Диссертация (1139848), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Срок наблюдения превысил12 мес. у 38 (70%) пациентов в основной группе и у 37 (58%) – в группе сравнения. Втечение 18 – 24 – 36 – 48 – >60 мес. наблюдалось 33 (61%) – 24 (44%) – 21 (39%) – 18 (33%) –14 (26%) больных в основной группе и 28 (46%) – 17 (28%) – 14 (23%) – 12 (20%) – 9 (15%) вгруппе сравнения. Средний срок наблюдения за пациентами основной группы составил 21,5[6; 60] мес., а в группе сравнения 13 [7,5; 28] мес. Данные о том, скольким пациентам и в какиесроки было проведено в динамике каждое из заявленных исследований, отражены вчасти 2.3.
В случае, если пациент наблюдался в клинике в течение длительного времени инеоднократно проходил вышеперечисленные обследования, при статистической обработке66оценивались данные последних исследований. Часть пациентов из основной группынаблюдались в клинике еще до начала исследования, а в ходе данной научной работыприглашались на контроль. Таким образом, наше исследование является частичноретроспективным, частично – проспективным.Следует отметить, что набор больных в основную группу продолжался на протяжениивсех трех лет диссертационного исследования, так как большее количество пациентов вкаждой подгрупп позволяло получить более детальные представления о каждой изклинических форм, однако у пациентов, набранных менее чем за 6 мес. до окончанияисследования, не оценивалась динамика показателей. На момент окончания исследованияконтакт утрачен с 3 пациентами из основной группы и с 9 – из группы сравнения.При повторных контактах с пациентами, помимо данных лабораторных иинструментальных исследований, оценивались следующие исходы (конечные точкиисследования): смерть от кардиологических и иных причин, обмороки, зарегистрированныеэпизоды устойчивой ЖТ, ФЖ, адекватные срабатывания ИКД, развитие сердечнойнедостаточности.На каждом из этапов исследования пациент мог по собственному желанию выйти изисследования (это единственный критерий исключения), однако таких больных не было.2.5.
Методы статистической обработкиДля статистического анализа данных использовалась программа IBM SPSS Statistics v.22.Дискретные данные представлены в виде распределения абсолютных значений и процентов.Непрерывные данные представлены в виде среднего арифметического ± среднеквадратичноеотклонение в случае приблизительно нормального распределения или в виде квартилей 50 [25;75] в том случае, если распределение полученных значений значительно отличается отнормального. Для проверки нормальности распределения использовался одновыборочный тестКолмогорова – Смирнова.Сравнениепациентовпогруппам(независимыевыборки)проводилось при помощи χ2 (для таблиц 22 – в варианте точного теста Фишера), а дляостальных типов переменных – при помощи Т-теста Стьюдента в случае приблизительнонормального распределения и числа наблюдений свыше 50, в противоположном случаеиспользовался U-тест Манна – Уитни.
При повторных измерениях использовался критерийУилкоксона. Достоверными (статистически значимыми) считались различия при p ≤ 0,05.Для оценки связи между двумя показателями для метрических переменных сприблизительно нормальным распределением использовался коэффициент корреляцииПирсона, для метрических переменных, распределение которых значительно отличается от67нормального, а также для категориальных дихотомических и порядковых переменныхиспользовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.При оценке предикторов исходов заболевания рассчитывались отношение шансов(ОШ) и 95%-ный доверительный интервал (ДИ), а также для однофакторного имногофакторного анализа использовались линейная и логистические регрессии.
Такжеиспользовался анализ выживаемости по Манну – Уитни, факторы риска искали при помощирегрессии Кокса. В случае если фактор риска был представлен непрерывной переменной,предварительно при помощи ROC-кривых определялось пороговое значение (точка смаксимальной суммой чувствительности и специфичности), в соответствии с которымнаблюдения разделялись на две группы. Графически показатели выживаемости, взависимости от отсутствия или наличия факторов риска, представлены в виде кривыхКаплана – Майера.Полученные при статистическом анализе результаты представлены в виде таблиц,графиков и диаграмм, созданных при помощи программы SPSS statistics v.22 и пакетаприложений Microsoft Office 2007.68ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ3.1. Клинические формы АДПЖУ пациентов основной группы были проанализированы особенности клиническихпроявлений и течения заболевания, в соответствии с которыми нами выделено 4 основныеклинические формы АДПЖ:I. Латентная аритмическая форма – проявляется частой ЖЭС и/или эпизодаминеустойчивой ЖТ в отсутствие устойчивой ЖТ;II. Развернутая аритмическая форма – наличие устойчивой ЖТ/ФЖ;III. АДПЖ с прогрессирующей ХСН (ХСН является ведущим клиническим проявлением);IV. АДПЖ в сочетании с НКМ.Остановимся подробнее на особенностях каждой из клинических форм АДПЖ поотдельности и в сопоставлении с группой сравнения.3.1.1. Латентная аритмическая формаЛатентная аритмическая форма проявляется частой желудочковой экстрасистолиейи/или эпизодами неустойчивой ЖТ, устойчивая ЖТ не регистрируется.Данный клинический вариант АДПЖ преобладал в нашей когорте и диагностирован уполовины пациентов (n = 27).
Среди пациентов 2/3 женщины (n = 18). Средний возраст36,7±11,9 года (от 18 до 69 лет). Средний срок наблюдения за больными составил 26 [12; 60]мес. Достоверный диагноз был поставлен 14 (51,9%), возможный – 12 (44,4%) и вероятный –1 (3,7%) пациенту. Процент достоверного диагноза в этой группе был самым низким.Группа сравнения для этой клинической формы была представлена 24 пациентами сизолированной частой ЖЭС или ЖЭС в сочетании с эпизодами неустойчивой ЖТ безструктурного заболевания сердца, среди которых преобладали женщины (70,8%), среднийвозраст 39,6±14 лет (от 18 до 64 лет). Средний срок наблюдения за этими пациентамисоставил 18,5 [9,75; 51,7] мес.
(от 1 мес. до 7 лет).У большинства пациентов диагноз АДПЖ был заподозрен в связи с частойправожелудочковой экстрасистолией: 20 [9,5; 36] тыс./сут. Частота ЖЭС в группе сравнениябыла ниже: 15,8 [9,6; 22,4] тыс./сут. Эпизоды неустойчивой ЖТ регистрировались одинаковочасто в обеих группах. У 3 пациентов с АДПЖ имелись случаи ВСС в семье, чего не отмеченони у одного больного в группе сравнения.
Кроме того, в основной группе чаще возникали69синкопальные состояния в анамнезе: 3 (11,1%) vs 1 (4,2%). Наиболее частым ошибочнымдиагнозом, с которым к нам направлялись пациенты с этой клинической формой, былаидиопатическая ЖЭС. Основной дифференциальный диагноз латентной аритмической формыАДПЖ проводился с изолированным активным миокардитом. Клинические характеристикиосновной группы и группы сравнения представлены в таблице 11.Таблица 11Клинические характеристики пациентов с латентной аритмической формой АДПЖв сопоставлении с группой сравненияПризнакКоличество пациентовСрок наблюдения, мес.Возраст, летОтягощенный по ВСС семейныйанамнез, %Количество ЖЭС/сутки (тысячи)Обмороки, %Неустойчивая ЖТ,%Низкий вольтаж QRS на ЭКГ, %АВ блокада I степ., %Неполная блокада ПНПГ, %Мерцательная аритмия, %Мутация, %Сопутствующий миокардит, %Наличие ХСН, %Функциональный класс (ФК)ХСН (NYHA)Латентнаяаритмическая форма2726 [12; 60]36,7±11,9Группа сравнения(пациенты с частой ЖЭС)2418,5 [10; 52]39,6±14,1н/дн/д11,10н/д20 [9,5; 36]11,133,318,511,111,17,411,174,17,415,8 [9,6; 22,4]4,233,300012,5–87,54,2н/дн/дн/д0,034н/дн/дн/дн/дн/д0 [0; 0]0 [0; 0]н/дpПомимо данных анамнеза и диагностированных желудочковых нарушений ритма, дляпостановки диагноза АДПЖ важными в этой подгруппе были данные, полученные прианализе ЭКГ и МРТ сердца.
Наличие хотя бы одного малого ЭКГ- или МРТ-критерия всочетании с частой правожелудочковой экстрасистолией позволяло говорить, как минимум,о возможном диагнозе АДПЖ.На ЭКГ у 4 пациентов в основной группе выявлена ɛ-волна в правых грудныхотведениях (еще у 4 – подозрение на ɛ-волну в виде зазубрины на восходящем колене QRS,рисунок 8). В качестве дополнительного метода, позволяющего выявить скрытые нарушенияреполяризации, использовалась ЭКГ ВР: это исследование было проведено 12 пациентам слатентной аритмической формой, ППЖ были зарегистрированы у 7 из них.















