Диссертация (1139785), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Так,например, индукторы или ингибиторы изофермента CYP3А4 при совместномприеме с субстратом данного изофермента будут изменять фармакологическиехарактеристики этого субстрата. Принцип установления активности CYP3А4 ворганизме человека заключается в определении концентрации в крови или другихбиологических жидкостях метаболита, образующегося из какого-либо веществаисключительно под действием CYP3A4.
Такие вещества являются маркернымисубстратами. В зависимости от субстрата методы определения активностиизофермента CYP3A4 делятся на инвазивные и не инвазивные. В инвазивныхметодах в качестве субстратов используются эритромицин, лидокаин, нифедипин,дапсон, мидозалам. В большинстве из этих тестов, ЛС, являющееся маркернымсубстратом, вводится перорально (оценивается суммарная активность CYP3A4108как в гепатоцитах, так и в энтероцитах) или внутривенно (оценивается суммарнаяактивность CYP3A4 исключительно в гепатоцитах). Через определенное время вкрови определяется концентрация метаболита маркерного субстрата, или, вопределенных случаях и самого ЛС.В 2002 году Кашаевой О.В. былоподтверждено, что повышение концентрации альдостерона в плазме кровиобъяснялось не повышением его секреции, а снижением интенсивности процессовметаболизма в печени, по динамике MEGX.
Однако спустя 10 лет использованияэтого метода исследования активности CYP3A4 обнаруживаются ее явныенедостатки. Необходимость внутривенного введения лидокаина сопряжена свысоким риском развития аллергических реакций и аритмогенных эффектов.Необходимость как минимум, двукратного забора крови из вены не являетсяпростой технически выполнимой процедурой и не повышает комплаентностьпациентов. Тестирование может проводиться только в условиях лечебнопрофилактического учреждения.
Само вещество -моноэтилглицинксилидид(MEGX) может образовываться из лидокаина под влиянием не только CYP3A4, нои CYP1A2, а значит, полученные значения отражают суммарную активность двухизоферментов цитохрома Р450, а не только CYP3A4, следовательно, метод необладает достаточной специфичностью.В связи с этим более перспективны, на наш взгляд неинвазивные методыоценки активности CYP3A4. В этих случаях активность CYP3A4 определяют поконцентрации в биологических жидкостях эндогенных метаболитов, которыеобразуются только под действием CYP3A4, что исключает необходимостьвведения какого-либо ЛС, а значит, делает метод на 100% безопасным дляпациента. В качестве такого неинвазивного субстрата используется кортизол –стероидный гормон коры надпочечников.
Оценка активности CYP3A4 можетпроводиться по отношению концентрации 6ß-гидроксикортизол/кортизол, т.к. 6ßгидроксикортизол образуется из кортизола исключительно под действиемCYP3A4. Так как кортизол и его метаболит выводится почками, на анализ берутне плазму крови, а мочу, что значительно упрощает процедуру отборабиоматериала.
В данном случае используются образцы утренней мочи, т.к.109концентрация кортикостероидов с утра самая высокая. Моча собирается впластмассовые пробирки, допускается замораживание мочи. Ко всему прочемупреимуществом теста является также возможность сбора биоматериала вдомашних условиях. Концентрация отношения 6ß-гидроксикортизол/кортизол вмочеопределяетсяметодомжидкостнойчувствительным и селективным, ихроматографии,какнаиболеешироко используемым для данных целей.Низкие значения отношения 6ß-гидроксикортизол/кортизол соответствуют низкойактивности CYP3A4, а высокие – высокой.
Таким образом, в нашей работеприменялся высоко чувствительный и специфичный метод определениякортизола и 6ß-гидроксикортизола в моче с помощью жидкостной экстракции ижидкостной хроматографии с УФ-детектором и масс-детектором, разработанныйСмирновым В.В., Савченко А.Ю. и Раменской Г.В [44].Мы исследовали уровень активности CYP 3A4 цитохрома P450 поотношению концентрации 6-ß-гидроксикортизола к концентрации кортизола (6-ßгидроксикортизол/кортизол) в моче у пациентов с I, II и III функциональнымиклассамихроническойсердечнойнедостаточности.Поданнымнашегоисследования отмечалась достоверная (р<0,05) разница между значениямиактивности CYP 3A4 у пациентов I, II и III ФК ХСН по критерию НьюменаКейлса.
Таким образом, более низкая активность CYP 3A4 соответствует болеетяжелому течению ХСН. У пациентов I ФК ХСН согласно критерию Стьюдентауровень активности CYP 3A4 во второй подгруппе на 7-ой день послевнутривенного введения 100 мг/сутки этилметилгидроксипиридина малата(Этоксидола) оказался достоверно (p<0.0001) выше, чем в первой подгруппе, гдеоценивалась эффективность стандартной терапии. У пациентов II ФК ХСНсогласно критерию Стьюдента уровень активности CYP 3A4 во второй подгруппена7-ойденьпослевнутривенноговведения100мг/суткиэтилметилгидроксипиридина малата (Этоксидола) оказался достоверно (p<0.0001)выше, чем в первой подгруппе, где оценивалась эффективность стандартнойтерапии.У пациентов III ФК ХСН Согласно критерию Стьюдента уровеньактивности CYP 3A4 во второй подгруппе на 7-ой день после внутривенного110введения 100 мг/сутки этилметилгидроксипиридина малата (Этоксидола) оказалсядостоверно (p<0.0001) выше, чем в первой подгруппе, где оцениваласьэффективность стандартной терапии.
Таким образом, мы доказали, что приприменении антиоксиданта Этоксидола на фоне стандартной терапии у пациентовI, II и III ФК ХСН отмечается достоверное повышение уровня активности CYP3A4, по сравнению с пациентами I, II и III ФК ХСН, получавшими стандартнуютерапию.
Таким образом, резюмируя полученные данные можно сказать, чтоэтилметилгидроксипиридина малат (Этоксидол) является индуктором CYP3A4 иоценкаактивностиCYP3A4цитохромаP450поотношению6-ß-гидроксикортизол/кортизол в динамике позволяет судить о тяжести течения ипрогнозе ХСН.МысопоставилиактивностьCYP3A4суровнеммозговогонатрийуретического пептида (BNP) у пациентов I, II, III ФК ХСН.
Высокаястепень обратной корреляции между активностью CYP 3A4 цитохрома P450 поотношению 6-ß-гидроксикортизол/кортизол и уровнем BNP обусловлена связьюметаболической активности печени с концентрацией BNP в плазме крови упациентов с ХСН. У пациентов с более низкой активностью CYP 3A4 цитохромаP450 более высокая концентрация BNP в плазме крови.Мы сопоставили активность CYP 3A4 с уровнем альдостерона у пациентовI, II, III ФК ХСН. Высокая степень обратной корреляции между активностьюCYP3A4 цитохрома P450 по отношению 6-ß-гидроксикортизол/кортизол иуровнем альдостерона обусловлена связью метаболической активности печени сконцентрацией альдостерона в плазме крови у пациентов с ХСН.
Результатынашей работы свидетельствуют о более низкой активности CYP 3A4 цитохромаP450 у пациентов с более высокой концентрацией альдостерона в плазме крови.Учитывая высокую степень обратной корреляции между активностью CYP 3A4цитохрома P450 по отношению 6-ß-гидроксикортизол/кортизол и уровнемальдостерона, оценка активности CYP 3A4 цитохрома P450 по отношению 6-ßгидроксикортизол/кортизол в динамике позволяет судить о тяжести течения ипрогнозеХСН.Полученныеданныеподтверждаютсвязьповышения111концентрации альдостерона в крови со снижением его метаболизма в печени.Таким образом, показатель активности CYP3A4 цитохрома P450 по отношениюконцентрации6-ß-гидроксикортизолакконцентрациикортизола(6-ß-гидроксикортизол/кортизол) является чувствительным маркером функции печениииндикаторомтяжеститеченияХСН.Таккак90%метаболизируется в печени с участием системы цитохромапациентовсХСНэффектпервогопрохожденияальдостеронаP450 3A4, а унарушен,повышениеконцентрации альдостерона связано прежде всего с нарушением метаболическойфункции печени.Активность CYP3A4 снижается при заболеваниях, сопровождающихсянарушением функции печени, т.е.
при хронической сердечной недостаточности,так как одним из факторов, влияющих на активность изоферментов цитохромаP450, является гипоксия, связанная с развитием и тяжестью хроническойсердечной недостаточности (различных функциональных классов по NYHA)[64,87].Развитиегипоксииупациентовсхроническойсердечнойнедостаточностью является обратимым процессом. При снижении парциальногодавления кислорода в крови, уменьшается сатурация, приводящая к повышениюпарциального давления углекислого газа, что способствует ускорению синтеза вэритроцитах 2,3-ДФГ с повышением его концентрации и развитием илиусугублением процесса гипоксии.Мы исследовали уровень парциального давления кислорода в крови (PаO 2 )у пациентов с I, II и III функциональными классами хронической сердечнойнедостаточности. Отмечалась достоверная (р<0,05) разница между значениямиPаO 2 у пациентов I, II и III ФК ХСН по критерию Ньюмена-Кейлса.
Такимобразом, более низкий уровень PаO 2 соответствует более тяжелому течению ХСН.У пациентов I ФК ХСН согласно критерию Стьюдента уровень PаO 2 во второйподгруппена7-ойденьпослевнутривенноговведения100мг/суткиэтилметилгидроксипиридина малата (Этоксидола) оказался достоверно (p<0.0001)выше, чем в первой подгруппе, где оценивалась эффективность стандартнойтерапии. У пациентов II ФК ХСН согласно критерию Стьюдента уровень PаO 2 во112второй подгруппе на 7-ой день после внутривенного введения 100 мг/суткиэтилметилгидроксипиридина малата (Этоксидола) оказался достоверно (p<0.0001)выше, чем в первой подгруппе, где оценивалась эффективность стандартнойтерапии.
У пациентов III ФК ХСН согласно критерию Стьюдента уровень PаO 2 вовторой подгруппе на 7-ой день после внутривенного введения 100 мг/суткиэтилметилгидроксипиридина малата (Этоксидола) оказался достоверно (p<0.0001)выше, чем в первой подгруппе, где оценивалась эффективность стандартнойтерапии. Таким образом, мы доказали, что при применении антиоксидантаЭтоксидола на фоне стандартной терапии у пациентов I, II и III ФК ХСНотмечается достоверное повышение уровня PаO 2 .Мыисследовалиуровеньнасыщениякислородомгемоглобинавэритроцитах (сатурация – SO 2 ) у пациентов с I, II и III функциональнымиклассами хронической сердечной недостаточности.














