикаментозных методов снижения частотыприступов и стресса, возникающего вследствие них, в составе комплексноголечения.
В течение последнего десятилетия исследователи уделяют всебольше внимания психологическим методам редукции приступов. Одним изнаправлений является использование копинг – стратегий (стратегийсовладания).Имеется большое количество работ, посвященных копинг- стратегиямпри эпилепсии в типичном понимании.Подчеркивается, что пациенты с эпилепсией, возможно, менееэффективно адаптируются к своему заболеванию и имеют более низкийуровень вовлеченности в выгодное поведение при болезни и режеиспользуют копинг- стратегии.
У пациентов с эпилепсией преобладаетвнешний локус-контроль [38, 42].Первый приступ может восприниматься как угроза ощущениюконтроля пациента над своим состоянием, приводя к каскаду когнитивных иповеденческих процессов. Существуют две линии поведения в зависимостиот степени ощущения потери контроля вследствие приступа. Практическиполнаяпотеряконтроляхарактеризуетсяувеличениемпредчувствияуязвимости и смертности, сильным страхом перед повторным приступом иаффективными расстройствами. Эти пациенты направляют значительныекогнитивные и поведенческие попытки в направлении восстановленияконтроля. Напротив, ограниченная потеря контроля ассоциируетсяминимальнойпсихологическойперестройкой.Длятакихспациентовкогнитивные стратегии и небольшая коррекция здорового поведенияказалисьдостаточнымидлявосстановленияпотерянногоощущенияконтроля.[38]Пациенты со значительной потерей контроля чаще использовалиэмоциональные копинг- стратегии и искали эмоциональную поддержку.Установлена связь между высоким уровнем сфокусированного на эмоциях25копинга и высокими уровнями невротизации.
Напротив, более слабыеэмоциональные реакции защищают пациентов с ограниченной потерейконтроля от значительной психологической перестройки. Другие возможныеобъяснения ограниченного ответа включают более частое использованиестратегий отрицания и избегания, и предшествующее первому приступуощущение неконтролируемой природы жизни, т.о. убеждения не меняютсяпосле приступа.Тенденцию к полной потере контроля имеют женщины, лица, имевшиепсихические расстройства в анамнезе, пожилые пациенты и лица с низкимуровнем образования.Больные эпилепсией имеют отличные от популяции в целом копингстратегии - они имеют тенденцию к менее активным копинг -стратегиям, чтосвязано с более высокой тяжестью приступов по самоощущениям.
Выявлено,что пациенты используют скорее эмоциональные стратегии совладания спсихосоциальными особенностями эпилепсии, чем сфокусированные напроблемах [43, 124, 189]. Побуждение пациентов к использованию активныхстратегий совладания приводит к снижению самоощущения тяжестиприступа [44].Резистентные к лечению пациенты чаще используют стратегииотрицания [45,46] и исключения, напротив, свободные от приступовпациенты используют стратегию контроля, ассоциированную с болеехорошей адаптацией [46].В целом, по данным одних авторов, пациенты с эпилепсией имеютболее избегающий копинг- стиль в сравнении с общей популяцией.Возникает ощущение, что персональный копинг -стиль является болееважным, чем объективные характеристики приступа для предсказанияпсихических аспектов качества жизни[47].
По данным других авторов,данная группа больных в целом, напротив, предпочитает совладание,направленное на взаимодействие со стрессором (религию, принятие,эмоциональную поддержку) совладанию, направленному на избегание26стрессора (отрицание, использование юмора и зависимость) [48].Афроамериканская раса больше, чем кавказская и более старшийвозрастбылиассоциированыссовладанием,направленнымнавзаимодействие со стрессором, в то время как отрицание, использованиеюмора и зависимость коррелировали с низким уровнем дохода икомплаентности лечению и отсутствием прав на вождение автомобилем[48].Сообщается о том, что на выбор копинг- стратегий больше всего влияетвозраст, пол, уровень образования, наличие семьи, тип приступов [189] .В последнее время все больше ученых исследуют альтернативнуюмедицину как дополнительный метод улучшения качества жизни приэпилепсии[49].
В литературе предлагаются потенциальные эффективныекопинг- стратегии , такие как йога [51-53], акупунктура [54], техникабиологическойобратнойсвязи,терапияпосредствоммузыкииэмоциональная поддержка [55], а также физические упражнения [50, 60, 61].С помощью этих стратегий можно достичь расслабления тела и разума исущественно уменьшить стресс, что улучшает контроль приступов и качестважизни [55].
Кроме ПЭТ, умеренные физические упражнения под контролемврача могут помочь пациентам жить полной жизнью [50]. В этом контекстедуховность и религия также выступают в качестве возможной стратегиисовладания для пациентов с эпилепсией [56-59,90]. Религия и духовностьиспользуется пациентами с эпилепсией различного вероисповедания[58] имогут влиять на качество жизни пациентов [59].1.4.2 Нейробиологические аспекты патогенеза аффективных нарушений,ассоциированных с эпилепсиейДанные исследований по влиянию биологического пола на депрессию,тревогу, агрессию противоречивы.
Ранее в некоторых исследованиях былопоказано отсутствие гендерного превалирования депрессии [137, 140] итревоги [134, 135] у женщин с эпилепсией по сравнению с мужчинами.27Piazzini A et al. показали отсутствие гендерного превалирования депрессии итревоги при ВЭ [203]. Более того было показано, что в отличие от здоровойпопуляции у мужчин, страдающих эпилепсией, выше риск развитиядепрессии по сравнению с женщинами [127-129]. Endermann M, иZimmermann F. (2009) показали, что у мужчин с эпилепсией был болеевысокий уровень депрессии по сравнению с женщинами [136].
В другихисследованиях, напротив, показано депрессия [122, 135,138, 213] и тревога[122, 137, 138, 139, 213] чаще встречалась у женщин с эпилепсией посравнению с мужчинами.Что касается влияния половых отличий на агрессию, то одни авторысообщают, что мужчины c эпилепсией агрессивнее в целом [111], посубшкале «физическая агрессия» [108], в то время как другие не выявилидостоверных отличий [113,114]. Это значимо отличает больных эпилепсиейот здоровой популяции, в которой превалирование физической агрессии умужчин показано как в психологических [125], так и в этнографических[126]исследованиях.Кроме того что эпилепсия является хроническим заболеванием спсихосоциальнымисложностями,эпилепсиятакжеявляетсяневрологическим заболеванием, что, возможно, вносит вклад в развитиепсихических расстройств.
Schiffer and Babigian [70] не выявили разницы впсихических расстройствах у пациентов с ВЭ и рассеянным склерозом, кромеповышенной выраженности депрессии пациентов с рассеянным склерозом.Было выявлено, что частота приступов является фактором риска дляразвития депрессии и тревоги [137, 138]. Предикторами депрессии приэпилепсиибылитравмывследствиеприступов[137],длительностьзаболевания более 10 лет [197].Важными предикторами тревожных и депрессивных симптомов былиэффекты лечения и беспокойство о приступах по шкале QOLIE-31, которыеболее сильно были ассоциированы с тревожными и депрессивнымисимптомами у мужчин [135].
Было выявлено, что симптоматическая28эпилепсия является фактором риска для развития тревоги и /илидепрессии[138]. Высокая тревога у лиц с эпилепсией была ассоциирована сдепрессией, побочными эффектами антиконвульсантов, низким уровнемобразования и отсутствием работы [122, 139], политерапией [197], раннимвозрастом дебюта (до 10 лет)[136].Piazzini et al. (2012) [108] показали, что высокий уровень агрессии приэпилепсии ассоциирован с более молодым возрастом (физическая агрессия,вербальная агрессия, раздражение), более ранним возрастом дебюта(физическаяагрессия,вербальнаяагрессия,индексвраждебности),отсутствием собственной семьи, наличием психических нарушений.Поданным Herzberg JL et al. (1988) высокий уровень агрессии при эпилепсииассоциировансраннимдебютом,длительнымиповеденческиминарушениями в анамнезе, низким IQ [111].















