Диссертация (1140217), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Гаспарова исоавт. (2009), у больных с АЯ встречались дисменорея (40%) и олигоменорея(11,3%).Работ, посвященных изучению концентрации гонадотропных и половыхстероидных гормонов в остром периоде АЯ, сравнительно немного ипредставленные в них результаты неоднозначны (Бреусенко В.Г. и соавт., 2000;Панкова О.Ю., 1999; Содномова Н.В., 2008).Так, по данным О.Ю. Панковой (1999), в остром периоде АЯ отмечаетсяснижение концентрации эстрадиола и прогестерона в сыворотке крови на фоне104повышения уровня ЛГ, ФСГ и пролактина. В работе Н.В. Содномовой (2008)приводятся данные о повышении уровня пролактина, ФСГ и эстрадиола в остромпериоде АЯ.Согласно полученным нами результатам, в остром периоде АЯ у 40% больныхсоотношение ЛГ/ФСГ было снижено, в том числе за счет повышения уровня ФСГв 10% наблюдений.
У 20% больных снижена концентрация эстрадиола.Как известно, в норме повышение уровня ФСГ происходит в концелютеиновой фазы при снижении концентрации эстрадиола и прогестерона врезультате угасания функциональной активности желтого тела (Манухин И.Б. исоавт., 2006).
У больных проспективной группы клиническая картина АЯразвилась на 21,1±0,89 день цикла при средней его длительности 34,12±2,94 дней.Таким образом, АЯ манифестировала в раннюю или среднюю стадии лютеиновойфазы, для которых описанные выше изменения гормонального фона нехарактерны и преждевременны.В определенной степени, наши данные согласуются с результатами Е.П.Кузнецовой (2011), изучавшей гормональный фон у больных с кистами желтоготела. Гормональный гомеостаз данной группы больных характеризовалсянарушением соотношения ЛГ/ФСГ в сторону увеличения показателей ФСГ,монотонным уровнем ФСГ, отсутствием тенденции к росту ЛГ в течениеменструального цикла и тенденцией к незначительному росту концентрацииэстрадиола при сниженном содержании прогестерона (у части больных).Выявленные нами изменения гормонального фона в остром периоде АЯ могутсвидетельствовать как о нарушении секреции ЛГ гипофизом, так и о гипофункциижелтого тела и, возможно, играть роль в патогенезе заболевания.При проведении корреляционного анализа были выявлены достоверныезависимости между уровнем отдельных гормонов в остром периоде заболевания ипосле курса реабилитационной терапии.
Так, чем выше уровень эстрадиола востром периоде АЯ, тем выше уровень ЛГ во вторую фазу цикла после курсатерапии. Концентрация ФСГ в остром периоде обратно коррелировала с уровнем105эстрадиола во вторую фазу цикла и соотношением ЛГ/ФСГ после окончаниялечения.Нами получены сильные обратные корреляционные зависимости междууровнемЛГвостромпериодеАЯистепеньюуменьшенияобъемаоперированного яичника после курса реабилитационной терапии (по даннымэхографии), а также между соотношением ЛГ/ФСГ в остром периоде АЯ истепенью уменьшения интактного яичника в те же сроки.Полученныекорреляцииподтверждаютнашепредположениеонеблагоприятном значении снижения уровня ЛГ и соотношения ЛГ/ФСГ в остромпериоде заболевания, позволяющего прогнозировать более значимое уменьшениеобъема оперированного и интактного яичников в отдаленные сроки послеоперации.Таким образом, проведенный анализ показал, что изучение уровня рядагормонов (эстрадиола, ФСГ, ЛГ, соотношение ЛГ/ФСГ) в остром периодезаболевания может быть использовано для прогнозирования гормональныхнарушений и степени уменьшения объема оперированного яичника в отдаленныесроки.
С нашей точки зрения, полученные корреляционные зависимости говорят отом, что снижение уровня эстрадиола, высокое содержание ФСГ и, как следствие,снижение соотношения ЛГ/ФСГ в остром периоде заболевания прогностическинеблагоприятныимогутсвидетельствоватьотом,чтонарушенияфункционального состояния гипоталамо – гипофизарно-яичниковой системымогут сохраняться у больных с АЯ и в отдаленные сроки после хирургическоговмешательства.Сохранение репродуктивной функции у женщин после органосохраняющихопераций на органах малого таза относится к числу наиболее важных медикосоциальныхпроблем.Имеетсянемалоработ,посвященныхизучениюгормонального профиля у больных после органосохраняющих операций наяичниках, в которых приводятся данные о развитии вторичных измененийгонадотропной функции (Боярский К.Ю., 2005; Гасымова У.Р., 2014).
В то жевремя, исследования гормонального статуса у больных в различные сроки после106хирургического лечения АЯ сравнительно немногочисленны (Гаспаров А.С. исоавт., 2009; Кравченко Т.Г., 2015; Панкова О.Ю., 1999; Содномова Н.В., 2008).Так, по данным Н.В. Содномовой (2008), через 1 месяц после оперативноговмешательства отмечаются высокие концентрации пролактина, эстрадиола и ФСГв первую фазу цикла. Т.Г. Кравченко (2015) отметила снижение среднейконцентрации эстрадиола при нормальных уровнях гонадотропных гормонов ипролактина в первую фазу цикла через 2 месяца после АЯ. На достоверноеповышение уровней ЛГ, ФСГ, пролактина, ДГЭА и кортизола через 3-6 месяцевпосле хирургического лечения АЯ указывают А.С.
Гаспаров и соавт. (2009).Проведенные нами исследования показали, что через 1 и 6 месяцев послеоперации число больных с изменениями гормонального фона, подобнымивыявленным в остром периоде АЯ, возросла. Снижение соотношения ЛГ/ФСГчерез месяц после операции отмечено у 59,57% больных (у 14,86% за счетповышения концентрации ФСГ), через 6 месяцев – у 51,72% в первую фазу и у42,86% больных – во вторую фазу цикла. Снижение концентрации эстрадиола у36,96% больных через месяц после операции, у 42,86% больных в первую и у42,86% - во вторую фазы цикла через 6 месяцев. У всех больных через 6 месяцевпосле операции отмечен нормальный уровень ФСГ. Почти у каждой третьейбольной (28,57%) был снижен уровень прогестерона.
У 42,42% и 25% больныхчерез 1 и 6 месяцев после эндохирургического лечения выявлено повышениеуровня 17-ОПН. Полученные результаты не зависели от вида гормональнойтерапии или объема хирургического вмешательства.Результаты корреляционного анализа показали, что выявленные изменениягормонального статуса через 6 месяцев после хирургического лечения АЯпродолжают оставаться неблагоприятными прогностическими факторами. Так,более низкие уровни ЛГ или ЛГ/ФСГ в первую фазу цикла коррелировали соснижением концентрации прогестерона во вторую фазу цикла, а уровеньпрогестерона во вторую фазу цикла обратно коррелировал с содержанием ФСГ втот же период.107Изучение зависимостей между результатами гормонального и ультразвуковогообследования после курса реабилитационной терапии показало, что уменьшениеобъема оперированного яичника между 3-м и 6-ым месяцами после операцииобратно коррелировало с уровнем эстрадиола и прогестерона, а уменьшениеобъема интактного яичника - с уровнем ФСГ во вторую фазу цикла.Выявленные закономерности позволяют предположить, что изменениягормональногостатуса,сохраняющиесявотдаленныесрокипослехирургического вмешательства, продолжают оставаться неблагоприятнымипрогностическимифакторамивотношениифункциональногосостоянияяичников.Полученные нами данные согласуются с результатами гормональногообследования больных после оперативных вмешательств на яичниках (БокгаловаЮ.В.
2012; Торчинов А.М. и соавт, 2012). Через 1 месяц после операции убольшей части больных, обследованных авторами, уровень ФСГ был повышен,при нормальной концентрации ЛГ, тогда как содержание эстрадиола ипрогестерона в сыворотке крови было снижено. Через 6 месяцев показателигормонального гомеостаза нормализовались только у 45%, а через 1 год – у 90%больных.В собственном исследовании через 1 год после операции снижение уровняэстрадиола и соотношения ЛГ/ФСГ отмечено у половины больных (50%), чтопривело к снижению средних значений данных гормонов в ретроспективнойгруппе.Таким образом, сведения литературы о гормональном статусе больных востром периоде АЯ и в отдаленные сроки после хирургического вмешательствадостаточно разноречивы, и только отчасти соответствуют полученным намирезультатам.Увеличениечислабольныхсизменениямигормональногогомеостаза в послеоперационном периоде (снижение уровня эстрадиола исоотношения ЛГ/ФСГ, повышение концентрации ФСГ), по-видимому, являетсяследствием хирургической травмы яичника.
Поскольку в остром периоде АЯизменения гормонального фона имели ту же направленность, не исключено, что108длительноеихсуществованиепослехирургическоголеченияявляетсяпотенциальным фактором риска рецидива заболевания и прогностическинеблагоприятно в отношении уменьшения объема яичников.По мнению большинства исследователей, в результате операционной травмынарушается кровоснабжение яичника, а использование с целью гемостаза высокихэнергий оказывает повреждающее воздействие на фолликулярный аппарат, что всовокупности может привести к снижению функционального резерва яичников(Гасымова У.Р., 2014). До сих пор отсутствует ясность в отношении отрезкавремени после операции, в течение которого функциональное состояние яичниковвосстанавливается.Комплексная оценка состояния яичников включает обязательное применениетрансвагинальногоультразвуковогосканирования,какобъективногоивысокоинформативного метода.
При этом, наиболее точным является измерениеобъема яичника, рассчитанного по формуле Campbell S. (1982) (Митьков В.В.,2005; Стрижаков А.Н. и Давыдов А.И., 2006).При анализе результатов ультразвукового исследования, выполненного враннемпослеоперационномпериоде,обнаружено,чтосреднийобъемоперированного яичника превышал размеры интактного и оперированногояичника в отдаленные сроки после операции, что, по-видимому, обусловленоотеком и воспалительными изменениями овариальной ткани в результатеоперационной травмы.
Признаки «инфильтрации» ткани оперированного яичникав виде гиперэхогенной зоны с нечеткими контурами визуализировались убольшинства больных (72,55%) на 5-7 сутки после операции.При обследовании через 1 месяц после операции нами отмечено уменьшениеразмеров оперированного яичника (7,84±0,61 см3) по сравнению с раннимпослеоперационным периодом.
У 31,11% больных сохранялись ультразвуковыепризнаки «инфильтрации» овариальной ткани. Объем оперированного яичника уэтих больных был достоверно больше по сравнению с теми, у которых«инфильтрация» отсутствовала: 11,67±1,36 см3 и 6,31±0,42 см3 соответственно(р<0,001).109Полученные нами данные об изменении объема оперированного яичника впослеоперационном периоде совпадают с результатами других авторов (ЗулумянТ.Н., 2013; Сафронова Д.А., 2011).Т.Н. Зулумян (2013) связывает увеличение объема оперированного яичника враннем послеоперационном периоде с воспалительным процессом, а вдальнейшем объем яичника значительно уменьшается.По данным Д.А.
Сафроновой (2011), изучавшей последствия оперативныхвмешательств на овариальной ткани, через 1 месяц после хирургического лечениябольных с доброкачественными опухолями яичников объем оперированногояичника увеличивался в 1,4-1,5 раза. Автором отмечено, что при близкомрасположении удаленного образования к воротам яичника его объем былнаибольшим,по-видимому,из-заповышеннойкровоточивоститканей,потребовавшей применения дополнительной коагуляции. Описанные авторомизменения объема оперированного яичника, свидетельствующие о болеедлительном (по сравнению с полученными нами данными) сохранениипоследствий операционной травмы, по-видимому, обусловлены особенностямиморфологического строения капсулы и сосудистой сети истинных опухолейяичника.Внашемисследованииультразвуковыепризнаки«инфильтрации»овариальной ткани отсутствовали через 3 месяца после операции у всех больных.В эти сроки сохранялась тенденция к уменьшению объема оперированногояичника, которая не зависела от вида гормональной терапии (5,67±0,57 см3).Число фолликулов свидетельствовало о нормальном фолликулярном запасе 7,59±0,35.Полученные нами результаты совпадает с данными Д.А.















