Диссертация (1139782), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Наиболее изучена в этиопатогенезе заболевания роль тучныхклеток, связь между количеством гистамина и числом тучных клеток [47].Основными гипотезами развития СБМП/ИЦ являются: 1) аутоиммунная, 2)нарушение целостности уротелия и гликозаминогликанового (ГАГ) слоя, чтоприводиткнарушениюбарьернойфункцииуротелияиповышеннойпроницаемости стенки мочевого пузыря, воздействию на болевые нервныеокончания и местной воспалительной реакции [96]; 3) нейрогенно-воспалительнаяи 4) инфекционная [58]. Также существует мнение, что среди женщин,страдающихдизурией,длительноибезуспешнопринимающихантибактериальные препараты, значительный процент составляют больные с недиагностированным СБМП/ИЦ [118].Посевы мочи на неспецифическую микрофлору в этих случаях нередкооказываются стерильными, что должно явиться основанием для углубленногообследования больных на наличие у них СБМП/ИЦ.
Нередко установлениюдиагноза СБМП/ИЦ предшествует посещение многих врачей, которые ошибочнопринимают данный симптомокомплекс за инфекционный процесс (Porru и соавт.,2004).Ряд авторов считают, что упорный в своем проявлении уретральный синдромдолжен расцениваться, как начальные признаки собственно СБМП/ИЦ, который20медленно, годами, прогрессирует и приводит к неизлечимым осложнениям(Parsons С.
L., 1999). По данным большинства авторов, занимавшихся проблемойСБМП/ИЦ, время от возникновения первых симптомов болезни до постановкидиагноза составляет в среднем 4-5 лет [9, 119].Инфекционная теория - одна из самых ранних теорий происхожденияСБМП/ИЦ.Еще в 1915 г. G.Hunner высказал предположение о том, что данное заболеваниевозникает вследствие хронической бактериальной инфекции, которая попадает встенку мочевого пузыря гематогенным путем. В дальнейшем предположения ороли патогенных микроорганизмов в развитии ИЦ высказывались неоднократно[57, 119].Ранее предполагалось, что бактериальная инфекция является основной причинойпатологических изменений при СБМП/ИЦ.
Wilkins и соавт. предположили, что кразвитию СБМП/ИЦ приводит активность бактерий, требующих специфическихусловий для размножения, например, таких как Gardnerella vaginalis иLactobacillus [82]. Domingue и соавт. продемонстрировали присутствие геновбактериальной 16S рРНК в тканях мочевого пузыря у 29% больных СБМП/ИЦ[71]. Тем не менее, в нескольких других исследованиях не удалось подтвердитьэти результаты, и на сегодняшний день инфекционная теория остаетсядискутабельной, впрочем, как и остальные. Действительно, клиническиесимптомы СБМП/ИЦ являются типичными для инфекционного поражениямочевого пузыря. Внимание врачей привлекло острое и подострое началозаболевания у многих пациентов, что нехарактерно для хронических заболеваний,которым является СБМП/ИЦ.
Многие пациенты помнят конкретную датупоявления первых симптомов, что тоже заставляет думать в первую очередь обинфекции (K.Oravisto, 1990), поэтому в начале заболевания и врачи, и пациентычаще всего расценивают СБМП/ИЦ, как проявление инфекции. Соответственно,лечение ИЦ в типичных случаях начинают с применения антибиотиков иуросептиков (J.Warren, 1994).
Однако для подтверждения этиологической ролимикроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов) необходимо их обнаружение в моче21и в тканях мочевого пузыря, причем в количестве, достоверно отличном отконтрольной группы здоровых лиц. J.M. Potts и соавт. (2000) при обследовании 48женщин с симптомами хронической дизурии отметили, что у 23 (48%) пациентокс помощью культурального метода выделена Ureaplasma urealyticum, а приуретроцистоскопическом исследовании диагностирован ИЦ.
После несколькихпоследовательных курсов лечения антибактериальными препаратами былаотмечена 100% эрадикация возбудителя; при этом субъективные симптомыуменьшились в 3 раза, а частота позывов к мочеиспусканию - в 1,5 раза, что, помнению авторов, свидетельствует о роли Ureaplasma urealyticum в генезеСБМП/ИЦ [15, 100].Попытки доказать инфекционную этиологию заболевания восходят к раннемупериоду его изучения, но они никогда не подкреплялись серьезнымидоказательствами (Duncan и Schaeffer, 1997), ни одна из теорий не была доказана.Hunner (Hunner, 1915) изначально предположил, что СБМП/ИЦ развивается врезультате хронической бактериальной инфекции стенки мочевого пузырявследствие гематогенного диссеминирования возбудителя. Harn (Harn, Keutel,Weaver, 1973) предположил наличие связи между СБМП/ИЦ, стрептококковым ипостстрептококковым воспалением [80].Открытие роли Helicobacter pylori в патогенезе хронического атрофическогогастрита и язвенной болезни, а также эффективность антибиотиков для леченияязвенной болезни (Parsonnet и соавт., 1991; NIH Consensus Development Panel,1994; Sung и соавт., 1995) способствовало убежденности исследователейСБМП/ИЦ в том, что инфекционная этиология СБМП/ИЦ не только возможна,но, наконец, будет подтверждена.
Исследования самой H. pylori не выявили еесвязисСБМП/ИЦ(Agarwal,Dixon,2003;[49]Atugисоавт.,2004;Englishисоавт.,1998; Haq, Morsy, Webb, 2004). Wilkins (Wilkins и соавт., 1989)обнаружил наличие бактерий в моче, полученной с помощью уретральногокатетера, и/или в биоптатах мочевого пузыря у 12 из 20 пациентов с СБМП/ИЦ.Однако, в 8 случаях были обнаружены микроорганизмы, требовательные к22питательной среде, Gardnerella vaginalis, Lactobacillus spp., и в исследовании небыло контрольной группы [19, 82].В настоящее время есть лишь небольшое количество данных о ролиинфекционных агентов в патогенезе заболевания, исследователи продолжаютобращаться к теории инфекционной этиологии процесса.
Новые открытия вобласти механизмов адгезии бактерий, их роста и персистенции в тканях хозяина,формирования ими межклеточных форм, способных укрываться от защитныхмеханизмоворганизма-хозяинаэпителиальныхклеток–всеипозволяющихэтодаетразмножатьсяоснованиепредполагатьвнутрирольинфекционного процесса в патологическом каскаде СБМП/ИЦ (Kau, Hunstad,Hultgren, 2005). Исследовательская группа из Университета штата Мэрилэндпредложила модель СБМП/ИЦ, в которой повреждение эпителия мочевогопузыря, как, например, при бактериальном цистите, может быть первым этапомвоспалительного ответа, который мы называем СБМП/ИЦ (Keay, Warren, 1998).“Логично предположить, что даже если конкретные микроорганизмы не являютсяпричинойразвитиязаболевания,ихприсутствиеворганизмеможетпровоцировать иммунный ответ, вызывающий или усиливающий воспалительныепроцессы” (Domingue, Ghoniem, 1997). Развитие высокочувствительных, быстрыхи специфичных молекулярных методов определения инфекционных агентовпутем прямого секвенирования ДНК и РНК конкретного микроорганизма (Naber,1994)привелокновомувсплескуактивностивпоискахпричинногомикроорганизма или вируса.
Hampson (Hampson, Christmas, Moss, 1993) не смогпри помощи исследования ДНК найти признаков вовлеченности в процесс грибовили бактерий в 8 случаях СБМП/ИЦ. Haarala (Haarala и соавт., 1996) подтвердилотсутствие бактериальной ДНК в тканях мочевого пузыря 11 пациентов сСБМП/ИЦ без инфекции мочевыводящих путей в анамнезе.
Domingue (Domingueи соавт., 1995) совершил провокационное открытие генов бактериальной 16SрРНК в биоптатах мочевого пузыря у 29% пациенток с СБМП/ИЦ, в отличие отконтрольной группы [71]. В пилотном исследовании при помощи ПЦР гена23основного белка наружной мембраны Kl. Pneumonia было обнаруженостатистически значимое повышение данного возбудителя у пациентов сСБМП/ИЦ по сравнению с контрольной группой (Franke, Stratton, Mitchell,1999).В других исследованиях при помощи ПЦР биоптатов мочевого пузыря былопоказано, что не культивируемые бактерии присутствуют у пациентов сСБМП/ИЦ и в контрольной группе примерно равном проценте случаев (Heritz исоавт., 1997; Keay и соавт., 1998).Несмотря на то, что некоторые клинические проявления СБМП/ИЦ напоминалипроявление инфекционного заболевания, многочисленные исследования сиспользованием традиционных бактериологических методик, не подтвердилисвязиСБМП/ИЦсинфекцией.Быловысказанопредположение,чтомикроорганизмы, вызывающие это заболевание, могут требовать специальныхусловий культивирования или присутствовать в организме в слишком малыхконцентрациях, что затрудняет их выявление доступными лабораторнымиметодами [78].
Благодаря прогрессу в молекулярной диагностике, сталовозможнымпреодолетьограничениябактериологическогометодакультивирования микроорганизмов. Исследователи прибегали к использованиюПЦР, клонирования и секвенирования 16S рибосомальной ДНК (рДНК), чтобывыявить микроорганизмы в биоптатах мочевого пузыря и моче пациентов сСБМП/ИЦ, но получали сомнительные результаты [44, 46, 69, 71 ,76,99].
Однако,некоторые их этих исследований показали, что в моче женщин, страдающихСБМП/ИЦ, концентрации бактерий выше, чем у здоровых женщин [44,71, 76].Более того, в клинических исследованиях было показано, что назначениеантибиотиков иногда может приводить к уменьшению интенсивности симптомов[81, 108, 119]. Исследование, выполненное Zhang и соавт.
2010), демонстрируетне только облегчение симптомов заболевания, но также снижение уровнянанобактерий после лечения антибиотиками, что является серьезным аргументомв пользу связи СБМП/ИЦ с микробной активностью в некоторых случаях [68].24Стремительными темпами появилось понятие «микробиом», и сразу заняло своёместо среди научных определений. По сути, так оно и было, ждали долго: лишь вначале нынешнего тысячелетия, а именно в 2001 году Джошуа Ледерберг (JoshuaLederberg) впервые предложил сам термин, определивший Микробиом, каксовокупностьгеноввсехсинантропных,симбиотическихипатогенныхмикроорганизмов, оказывающих влияние на среду, в которой они существуют.
В2007 году Национальный институт здоровья США (National Institutes of Health[NIH], США) запустил 5-летний проект «Микробиом человека» (HumanMicrobiomProject).Егоцельюсталоопределениевсеговидовогоиколичественного состава микробиоты здорового человека путём анализапоследовательности ДНК этих микроорганизмов. Полученную генетическуюинформацию в дальнейшем планировалось использовать, в том числе, длявыяснения того, как отсутствие и наличие тех или иных микроорганизмов связаносо здоровьем человека и возникновением заболеваний [16, 35, 53].Основная проблема, с которой столкнулись исследователи при попытках анализа(секвенирования) генетического материала в биологическом образце (например, ввагинальной жидкости) «оптом», состояла в том, чтобы отличить бактериальнуюДНК от всех прочих — в первую очередь от ДНК собственных клеток организма.Эту проблему удалось решить только благодаря открытию, сделанномуамериканским учёным Карлом Ричардом Вёзе (Carl Woese) в конце ХХ века(1985): рибосомальная РНК (рРНК) уникальна для каждого вида ядерных ибезъядерных клеток, в том числе и бактерий, и к тому же находится вне влиянияестественного отбора, а потому её гены наиболее стабильны.















