Диссертация (1140163), страница 14
Текст из файла (страница 14)
[21] и Рубинштейн С.Я. [86]. Оба автора указывают, что подростки с данной патологией способны реагировать натрудности с которыми сталкиваются, на отрицательную оценку окружающих, ноих самооценка при этом остается высокой и положительной. Выготский Л.С. [20]объяснял формирование завышенной самооценки за счет наличия аффективнойсамооценки, то есть склонности оценивать себя положительно, чему способствуют незрелость личности, недостаточный интеллект, и существование механизма«фиктивной компенсации» – повышение самооценки в ответ на низкую оценкусоциальной среды. Рубинштейн С.Я. [87] также отмечала, что в подростковомвозрасте у пациентов с легкой умственной отсталостью преобладает псевдокомпенсаторный механизм формирования самооценки.Изучение особенностей самооценки у подростков с существующими семейными отношениями и проживающих в школе-интернате показало, что у даннойгруппы пациентов существуют возрастные особенности самооценки, которые отличаются от особенностей самооценки умственно отсталых пациентов, воспитывающихся в семье.
Выявленная нами чрезмерно высокая самооценка у ЛУО под-88ростков в возрасте 12–15 лет, проживающих в школе-интернате, имела тенденцию к снижению в группе подростков 15–18 лет, то есть становилась более адекватной. У подростков с ЛУО, воспитывающихся в семье, подобной тенденции выявлено не было. Поскольку адекватность самооценки связана с успешностью социальной адаптации таких подростков [12;13;14], то можно предположить, что упроживающих в школе-интернате пациентов степень социальной адаптации будет выше.Подобная разница в формировании самооценки связана с тем, что пациенты старшего подросткового возраста, проживающие в школе-интернате, режесталкивались с неблагоприятными оценками окружающих, так они постояннообщались не только в школьное, но и свободное время с ровесниками, в среде которых они не ощущали своей неполноценности, и присутствием подготовленныхвзрослых (учителей и воспитателей), принимающими подростков такими как ониесть.
Поэтому необходимость в реализации механизма псевдокомпенсации у проживающих в школе-интернате была ниже, а самооценка адекватней.Исследование пациентов с ЛУО, проживающих в школе-интернате, с помощью теста Люшера позволило установить, что у них отмечается более частоеблокирование потребности в активной деятельности и возможности добиватьсяуспеха. При этом реже встречается неудовлетворенная потребность в любви и самореализации, что в результате привело к более низким показателям в уровнетревоги и менее выраженному отклонению от аутогенной нормы.
То есть показатели эмоционального благополучия в данной группе были лучше, чем у подростков, воспитывающихся в семье.Более частое блокирование потребности в активности, возможно, связано сконтролем и определенными ограничениями в поведении, которые характерныдля пребывания в школе-интернате, а более частая удовлетворенность потребностей в любви и самореализации говорит о том, что проживание в школе-интернатепозволяло реализовывать данные потребности ЛУО подросткам в большей степени, чем их сверстникам в семье. Можно сказать, что отмечается, определенная па-89радоксальность ситуации, когда у умственно отсталых подростков в школеинтернате показатели эмоционального благополучия лучше, чем у пациентов всемье. По всей видимости, проживание в школе-интернате, когда к пациентам относились благожелательно, учитывали их интеллектуальные особенности, в определенной мере компенсировало отношение родителей.Анализ структуры и особенностей КЖ умственно отсталых подростков сразными формами проживания выявил значимые различия оценок в сфере жизнипациентов, связанной с семьей.
Показатели КЖ в данной сфере у подростков, находящихся в школе-интернате, были более благоприятные, чем у их сверстников,воспитывающихся родителями. Что, с одной стороны, может быть следствиемзащитного механизма, связанного с определенной идеализацией семьи, подобныйэффект часто отмечается у детей и подростков, находящихся в учреждениях интернатного типа [28; 39], но в то же время может являться следствием улучшенияотношений в семье. Подростки находятся дома только в выходные дни или каникулы, а все вопросы, связанные с воспитанием, общением и в случае необходимости лечением ребенка решает персонал школы-интерната и следует учесть, что удостаточной части пациентов школы-интерната поступление в нее привело кулучшению условий проживания.Хотя целью исследования не являлось изучение качества жизни родителейумственно отсталых подростков, но предусмотренные в опроснике ILK шкалы,оценивающие моральную и временную загруженность родителей в связи с заболеванием ребенка и необходимостью его лечения и обследования, показали, чтоданные сферы жизни более благоприятно оценили родители, чьи дети проживалив школе-интернате.Как зарубежными, так и российским авторами обращается внимание наналичие такого явления, как «стигматизация» родственников пациентов с умственной отсталостью [2; 149; 188; 209].
Следствием социальной стигматизированности семей, продолжающих воспитывать умственно отсталых подростков, является возрастающее внутрисемейное напряжение [201]. Таким образом, негативное90отношение со стороны окружающих, приводит к ситуации, когда родители, передавая большую часть ответственности за образование, воспитание, возможностьполучения медицинской помощи их ребенком школе-интернату, уменьшают степень своей моральной загруженности и тем самым улучшают свое качество жизни.
К такому же выводу пришли и зарубежные авторы [125; 150].Полученные оценки КЖ со стороны пациентов и оценки их КЖ родителямивыявили, что данные показатели не всегда совпадали. Чаще всего подростки итой, и другой группы давали более благоприятные оценки. Исключение составиласфера досуга, пациенты оценили ее менее благоприятно.
Данный результат, скорее всего, связан с недостаточной занятостью в свободное время, неумением занять себя или привлечением подростков к неинтересным занятиям.При изучении различий в удовлетворенности КЖ, обнаружено довольноинтересное расхождение показателей в сфере семьи. Подростки в школеинтернате оценивали его благоприятней, чем полагали их родители, в то времякак оценки проживающих в семье пациентов имели обратное соотношение – подростки были удовлетворены КЖ в семье меньше, чем предполагали родители.Полученные данные позволяют говорить, что проживание в школеинтернате влияет на удовлетворенность качеством жизни в семье как пациентов,так и их родителей.В существующих на настоящий момент исследованиях качества жизнивзрослых умственно отсталых пациентов указывается на наличие взаимосвязанных сфер социального функционирования [200; 217].
Проведенный корреляционный анализ подтвердил наличие взаимосвязанных сфер социального функционирования, характерных именно для пациентов подросткового возраста, находящихся в школе-интернате, которыми оказались качество жизни в сфере психического здоровья, коррелирующее с удовлетворенностью КЖ в сфере семьи и отношений со сверстниками. Результаты исследования КЖ будут полезными в практической работе, так как позволят выстраивать психокоррекционную работу, учитывая субъективное мнение пациента.91Было изучено, каким образом коррелируют между собой исследованныехарактеристики у данного контингента подростков.
В результате выявлены варианты взаимосвязей, характерные именно для подростков с ЛУО, проживающих вшколе-интернате.Анализируя клиническую картину и блокированные базовые потребности,было установлено, что неудовлетворенность ведущих потребностей встречалась упациентов с определенным видом сопутствующего ЛУО психопатологическогонарушения. Среди подростков в школе-интернате такое соотношение было выявлено между сопутствующим ЛУО социализированным расстройством поведенияи нереализованной потребностью в активности и успешности.
Поскольку дляклинической картины таких подростков характерно постоянное проявление активности, но разрушительного или конфликтного свойства, подобное поведениене является социально приемлемым и поощряемым и максимально ограничивается взрослыми, а демонстрируемые ими поведенческие паттерны не позволяютреализовывать себя в социально одобряемой деятельности, где они могли бы чувствовать себя успешными. Возможность реализации ведущей потребности поможет уменьшить клинические проявления коморбидного социализированного расстройства поведения у пациентов с умственной отсталостью.Выявлено существование прямой взаимосвязи между самооценкой умственно отсталых подростков и удовлетворенностью качеством жизни. Для подростков, проживающих в школе-интернате и поддерживающих отношения с семьей,было установлено, что при существовании неадекватной самооценки интеллектаотмечалась низкая удовлетворенность качеством жизни в сфере досуга.
То естьпациенты с нереалистичной самооценкой сталкивались с неудовлетворенностьюкачеством жизни в значимых сферах социального функционирования.Само понятие КЖ предполагает определенную степень удовлетворенностив той или иной сфере. Поэтому, на наш взгляд, довольно закономерно рассмотреть соотношение удовлетворенности ведущих потребностей пациента и его КЖ.Было выявлено, что данная взаимосвязь отличается у ЛУО подростков с разной92формой проживания. В результате проведенного исследования было обнаружено,что у пациентов в школе-интернате удовлетворенность в активности и успешности оказалась взаимосвязана с качеством жизни в сфере организации досуга.
Правильно выстроенная внеурочная деятельность позволят реализовывать даннуюпотребность и улучшить качество жизни данных пациентов.Сравнение клинико-психопатологических и психосоциальных характеристик подростков с ЛУО, имеющих разную форму проживания выявило большееблагополучие по ряду показателей у подростков, проживающих в школеинтернате и имеющих возможность поддерживать контакты с семьей. Среди подростковданнойгруппыотмечаласьменьшаявыраженностьтревожно-депрессивной симптоматики, формирование адекватной самооценки, большаяудовлетворенность потребностей в любви и самореализации и качеством жизни всемье.
Подобный результат объясняется тем, что воспитывающиеся в школеинтернате подростки с ЛУО чаще имеют социально неблагополучные семьи, гдеродители не уделяют достаточного внимания воспитанию и образованию подростков. Школа-интернат компенсирует подобную социальную несостоятельностьсемей, в то же время у данного контингента подростков есть возможность поддержания отношений с родителями, что является для них крайне важным.Таким образом, полученныерезультаты показали существованиекли-нико-психопатологических и психосоциальных особенностей умственно отсталых подростков, проживающих в школе-интернате и поддерживающих отношенияссемьей,которыенеобходимоучитыватьпсихологической помощи данной категории пациентов.приоказаниимедико-93ЗаключениеВ настоящем исследовании представлены результаты изучения клиникопсихопатологических и психосоциальных особенностей умственно отсталых подростков, проживающих в школе-интернате и поддерживающих отношения ссемьей, в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семье.Основную группу исследования составили 96 подростков с ЛУО, находящихся в школе-интернате и сохраняющих отношения с семьей, в группу сравнения вошли 96 подростков с ЛУО, проживающих в семье.Обобщаяполученные результаты, можно отметить, что у подростков сЛУО, проживающих в школе-интернате и поддерживающих отношения с семьей,преобладала умственная отсталость с сопутствующими психопатологическимирасстройствами, которая встречалась у 80,2% респондентов, из них в 74% случаев встречалась ЛУО с сопутствующим расстройством поведения, а в 26% случаев встречалась ЛУО с органическим эмоционально лабильным (астеническим)расстройством.















